Департамент ликвидирует управление земельных отношений и отдел приватизации и создает новую структуру. Зачем?
Что это за структура – департамент имущественных отношений? Если учитывать правопредшественников – комитет по управлению муниципальным имуществом и фонд муниципального имущества, он появился в 1991 году. Собственно департамент с несоизмеримо большим количеством функций и полномочий и степеней ответственности в том виде, в каком мы привыкли, был создан в 1997 году Николаем ЯЛОВЕНКО.
Структура
Я был первым заместителем Николая ЯЛОВЕНКО, имел непосредственное отношение к созданию, становлению и развитию департамента. За эти годы сменилось немалое количество директоров с разным уровнем квалификации, государственного мышления, ответственности или безответственности – всякие были. Соответственно, и функции департамент исполнял по-разному – когда лучше, когда хуже, когда совсем безобразно. Но одна вещь все эти годы сохранялась – преемственность общей системы, общих подходов. Теперь пришла новая команда во главе с Денисом ДЕНЕЖКИНЫМ. Как следует из его ярких высказываний и из действий, ему совершенно искренне представляется, что его команда – первая, кто понимает по-настоящему, как департамент должен работать. А все, что было до них, было неправильно.
Сейчас утверждена новая структура департамента. Внутри департамента теперь существует структура типа МФЦ, который по единому непонятному принципу будет заниматься всем – муниципальными услугами по предоставлению земли, приватизацией. А управление земельных отношений и отдел приватизации будут ликвидированы.
Новое руководство департамента убеждено, что вот так все будет работать идеально. Мое мнение как профессионала: работать не будет. Если я не прав, и время покажет, что правы они и все заработает как часы, а я уверен, что так не будет, – я первый приду к Денису Викторовичу, если он меня примет, так как попасть к нынешним руководителям мэрии – ко всем! – очень тяжело, тогда заочно пожму ему руку, поздравлю и скажу: молодец! Но еще раз повторю: убежден, что этого не произойдет.
Дурная преемственность
Однако в одной, прямо скажем, дурной вещи преемственность осталась. Практика такая сложилась лишь в течение последних нескольких лет: так называемое взыскание неосновательного обогащения за пользование землей. Кто спорит – должны платить. Принцип платности никто не отменял. Но что происходит на деле? Купило физлицо, юрлицо или предприниматель какие-то здания – производственные, офисные, не важно. Под ними ранее земельного участка не было. Значит, за землю предыдущие собственники не платили. Новый собственник понимает: платить надо, а для этого необходимо земельный участок сформировать. Он обращается к кадастровым инженерам, платит деньги, они формируют участок, далее он идет в департамент, чтобы ему утвердили схему для постановки на кадастровый учет, дабы потом ее выкупить или взять в аренду. Ему схему утверждают. Но пока еще участка нет: он появится только после постановки на учет. Но у участка теперь обозначены границы и площадь – в схеме все это есть. А процедура постановки на учет, приобретения прав нередко затягивается. В силу объективных или субъективных причин.
И что департамент делает, когда к нему приходят добросовестные люди, которые делают по-честному – купил, хочу оформить землю и за нее платить? Он их ловит, своим муниципальным земельным контролем актирует, что тот пользуется участком с такими границами. Ждет какое-то время. Процедура затягивается, атот, кто участок оформляет, пока он не знает, сколько платить, и поэтому не платит. А департамент за весь период времени насчитывает плату по 108-му постановлению – по-максимуму, в самом грубом варианте – и выкатывают неосновательное обогащение. Собственник имущества ошалевает, а чиновники идут в суд и взыскивают сумму. Они из судов не вылезают по таким делам.
Самое интересное, что немало прямо противоположных ситуаций: имеется здание, офисное или бывший производственный корпус, переделанный в офисное, под ним земельный участок сформирован, но никто за него не платит. И ничего! Департамент особых усилий не предпринимает. Хотя казалось бы: вот она ваша работа – взыскивайте.
Более того, есть случаи, я их знаю, когда один из собственников нежилых помещений, который там внутри здания сидит (а их там может быть 10 — 20 или 30), для себя лично решает оформить землю. Ну, ему нужно – для банка, например, чтобы объем возможного залога увеличить. Он имеет право самостоятельно обратиться в департамент – один, чтобы ему оформили аренду. Аренда с множественностью лиц на стороне арендатора, потому что все остальные должны будут в нее вступить. Ему обязаны оформить по закону, и ему оформляют его договор на его долю в праве на участок. Он начинает платить. Департамент в короткий жестко установленный законодательством срок обязан всех остальных арендаторов заставить оформить аналогичные договоры. Проходят месяцы, а то и годы – чиновники палец о палец не ударяют. Это что – государственная политика?!
Пучок за рубль
Или вот возьмем пресловутое 108-е постановление. Ставки изменились, но их по-прежнему рассчитывают от рыночной цены. Хотя предпринимательское сообщество стеной стоит, что базой расчета должна быть кадастровая стоимость. А от нее уже система коэффициентов, которая обсуждается.
Один из доводов чиновников, который звучит, в частности, от департамента: как быть, если сданный в аренду земельный участок является землями общего пользования, стоимость которых один рубль. Какая-де здесь может быть кадастровая стоимость? Это лукавство.
У нас, например, два вида участков под полосы отвода. Если на участке зарегистрирована по праву муниципальной собственности дорога как линейный объект, то это 13-й вид разрешенного использования – кадастровая стоимость 230,2 руб. за квадратный метр. Если дорога не зарегистрирована – стоимость земли общего пользования один рубль. Но если из этой земли формируется земельный участочек – под киоск, под павильон, у него вид разрешенного использования остается по названию так же: земли общего пользования, но указывается, что используется под размещение киоска. И соответственно ставка не 1 рубль: участок пересчитывают под 5-й вид –торговля, где кадастровая стоимость куда выше.
Чиновники говорят: а если все же рубль? Но у меня вопрос: а откуда у вас взялись такие участки? А они есть. Существуют такие договоры в департаменте имущественных отношений, где земельный участок определенных размеров, имеющий вид разрешенного использования земли общего пользования, действительно стоящие рубль, почему-то до сих пор сдан в аренду под коммерческое использование. Под парковку или что-то другое. А если участки не застроены, то арендную плату по 108-п нужно считать от кадастровой стоимости участка: 2% – 2 копейки в год. И они эти 2 копейки в год всерьез считаю, и взыскивают. Но откуда у вас эти участки до сих пор сохранились? У вас отдел кадастровой оценки есть и в новой структуре. Вы почему не предприняли меры, чтобы не сделать ситуацию нормальной?
Олег ЛИЗГУНОВ, директор ООО "Лизгунов и Партнеры"
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 мая 2018 года