В свет вывели предметы из всех музейных коллекций.
Логическим завершением череды мероприятий, посвященных 100-летию Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, стала выставка «Парад премьер» (0+). Она создана на основе богатейшей музейной коллекции, которая сегодня насчитывает свыше 35 000 единиц хранения. Для экспозиции было отобрано 170 значимых в художественном и научном отношении произведений – от эпохи Возрождения до конца XX века.
– Главным условием при отборе экспонатов был аспект новизны, – говорит куратор выставки хранитель коллекции зарубежной живописи, старший научный сотрудник музея Елена РЕУТОВА. – Это либо произведения, которые по разным причинам ранее не экспонировались, либо те, которые показывались давно, и зрители успели их забыть. А также произведения после атрибуции или реставрации, которые представлены в новом свете. У нас на выставке два раздела. Первый – это показ классической коллекции, мы его назвали «Сибирский Эрмитаж», потому что многие сравнивают омский музей с Эрмитажем. Второй раздел – «XX век. Расширяя горизонты». Понятно, что музейная коллекция активно формировалась за счет произведений именно этого периода. И надо отметить, что впервые мы показываем произведения из всех двенадцати фондов музея.
Первый раздел содержит четыре тематических блока. В «Пинакотеке» представлена живопись. Одними из самых заметных произведений здесь являются полотно «Аллегория Веры» знаменитого венецианского художника XVIII века Грегорио Ладзарини и картина «На пароме» кисти русского академиста Петра Соколова. Оба произведения относятся к ранним поступлениям. Работа Ладзарини почти сто лет не просто находилась в фондах – она не покидала реставрационной мастерской. Полотно имело очень плохую сохранность, было заклеено профилактическими заклейками. Три последних года шли сложнейшие реставрационные работы, которые проводила реставратор живописи Виктория ЕФИМЕНКО, благодаря чему полотно теперь могут увидеть зрители.
В «Реликварии» располагаются предметы, имеющие сакральное и религиозное значение. Тут особое внимание следует обратить на две алтарные створки «Святая Агнесса» и «Святая Цецилия», выполненные итальянским художником фламандского происхождения, представителем болонской школы живописи Денисом Кальвартом. Возвращение этого имени стало результатом межмузейного сотрудничества и одним из самых ярких событий последних лет. Атрибуцию в канун 100-летия омского музея произвела хранитель коллекции венецианской живописи, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Ирина АРТЕМЬЕВА.
В блоке «Гравюрный кабинет» представлены гравюры и книги. Премьерный показ многих работ тоже стал возможен благодаря реставрации. Так, были возвращены к жизни три классические гравюры западноевропейских мастеров XVIII–XIX веков.
«Кабинет редкостей», как можно предположить уже из названия, собрал различные диковины. Здесь представлены фонды ДПИ.
Большая гордость музея – то, что совсем недавно имя автора обрели три произведения ювелирного искусства, поступившие в музей в 1928 году как работы неизвестных европейских мастеров. Это декорированный эмалью серебряный рог, табакерка-черепаха из горного хрусталя и оправленный в серебро изящный хрустальный бокал, украшенный филигранной росписью. Только в 2024 году хранителю коллекции декоративно-прикладного искусства, старшему научному сотруднику музея Игорю ГЛАЗОВУ удалось установить, что автор у предметов один – выдающийся австрийский ювелир эпохи историзма Герман Ратцерсдорфер.
Целая витрина посвящена веерному искусству. Несколько экземпляров вееров поступило в музей еще в 1920-х годах, но этого было недостаточно для серьезной коллекции. А в 2016 году петербургский модельер Марина СЕДОВА после своей выставки подарила музею большое количество женских аксессуаров, среди которых порядка двух десятков вееров. И коллекция сформировалась, сейчас показывается лишь часть ее, поскольку экспонатов уже достаточно много.
В разделе «XX век. Расширяя горизонты» присутствуют как работы новаторов своего времени, так и классиков отечественного искусства, включая ярких художников Омска: Владимира Тронова, Николая Третьякова, Геннадия Штабнова. В формате «Выставка в выставке» организован первый в истории музея показ монографического раздела произведений Виталия Денисова, живописца, отразившего в своем творчестве искания мастеров начала XX века.
Настоящей премьерой стал «Портрет неизвестной» (предположительно Е.И. Киркальди) кисти одного из лидеров русского авангарда Ильи Машкова. В 1987 году в музее появилось его произведение «Крым. Судак», и это уже была большая удача.
А когда в 2009 году началась реставрация, то на оборотной стороне пейзажа, под слоем белой краски, было обнаружено ранее неизвестное произведение художника. Портрет имел очень хорошую сохранность, хотя был неоконченным. Сегодня у зрителя есть возможность увидеть полотно с лицевой и оборотной стороны – так сказать, «два в одном». А в научный оборот вводится новое, доселе неизвестное произведение яркого представителя русского авангарда.
Выставка рассказывает об интересных открытиях, а также позволяет познакомиться с работой музея изнутри. В создание экспозиции вложен труд многих сотрудников, и «Парад премьер» – это настоящий подарок для всех ценителей прекрасного.
Работа выставки продлится до 18 мая 2025 года.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА