ПП № 8 приобрело установку по заправке кондиционеров в автобусах фреоном.
24 августа в Штабе общественной поддержки ответили на вопросы о развитии в Омске пассажирского транспорта.
Один трамвайный вагон стоит как четыре троллейбуса
Встреча была построена по типу круглого стола, за которым собрались городские чиновники, отвечающие за транспорт, депутаты и даже один бизнесмен. Однако по факту отвечали двое – заместитель мэра Омска Владимир КУПРИЯНОВ и директор департамента транспорта администрации города Вадим КОРМИЛЕЦ. Свое мнение в ходе беседы также высказывали заместитель председателя Омского городского совета Светлана СТУДЕНИКИНА и директор МП «Электрический транспорт», депутат, председатель комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Омского горсовета Сергей ФРОЛОВ.
Слушателей пришло около трех десятков, в основном представители КТОСов. Вопросов у них было много. После полутора часов общения спикеры попросили завершить мероприятие. За это время прозвучали более 20 вопросов.
Но сначала Владимир КУПРИЯНОВ рассказал о городском транспорте в общем. В частности, обратил внимание, что его обновление находится в середине пути. «В 2018 году начались закупки новых транспортных средств. Занимались и продолжаем заниматься обновлением троллейбусного парка. Несколько сложнее ситуация с трамваями. К сожалению, это самое дорогое транспортное средство из тех, что сегодня перевозит наших пассажиров», – отметил заместитель мэра.
В 2018 году администрация города купила 100 автобусов малого класса и 20 автобусов большого класса, затем 24 трамвайных вагона. «По состоянию на 2018 год (до того как мы начали эту работу) износ автобусов был 91%, по сути, 9 из 10 автобусов не должны были курсировать по улицам города, троллейбусного парка – 95%, трамваев – 92,5%. Наша системная работа в 2018-2023 годах привела довольно к неплохим показателям. Сегодня износ автобусного парка составляет 26,5%, т. е., по сути, нам осталось ликвидировать четверть износа, чтобы говорить о полном обновлении автобусного парка. У троллейбусов коэффициент износа – 39,7%, есть еще над чем поработать. С трамваями износ остается высоким – 73%. Один трамвайный вагон стоит почти как четыре автобуса. Закупать новые трамваи – напряженное мероприятие для бюджета любого уровня», – рассказал Владимир КУПРИЯНОВ и пояснил, что сегодня в Омске работает восемь трамвайных маршрутов.
Заместитель мэра напомнил, что в этом году городской автопарк пополнят 20 новых автобусов. Кроме того, в рамках инфраструктурного бюджетного кредита приобретено 49 троллейбусов «Адмирал» – 19 уже передвигаются по улицам, 30 – проходят регламентные процедуры. «Эти машины не заменят старые, а добавятся к тем, которые у нас существуют. Они призваны обеспечить транспортное сообщение самого бурно развивающегося района – Левый берег», – отметил Владимир КУПРИЯНОВ и пояснил, что на левобережье будут созданы три новых маршрута, а также второе депо для их работы.
Метро
– Остается актуальным использование в полном объеме метромоста. Министерство транспорта региона сегодня продолжает с подрядчиком проектные работы по возможности использования нижней части метромоста для трамвайного или троллейбусного сообщения. Проектировщик еще работает, говорить о результатах преждевременно», – подчеркнул Владимир КУПРИЯНОВ и тут же получил первый вопрос от участников: «А про метро расскажете попозже?». «На сегодняшний день проект настолько емкий по инвестициям,… – начал заместитель мэра Омска строить фразу, но затем, прервав самого себя, заявил: – Возьму на себя смелость сказать, что в обозримой перспективе метро в городе Омске не будет. Но в стратегическом плане в городе-миллионнике, который развивается, новые виды транспорта рано или поздно должны внедряться.
Владимир КУПРИЯНОВ заметил, что сегодня у горожан существуют две противоположные точки зрения на троллейбусы на Ленинградском мосту: одни считают, что их нужно оставить в центре города, как это сделано сейчас, во время ремонта моста, другие настаивают на их возврате. До окончания ремонта Ленинградского моста – в мае 2024 года – тема будет обсуждаться.
Одна из слушательниц круглого стола принимала участие в подсчете пассажиропотока и высказала недоумение условиями: «В ливень на улице считается пассажиропоток! Извините, но какой нормальный человек в такой ливень куда-то захочет ехать, если можно отложить?!». Отвечая, Владимир КУПРИЯНОВ посвятил собравшихся в нюансы данного процесса: «Во-первых, никто не считает пассажиров одним днем. Мы, безусловно, считаем в разных условиях и берем не столько среднее, сколько медианное число – один и тот же период времени в сравнении с этим же периодом в предыдущий срок. Вот сейчас мэр поставил задачу – подсчитать рост осеннего пассажиропотока, который связан с возвращением вузов к работе, школьников к учебе. Мы начали считать в середине августа: прирост от понедельника к понедельнику составляет в целом по городу (в том числе на немуниципальных маршрутах) 14-15 тыс. пассажиров. Кроме натурного пересчета, есть тот, что в виртуальном пространстве. Когда вы совершаете оплату проезда, это фиксируется нашим предприятием «Пассажирсервис». Оно осуществляет аналитику перевозок в Омске. Не попадают на учет только те нерегулируемые маршруты, которые к этой системе не присоединились. Их не так много».
