Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Для фигурантов уголовного дела «Зерна Сибири» запросили по 5,5 года лишения свободы

7 сентября 2023 10:00
0
1157

При этом идеолог скандального проекта до сих пор находится в международном розыске. 

16 августа в Куйбышевском районном суде начались прения сторон по уголовному делу о мошенничестве в крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), совершенном, по мнению следствия, в отношении АО «Логистическая компания «Зерно Сибири». Как утверждает обвинение, в 2019 – 2020 годах экс-директор АО «ЛК «Зерно Сибири» Алексей СЕКАЧЕВ, директор ООО «Глобал-С» Станислав САУТА и экс-директор ООО «Дары Сибири» Максим ПЛУЖНИКОВ под руководством бывшего члена совета директоров АО «ЛК «Зерно Сибири» Александра ЧЕТВЕРИКОВА совершили хищение денежных средств АО «ЛК «Зерно Сибири» на общую сумму 98,905 млн рублей при исполнении и оплате договора на поставку зерна пшеницы. СЕКАЧЕВ, ПЛУЖНИКОВ и САУТА признаны гражданскими ответчиками по иску о возмещении причиненного преступлением имущественного вреда. Депутат Государственной Думы РФ трех созывов Александр ЧЕТВЕРИКОВ объявлен в международный розыск, в его отношении материалы уголовного дела выделены в отдельное производство.

Финал судебного следствия

Перед тем как был окончен этап судебного следствия, защитой был заявлен ряд ходатайств. Первое касалось оказания судебного содействия о вызове на допрос в качестве свидетеля Ивана ТРОФИМОВА, бывшего в тот период заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области и возглавлявшего совет директоров логистической компании «Зерно Сибири». Защитник Алексея СЕКАЧЕВА Александр ДЕРЕВЯНКО пояснил суду, что ТРОФИМОВ выразил готовность явиться в Тимирязевский суд Москвы для допроса посредством ВКС. Однако суд в удовлетворении ходатайства отказал, сославшись на то, что столичные суды и так перегружены, допрос должен вестись по месту постоянной прописки свидетеля (а он до сих пор зарегистрирован в Омской области), и если бы защита была действительно заинтересована в допросе свидетеля, то могла бы организовать допрос и раньше.

Адвокат Максима ПЛУЖНИКОВА Юлия БОРОДИХИНА ходатайствовала о проведении дополнительной судебно-бухгалтерской экспертизы для установления объемов зерна и сумм поставок «Даров Сибири» в адрес «Зерна Сибири», объемов зерна и сумм, возвращенных «Дарам Сибири», сумм кредиторской задолженности «Даров Сибири» перед «Зерном Сибири», выяснения, достоверно ли отражены бухгалтерские сведения о реальных финансово-хозяйственных взаимоотношениях этих двух компаний и осуществлялся ли возврат денежных средств в адрес «Зерна Сибири» от иных юридических лиц по договорам поручительства. В удовлетворении ходатайства было отказано.

ДЕРЕВЯНКО также ходатайствовал о привлечении ЧЕТВЕРИКОВА в качестве гражданского ответчика по иску, предъявленному подсудимым о возмещении имущественного вреда. Однако и здесь суд отказал, поскольку уголовное дело в отношении идеолога проекта «Зерно Сибири», как уже было сказано, выделено в отдельное производство и не рассмотрено ввиду того, что местоположение ЧЕТВЕРИКОВА установить пока не удается. Любопытно, что в конце июля этого года в РИА «Служба новостей» было опубликовано интервью с ЧЕТВЕРИКОВЫМ, в котором он сообщал журналистам, что возглавил оргкомитет международной общественной организации «Россияне за рубежом», штаб-квартира которой расположена в Бельгии.

Прения. Прокурор

В прениях прокурор Александр САЛЬНИКОВ заявил, что ЧЕТВЕРИКОВ с целью хищения денежных средств создал организованную группу, в которую вовлек трех остальных фигурантов. С 10 по 28 октября 2019 года подсудимые изготовили и подписали договор поставки зерна между «Дарами Сибири» и «Зерном Сибири», а также договор хранения и оказания услуг элеватора. По версии следствия, документы создавали лишь видимость приобретения зерна, истинный замысел же был произвести оплату, но оставить на хранение товар у «Даров Сибири». Гособвинитель подчеркнул: собственных производственных мощностей, элеваторов или даже просто готового к продаже зерна у «Даров Сибири» на момент заключения договора с «Зерном Сибири» не было. СЕКАЧЕВ и ЧЕТВЕРИКОВ, по словам прокурора, скрыли этот факт от сотрудников «Зерна Сибири» в целях реализации своего преступного замысла и обеспечили отсутствие контроля за подписанием документов и фактическим исполнением обязательств: потребительская ценность для «Зерна Сибири» у этой сделки отсутствовала. ПЛУЖНИКОВ и САУТА «конспирировали» деятельность группы, создавая видимость приобретения и хранения зерна, только в гораздо меньшем, чем было заявлено по договору, объеме – на сумму более 13 млн рублей. Остальными средствами подсудимые распорядились по своему усмотрению. Часть была направлена в ООО «СибирьАгроИнвест» для приобретения активов Черноглазовского элеватора, часть на приобретение и реализацию зерна не в пользу «Зерна Сибири».

