Все рубрики
В Омске четверг, 25 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5058    € 98,9118

Илья КАЛАШНИКОВ, управляющий омским подразделением Банка ВТБ (ПАО): «Мы прошли глобальную перенастройку всех бизнес-процессов»

12 апреля 2023 08:35
1
1541

По итогам 2022 года, несмотря на серьезные вызовы, Омская область продемонстрировала рост промышленного производства. 

(+5,3% по сравнению с 2021 годом), строительства жилья (+8,4% в квадратных метрах), оборота оптовой торговли (+8,5%). Нарастили прибыль рентабельно работающие в области организации до 67,3 млрд рублей. Сегодня перед нашим регионом стоят задачи по дальнейшему наращиванию промышленного потенциала, а также развитию программ импортозамещения. Достижение масштабных экономических целей невозможно представить без участия крупных банков. О том, какие изменения в прошлом году пережил финансовый рынок и, в частности, банк ВТБ, а также какие планы по развитию бизнеса он ставит перед собой в текущем управляющий омским подразделением Банка ВТБ (ПАО) Илья КАЛАШНИКОВ рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Внешнее давление на российскую экономику в прошлом году было довольно ощутимым, как и сегодня. Какие решения вы предлагали в сложившейся ситуации своим клиентам? 

– Вызовы для отечественной экономики в целом и для ВТБ в частности в очередной раз показали, насколько важна скорость реакции банка на запросы и настроения клиентов. Из-за санкционного давления многие привычные операции стали невозможны и потребовали мгновенной перестройки работы. Речь шла в первую очередь о работе платежных сервисов, банковского мобильного приложения, альтернативных инструментах для переводов. За прошлый год ВТБ создал новые платформенные решения, чтобы привычные операции вновь стали для наших клиентов удобными и максимально безопасными. Банкам пришлось создавать аналоги ушедших платежных сервисов – с помощью QR-кодов и СБП. Помимо этого ВТБ одним из первых настроил трансграничные переводы, замещая SWIFT, в 12 дружественных стран. По планам к концу 2023 года их список будет удвоен. Сегодня нашим клиентам доступны все привычные способы: переводы денег по реквизитам, по номеру карты и номеру телефона. В части сбережений мы предложили инструменты, альтернативные вкладам в долларах и евро – депозиты в юанях, вложения в золото и др.  Была проделана масштабная работа для того, чтобы клиенты смогли сохранить накопления, каналы обслуживания, получить удобные сервисы.

– К каким бизнес-результатам привела эта стратегия?

– Прошлый год был для всех непростым, но мы удержали ключевые показатели в Омске. Наш общий кредитный портфель превысил 80 млрд рублей, более половины из них занимает розница – 47 млрд. В сегменте среднего и малого бизнеса мы нарастили кредитный портфель на 7% – до 13,6 млрд рублей. По объективным причинам достигнутые финансовые показатели работы банка не могли расти, как в 2021 году, но сохранились примерно на уровне 2020 года. В первом полугодии омичи придерживались сберегательной модели поведения. Вклады и накопительные счета позволили нашим клиентам сохранить свои средства и существенно их приумножить, когда ставки по депозитам превышали 20% годовых. Но даже после снижения ставок вклады остались востребованными. Поэтому ресурсный портфель розничных клиентов по итогам года составил около 35,5 млрд рублей – на уровне предыдущего года. Произошло перераспределение: если год назад треть вложений приходилась на инвестиции с разной степенью риска, то сейчас 84% средств физлиц размещено на классических сберегательных продуктах. Высокий спрос на вклады и накопительные счета сохранится и в этом году. Основная масса – рублевые сбережения. При этом в последнее время все больше людей интересуется и сберегательными инструментами в юанях. Что касается депозитов в долларах и евро, то их доля заметно снизилась. Ресурсный портфель компаний СМБ показал динамику 6%. Компании среднего и малого бизнеса смогли получить гарантированный доход от срочных инструментов размещения. За счет новых технологичных решений мы не только не потеряли клиентов, но и привлекли новых. Сегодня мы обслуживаем более 210 тысяч физлиц, что составляет четверть активного экономического населения Омска. К концу года планируем увеличить их число до 240 тысяч. В сегменте среднего и малого бизнеса ВТБ выбрали более 7,2 тысячи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

– Работая со всеми сегментами бизнеса, какими инструментами вы помогаете стимулировать деловую активность в регионе?