Старый Кировск
Когда прозвучал вопрос, что планируется сделать с транспортом в Старом Кировске, Владимир КУПРИЯНОВ начал отвечать дипломатично: «Мы планируем сохранить нынешнюю ритмичную работу и дальнейшее укрепление за счет новых транспортных средств главного стержневого маршрута автобуса № 45». Затем заместитель мэра решил просветить население: «И давайте я в этом месте несколько неприятных вещей для простого пассажира скажу. Ни один миллионный город сегодня не может на 100% обеспечить беспересадочное движение пассажира из точки А в точку В. Существует федеральный социальный стандарт, который нам позволяет ориентироваться на цифру – не более двух пересадок. Мы стремимся сохранить большинство поездок в парадигме одной пересадки. Но если брать совсем отдаленные точки, то, конечно, две пересадки – это правда жизни. Социальный стандарт не зря придуман. Он просчитан, поверьте мне, многократно».
КУПРИЯНОВ пояснил, что в городе создаются три типа маршрутов: магистральные, которые двигаются в режиме «метро», т. е. с определенной жестко установленной периодичностью от 6 до 12 минут, подвозящие, где работает много частных перевозчиков, и хордовые.
«Юбилейный»
Очень многие участники дискуссии задавали вопросы о конкретных маршрутах, о транспортном обеспечении отдельных районов и микрорайонов. Например, помощник депутата Омского городского совета Инны ГОМОЛКО уточнила дату запуска троллейбуса в поселок Юбилейный. «Конец 2024 года. Это инфраструктурный бюджетный кредит, о котором я говорил», – заметил КУПРИЯНОВ и предложил Вадиму КОРМИЛЬЦУ дополнить тему.
– Мы планировали снять маршрут, который сейчас ходит до Ермака по ул. Нефтезаводской, и перенаправить в Юбилейный, но мешает отсутствие обустроенного диспетчерского пункта с туалетом на разворотной троллейбусной площадке. В этом году мы это организовать не сможем. Планируем в следующем году создать нормальный диспетчерский пункт с достойными санитарными условиями для экипажей и внести изменения в троллейбусную схему. Надеюсь, это будет до реализации мероприятий по инфраструктурному бюджетному кредиту. А в его рамках дополнительно туда будет ходить еще один троллейбусный маршрут, – более подробно описал ситуацию директор департамента транспорта.
Левый берег – в приоритете
Когда одна из участниц подняла вопрос о транспорте в Чкаловском поселке, Владимир КУПРИЯНОВ заметил: «Мы посмотрим на Чкаловский внимательно, но, поверьте, сегодня Старый Кировск и новый живут очень в напряженной транспортной реалии, гораздо более напряженной, чем многие сложившиеся микрорайоны. Там выстроены огромные массивы жилья, которые требуют быстрой реакции транспорта, иначе людям, кроме как на такси, не на чем уезжать. Поэтому мы сегодня с Левым берегом работаем чуть плотнее. Безусловно, ваше замечание о социальной справедливости имеет место, но по правде жизни мы вынуждены Левый берег в приоритет ставить. Это не значит, что бросили другие микрорайоны».
Экономика
– У департамента есть задача постепенно, не резко все маршруты в городе сделать регулируемыми, – заявил Владимир КУПРИЯНОВ и пояснил: – Почему нельзя это сделать в одночасье, думаю, вы понимаете – регулируемые маршруты предполагают нагрузку на бюджет. Для городского бюджета в одночасье сделать все маршруты регулируемыми финансово невозможно. Мы ежегодно балансируем и увеличиваем количество регулируемых. Это процесс многолетний.
Также в ходе встречи заместитель мэра пояснил, что контроль администрации за частными перевозчиками обычно заканчивается двумя итогами. «Перевозчик ссылается не нехватку водителей. И тогда пути решения два: либо закрыть маршрут и уйти с него, что крайне негативно для жителей, либо имеющимися людскими ресурсами закрывать в меньшем объеме, чем предусмотрено по плану. Сегодня типичная ситуация для частных маршрутов – работа на треть уменьшенным графиком, потому что не хватает водителей, – заметил Владимир КУПРИЯНОВ и добавил: – Их не хватает и в муниципальных предприятиях». Как оказалось, на ПП № 8 ждут 150 водителей, на «Электрическом транспорте» – около сотни.