Специалисты отдела финансового контроля, анализируя деятельность хозяйствующих обществ с участием Омской области в уставном капитале, обнаружили массу нарушений в деятельности «Зерна Сибири»: в части сроков публикаций о закупках, исполнения обязательств договора о поставке (задолженность перед «Дарами Сибири», которая образовалась в связи с отказом от партий зерна, имеющих запах полыни), неисполнения «Дарами Сибири» обязательств о поставке товара «Зерну Сибири». При этом в судебных процессах о банкротстве Черноглазовского элеватора интересы кредиторов представляли сотрудники логистической компании, обратил внимание прокурор. Допрошенные в судебном следствии юристы «Зерна Сибири» признались, что выполняли поручения ЧЕТВЕРИКОВА, в том числе с ним согласовывал все свои решения СЕКАЧЕВ. Среди этих поручений – получить контроль над Черноглазовским элеватором для возврата зерна, принадлежащего компании, которое там хранилось.

САЛЬНИКОВ сослался на показания генерального директора по безопасности ЛК «Зерно Сибири» Станислава САХАРОВА («Коммерческие Вести» публиковали подробный репортаж допроса из зала суда), который посетовал на серьезное противодействие ЧЕТВЕРИКОВА и СЕКАЧЕВА, когда тот принялся выяснять причины неисполнения договора поставки зерна «Даров Сибири» «Зерну Сибири». По словам САХАРОВА, СЕКАЧЕВ пытался скрыть данные от УФК по Омской области, которое также проводило проверку. Били тревогу о том, что закупки «Зерно Сибири» ведутся не в соответствии с законодательством, и в экономическом отделе логистической компании, но руководство игнорировало жалобы сотрудников. Работники отдела логистики и снабжения, в чьи обязанности входил поиск контрагентов и согласование условий договоров с поставщиками, вообще не подозревали о существовании договоров с «Дарами Сибири». Все документы подписывал СЕКАЧЕВ, а фактически руководил процессами, пояснили они в суде, ЧЕТВЕРИКОВ, который не перестал держать руку на пульсе даже после того, как вышел из состава совета директоров.

Всю ответственность на ЧЕТВЕРИКОВА возложил и предприниматель Константин КОМИССОВСКИЙ, вместе с которым они контролировали «СибирьАгроИнвест». Свидетель уверял суд, что его ввели в заблуждение относительно деятельности компании и он не знал, что средства, переведенные «САИ» с расчетного счета «Даров Сибири» в виде процентных займов (38,7 млн рублей), ранее были перечислены «Дарам Сибири» «Зерном Сибири» в рамках исполнения договорных обязательств.

САЛЬНИКОВ подчеркнул: СЕКАЧЕВ не мог не осознавать всю степень своей ответственности, подписывая документы по указке ЧЕТВЕРИКОВА, он ни разу не предпринял попытки доложить на заседаниях совета директоров остальным его членам о том, что договор не исполняется. Знали на что шли и САУТА с ПЛУЖНИКОВЫМ, уверял суд прокурор:

– «Дары Сибири» создавали видимость крупного поставщика зерна, скрывавшего невозможность даже хранить зерно на элеваторе. Подсудимые, кстати, не оспаривают отсутствие товара. Желание исполнять договор с «Зерном Сибири» опровергается совокупностью доказательств: тогда бы подсудимые не стали осуществлять заем «СибирьАгроИнвесту», не стали бы расходовать средства не на приобретение зерна, а на иные цели.

Преступный сговор ЧЕТВЕРИКОВА с остальными фигурантами, по словам гособвинителя, подтверждается переписками и аудиозаписями телефонных переговоров:

– ЧЕТВЕРИКОВ, член совета директоров и фактический руководитель «Зерна Сибири», дал указание заключить договор поставки, санкционировал неформальное перечисление денежных средств в адрес «Даров Сибири», фактически контролировал «СибирьАгроИнвест», на счет которого поступили денежные средства, похищенные у логистической компании. Он осуществлял общее руководство, планирование преступной деятельности организованной группы, распределял между участниками роли, функции, контролировал деятельность привлеченных физических и юридических лиц для оказания различных услуг, необходимых в ходе совершения преступления, иных лиц, неосведомленных о действительном характере деяний, в совершение которых они были вовлечены, а также осуществлял распоряжение похищенными денежными средствами.