– Наша работа состоит из многих аспектов –  от знакомства с компанией, ее потребностями до вывода новых производств на рынок. Если говорить о проектном финансировании – это длительный процесс, который может занять и год, и два. Предприниматели просчитывают свой бизнес-план, тщательно изучают вопрос приобретения оборудования, присматриваются к локациям, ищут поставщиков и потенциальных покупателей, исследуют технологии, логистику и многое другое. Мы поддерживаем клиентов на всех этапах: консультируем по самым разным вопросам, помогаем с контактами, профессиональными советами, поскольку находимся в курсе отраслевых специфик региональных предприятий. Не ограничиваемся классическим кредитованием, а стремимся быть полноценными партнерами. Знаю от предпринимателей, что они ценят банковскую экспертизу ВТБ, поскольку наши аналитики обязаны взвесить все риски, перед тем как одобрить кредитную линию. Это позволяет исправить недочеты, скорректировать ценовую политику, в общем, многосторонне оценить бизнес-план.

– У омских предпринимателей сохранился интерес к инвестиционному кредитованию?

– Мы видим, что у инвестиционных проектов в регионе есть потенциал, предприниматели уже возвращаются к реализации отложенных планов. В этих условиях необходимо обеспечить клиентам доступное финансирование, чтобы вывести их на траекторию уверенного роста. Сегодня в банке на рассмотрении находятся инвестпроекты в сфере строительства и сельского хозяйства, их объем составляет 5 млрд рублей. Часть их них будет реализована уже в этом году. Во многом именно благодаря поддержке крупнейших банков по итогам 2022 года удалось сохранить работу среднего и малого бизнеса в стране, продолжить реализацию проектов в области развития импортозамещающих производств, выстраивания логистических цепочек, выхода на новые рынки. ВТБ предпринимает все усилия для развития банковского обслуживания среднего и малого бизнеса. За прошлый год банк оказал поддержку в рамках льготного финансирования региональным компаниям в объеме 4,4 млрд рублей. В первую очередь среди омских компаний были востребованы программы Минсельхоза 1528 и Программа 1764. Мы намерены наращивать свои позиции за счет постоянного развития продуктовой линейки, использования возможностей интернет-банка ВТБ Бизнес и мобильного приложения, участия в стратегических мерах поддержки бизнеса. В регионе рассчитываем увеличить динамику кредитования опираясь, в первую очередь, на меры господдержки.

– Для розничных клиентов ВТБ в прошлом году представил масштабные социальные инициативы. В чем заключается их суть?

– Банк запустил стратегическую инициативу «Семейный капитал», направленную на помощь российским семьям. В этом году мы продолжаем ее развивать, кроме того, представили проект «Семейный банк» – комплекс финансовых услуг для членов семьи клиента ВТБ. Владелец карты может заказать для своих близких в ВТБ Онлайн дополнительные карты, установить лимит средств для родственников, оплачивать счета за родных. Дети тоже смогут получить свой доступ и осваивать навыки финансовой грамотности. Конечно, младшим членам семьи будет доступен ограниченный функционал, без возможности открывать кредиты. Наша ключевая задача осталась прежней – помогать каждому в той форме, в какой клиенту будет удобно. Предлагаем возможности дополнительного дохода при пользовании продуктами и сервисами банка, льготы при кредитовании, бесплатные программы страхования, удобные процедуры оформления налоговых вычетов и получения госуслуг и многое другое. Например, сейчас мы возобновили дополнительные выплаты для клиентов, которые переводят получение пенсии в ВТБ.

– Как такие проекты отражаются на вашей аудитории? Стали ли люди чаще пользоваться сервисами банка?

– Банк комплексно подходит к работе с юридическими и физическими лицами, сотрудники компаний тоже оказываются в выигрыше от работы с ВТБ. Это специальные условия по оформлению банковских продуктов, бескомиссионное снятие средств в любых банкоматах, повышенный кешбэк за покупки, программа лояльности с целым рядом партнеров и многое другое. Мы видим интерес к продуктам банка среди работающих граждан, 105 тысяч человек получают зарплату на карты ВТБ. Портфель зарплатных проектов заметно прирос – на 15%, в основном за счет бюджетных учреждений и коммерческих предприятий. В целом за прошлый год мы выдали 15 тысяч карт, на четверть больше, чем в 2021 году. Растет востребованность кредиток, и я полагаю, что в текущем году темп их использования сохранится, а одним из трендов станет услуга рассрочки, потенциал которой только начал раскрываться.