Жительница Большой Островки в центре Омска пожаловалась, что к ним автобус приходит раз в час, и предложила добавить еще один маршрут. «Под изменение конфигурации среди маршрутов малого класса не попали только 7-8, которые относятся к категории социальных. Один из них – № 62. Чем они характеризуются? Они вывозят людей из неудобно расположенных с точки зрения транспортной доступности (а иногда отдаленных) микрорайонов. – пояснил Владимир КУПРИЯНОВ и перешел к конкретике: – Пассажиропотока из вашего микрорайона, поверьте мне на слово, нет. В понимании предприятий – хоть частных, хоть муниципальных – там экономика ноль или минус – работаем в убыток! Но мы такие маршруты сохраняем. Приведу пример. В Советском округе поселок Новоалександровка всего два автобуса обслуживают. С жителями мы договорились, что поскольку пассажиропотока нет, то имеющимся ресурсом выстраиваем график. Раз в час приезжает автобус, но зато жители точно знают, что в это время вывоз из микрорайона. В течение дня автобусы возят воздух, потому что посадка – 1-2 пассажира, а потом, в пиковые вечерние часы, всех привозят домой с работы. Примерно та же конфигурация у вашего 62-го. Мы там добавить маршруты не можем. Частные перевозчики тоже не возьмутся, у них социальных функций нет, у них задача – зарабатывать деньги на транспортных перевозках. Это правда жизни».
«Регата»
Жительница Омска, недовольная транспортным сообщением микрорайона «Регата», уточнила, что планируется сделать. «По «Регате» ситуация сложная, – взял слово Вадим КОРМИЛЕЦ. – Мы сейчас решаем вопрос организации одностороннего движения на участке Димитрова – Граничная – Суворова. Ширина проезжей части там недостаточная для двустороннего движения – требуется 6 метров, а имеется 5. В зимний период в условиях заснеженности и зауженности проезжей части автобус просто не сможет обеспечить разъезд со встречным транспортом. Но мы столкнулись с проблемой организации остановки общественного транспорта. Подходящего земельного участка шириной порядка 3 метров и длиной около 20 метров нет. Есть с противоположной стороны. И тогда наша схема движения по часовой стрелке разваливается. Сейчас работам над этим».
Деньги на валидаторы есть, но…
На вопрос, почему бы более активно не устанавливать в транспорте валидаторы, Владимир КУПРИЯНОВ назвал две причины: «Как ни парадоксально, это не экономика. Деньги на валидаторы у «Пассажирсервиса» есть. Мы специально выстроили не интенсивный план ввода валидаторов, чтобы не сокращать кондукторский состав и не вызывать социальную напряженность на рынке труда. Достаточно большая прослойка людей работает кондукторами и получает заработную плату (пусть и очень маленькую!). И мы сегодня их не сокращаем искусственно. Но когда человек увольняется по своим причинам – семейным, на пенсию, по здоровью, мы на его место нового не принимаем».
Заместитель мэра пояснил, что валидаторы уже установлены на все транспортные средства, где не было кондукторов, и озвучил еще один барьер для валидизации транспорта в Омске: «Вторая причина – более важная для предприятия – мы сейчас усиливаем контрольную службу, масштабируем, как в советские времена. Когда она начнет работать (примерно к зиме), можно будет говорить о вводе валидаторов на всех транспортных средствах. А пока кондуктор сохраняет функцию контроля».
Кондиционеры
Последний вопрос удалось задать обозревателю «Коммерческих Вестей»: по каким критериям мэрия закупает новые автобусы, учитывая, что на некоторых из них не предусмотрены кондиционеры. Ответил сильно удивившийся присутствию прессы на мероприятии Владимир КУПРИЯНОВ: «Мы обновляться стали с 2018 года. Это было до моей бытности в мэрии. Наверное, тогда приоритет отдавался количеству транспортных средств и условия конкурсной документации были чуть более лояльными. Действительно, в первые годы обновления транспорта наличие кондиционера в конкурсной документации не предусматривалось. Тем не менее с 2020-2021 годов во всем транспорте, который мы покупаем, наличие кондиционера обязательно».
Кроме того, заместитель мэра признал, что этим аномально жарким летом люди жаловались на то, что имеющиеся в транспорте кондиционеры не работали: «К сожалению, у нас не очень хорошо себя проявили кондиционеры. Утром выпускаем транспортное средство на маршрут и выясняем, что в середине дня кондиционер перестает работать. Машину с линии не снимаем. В будущем будет более строгий контроль. И открою небольшой технический секрет. Если в прошлом мы пользовались услугами подрядных организаций по заправке фреоном наших транспортных средств, то сейчас Марат Кабдулович (от ред.: САЛИКОВ, директор ПП № 8) уже приобрел станцию по заправке фреоном. Предприятие будет самостоятельно заправлять автобусы. Так надежнее, а главное – мы быстрее сможем реагировать на утечки фреона».