По словам САЛЬНИКОВА, СЕКАЧЕВ, генеральный директор «Зерна Сибири», «подписал договоры с «Дарами Сибири», обеспечил доступ участников группы к денежным средствам общества, организовал участие подчиненных сотрудников, неосведомленных относительно преступных намерений членов группы, в правовом сопровождении сделки с «Дарами Сибири», формировал, в том числе, являясь секретарем совещаний совета директоров, у учредителей, членов совета директоров и правительства Омской области, видимой заинтересованности в организации и обеспечении эффективной и результативной деятельности общества, не принимал никаких мер по контролю и надлежащей проверки «Даров Сибири» и сделок с ними»:

– Наоборот, он отстранил сотрудников службы безопасности, отдела закупок от процесса проверки указанного контрагента, в том числе по вопросам наличия и качества поставляемого зерна. ПЛУЖНИКОВ, директор «Даров Сибири», подписал договор поставки в адрес «Зерна Сибири», в том числе все спецификации, производил перечисления по расчетному счету «Даров Сибири», в том числе в адрес «СибирьАгроИнвеста». САУТА, представитель «Даров Сибири», который контролировал оформление, подписание договоров по сделке с «Зерном Сибири», принимал участие в распоряжении полученными «Дарами Сибири» денежными средствами. Сотрудники «Зерна Сибири» и «Даров Сибири» воспринимали его как фактического руководителя «Даров Сибири». Кроме того, оба подсудимых подыскали юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, хранителями зерна пшеницы для введения в заблуждение работников ЛК о принадлежности зерна «Дарам Сибири», о его количественных и качественных характеристиках, а также обеспечивали изготовление и подписание документов, придававших видимость законности совершаемой сделки по поставке «Дарам Сибири» в адрес ЛК.

Прокурор предложил суду учесть в качестве смягчающих обстоятельств частичное возмещение ущерба СЕКАЧЕВЫМ, ПЛУЖНИКОВЫМ и САУТОЙ, но признать их виновными в совершении мошенничества в особо крупном размере. Для каждого гособвинитель запросил 5 лет 5 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, а также обязать возместить ущерб по гражданскому иску в полном объеме.

Прения. Потерпевший

Представитель потерпевшего – АО «ЛК «Зерно Сибири» – поддержал позицию прокуратуры относительно доказанности вины подсудимых, квалификации их действий, наказания и разрешения гражданского иска:

– ЧЕТВЕРИКОВ имел серьезный кредит доверия от руководства области. Ему, как ученому-экономисту, поручили организовать значимое для региона предприятие, фактически доверили управление этим обществом. Однако он, а также привлеченные им в преступную группу лица, злоупотребили этим доверием. Мы имеем дело с обвинением в групповом преступлении, в мошенничестве, совершенном организованной группой. Для такого вида преступления важно не то, чего лично для себя добивался каждый член группы, важно то, что все участники организованной группы осознавали цели совместного совершаемого преступления. В рассматриваемом деле цель очевидно корыстна, а именно безвозмездно вывести денежные средств со счета «Зерна Сибири» на подконтрольные участникам группы банковские счета. При этом совсем необязательно, чтобы все участники группы лично могли контролировать счет поступления денежных средств.

По словам юриста «Зерна Сибири», СЕКАЧЕВ однозначно вынашивал корыстные намерения, поскольку он «получал зарплату генерального директора, не выполняя функции генерального директора», кроме того, «у него имелась личная заинтересованность выполнения преступных указаний ЧЕТВЕРИКОВА – он стремился к дальнейшему продвижению по карьерной лестнице и надеялся, что такой авторитетный человек, как ЧЕТВЕРИКОВ, окажет ему содействие». Поскольку ПЛУЖНИКОВ и САУТА воспользовались своим конституционным правом не отвечать на вопросы стороны обвинения, подробного разбора их деяний со стороны представителя потерпевшего не последовало:

– Однозначно следует, что ЧЕТВЕРИКОВ, СЕКАЧЕВ и ПЛУЖНИКОВ, занимая руководящие, контролирующие должности в юридических лицах, использовали имеющиеся у них служебное положение при совершении хищения. При этом соучастник преступления САУТА был осведомлен об использовании ими служебных полномочий и содействовал им в достижении преступных целей организованной группы.

В настоящее время невозмещенная часть ущерба по гражданскому иску «Зерну Сибири» составляет 19 843 096 рублей 73 копейки, с учетом неустойки – 20 461 396 рублей 42 копейки:

– Общество в полном объеме поддерживает заявленные требования и настаивает на их удовлетворении в том числе за счет имущества принадлежащего подсудимому ЧЕТВЕРИКОВУ и контролируемым им лицам.

Подробный репортаж с выступлениями в прениях подсудимых и их адвокатов читайте в следующем номере «Коммерческих Вестей».

Фото Максим КАРМАЕВ
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.