– В прошлом году банк выступил эмитентом карты жителя Омска, разработанной совместно с правительством Омской области. Как развивается этот проект?

– На сегодняшний день жители региона оформили свыше 21 тысячи таких карт, они пользуются спросом. Это аналог «Омки», только с расширенным функционалом, при этом карта абсолютно бесплатная в части оформления и использования, а в случае ее утери накопления не сгорают. По сути, это банковская карта, обеспечивающая льготный проезд в общественном транспорте, а также скидки в магазинах. Ее можно пополнить в любом банкомате ВТБ, рассчитаться с ее помощью в городском парке отдыха. В ближайшее время мы планируем существенно расширить ее функционал. Для этого ведем переговоры с муниципальными предприятиями, чтобы карту принимали в поликлиниках и больницах, кампусах и школах. В нее уже «зашиты» СНИЛС, страховой полис и прочие документы, поэтому карту можно предъявлять как аналог удостоверения личности, к примеру, студентам для входа в университет. Пока она доступна взрослым и подросткам с 14 лет. Скоро ее можно будет оформить на детей с семи лет.

В декабре ВТБ выкупил у Центробанка 100% акций банка «Открытие». Сколько времени займет процесс интеграции и позволит ли она усилить позиции банка на региональном рынке, как скажется на клиентах?


– Это важная для нас сделка. Ожидается, что синхронизация бизнес-процессов и переход на единую продуктовую линейку займет полтора-два года, поскольку необходимо учесть интересы клиентов всех сегментов бизнеса. В первую очередь мы думаем не о своих позициях на региональном рынке, наша задача – обеспечить клиентам комфортный переход и обслуживание. Первым шагом стало объединение банкоматной сети, которая насчитывает более 200 устройств самообслуживания. С февраля частные клиенты двух банков могут без комиссии снимать и вносить наличные в банкоматах двух банков.

– На чем сейчас будет сфокусирована работа ВТБ в Омской области?

– Мы планируем увеличить клиентскую базу СМБ и существенно усилить проникновение в региональный сегмент бизнеса, поскольку располагаем всеми возможностями – от оборотно-инвестиционного кредитования, сопровождения внешней экономической деятельности до услуг персональных менеджеров и валютных контролеров, небанковских сервисов и многого другого. Видим интерес к инвестиционному финансированию среди региональных компаний среднего и малого бизнеса, будем активно развиваться в этой теме. Здесь мы обладаем экспертизой и практическим опытом в решении любых, даже самых сложных кейсов. Будем активно работать с самозанятыми, предлагать им индивидуальные банковские решения.  Планируем расширять спектр предоставления услуг для частных клиентов. Здесь видим перспективы за счет развития ипотечного кредитования. В этом сегменте по итогам прошлого года ВТБ занял долю рынка в 35%, и в этом году мы намерены ее сохранить. Также будем развивать рынок кредитных карт, видим здесь большие перспективы. Автокредитование тоже имеет все шансы получить новый импульс для развития, прежде всего за счет активного использования программ господдержки отечественного автопрома и развития партнерских программ с автодилерами Китая. В ближайший год произойдет запуск новой мультиформатной точки продаж. Корпоративным и розничным клиентам абсолютное большинство финансовых операций сегодня доступно в дистанционном режиме, но мы не отказываемся от личных коммуникаций с пользователями наших услуг. Банковская инфраструктура сейчас позволяет бесшовно совмещать офлайн-каналы обслуживания и «цифру». И вне зависимости от внешних экономических и геополитических факторов для нас самым главным остается комфорт и безопасность клиентов, их благополучие и финансовая уверенность в завтрашнем дне. Со своей стороны мы готовы приложить максимальные усилия, чтобы все это воплотилось в жизнь.

Комментарии
Как это было 12 апреля 2023 в 13:39:
Приложение ВТБ работает отвратительно: подолгу грузится, показывает не актуальный остаток средств, не позволяло в январе получить сведения об остатке средств на дату. Приложение с утечкой сведений: совершишь операцию, в течение дня тебе позвонят мошенники... Службу безопасности банка это не интересует: «Нам тоже звонят мошенники...»Платеж на реквизиты юрлица не прошел: обратился в банк на Тарской, ни пояснить, ни провести этот платеж не смогли, рекомендовали пройти в Сбер! И ещё, из 10 рабочих мест для физлиц работало 4! Ожидал 40 минут. Позорный банк, работодатель загнал туда. Как только выдали карту, так стали звонить мошенники, а на карте ещё не рубля не было.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.