Здесь вы точно испытаете чувство гармонии и просветления.
В галерее «Водопад» (внутренний двор почтамта) до конца недели можно посетить экспозицию «Немного солнца» (16+). Это совместная выставка известного омского художника-пастелиста Ольги КОШЕЛЕВОЙ и ее сына Ярослава ШИРЯЕВА, который несколько лет живет и работает в Японии. Именно японская философия созерцания отразилась в серии пастелей и фотографиях.
Прошлой осенью Ольга по приглашению сына тоже побывала в Стране восходящего солнца и привезла оттуда массу впечатлений. Первое знакомство с японской культурой произошло у нее еще в юности посредством чтения книг Басе, Акутагавы, Кавабаты. Желание увидеть сейчас аутентичные кимоно, которые описывались в их произведениях, привело в Токийский национальный музей.
– Там, собственно, и произошел переход, который необходим мне в любой поездке, когда исчезает ощущение времени, пространства и ты проваливаешься только в какое-то эмоциональное восприятие, – рассказывает Ольга КОШЕЛЕВА. – В Грузии это был Уплисцихе – древний пещерный город, а здесь оказался Японский корпус Токийского музея. Помимо кимоно, я увидела залы с графикой. Там лежат свитки по тридцать метров, и в них сюжетно развиваются истории, наполненные традиционным японским колоритом. Смотришь на такую фрагментарную графику, и тут же в памяти всплывает стиль модерн, и становится понятно, откуда он произошел и кто стал источником вдохновения для Европы. Дальше была керамика, чашечки раку для чайной церемонии, очень красиво представленные. Я вышла из музея и поняла, что всё – материал для работы на ближайшие два года у меня есть. Приехала домой и начала серию.
Серия «Экспонаты» – это двенадцать чашек. Вернее – чаш. Каждая имеет свою форму, цвет и свое «очарование вещи».
Редкий случай, когда пастели не помещены под стекло, и поэтому восприятию работ ничто не мешает, нет искажения, ощущения преграды. Можно подолгу стоять возле каждой, проникать в ее суть и проникаться ею.
В гармоничный диалог с цветными пастелями вступает черно-белая фотография. Ярослав ШИРЯЕВ увлекается фотосъемкой давно, снимает исключительно на пленку. Для математика-программиста с плотным графиком работы это некая отдушина, возможность на какое-то время поменять ритм жизни.
«Снимки создаются не как следствие впечатления, а являются как частью моей повседневности, так и возможностью ее остановить, прочертить границу между одной субботой и другой. Даже выбор пленки как инструмента в этом смысле выглядит логично: один момент – один кадр. Плохой или хороший, не важно, главное – момент пойман, усилие сделано. Повседневность споткнулась, и не стоит подпитывать ее бесконечным зажатием кнопки затвора на мобильном телефоне», – пишет в аннотации к своей части выставки Ярослав ШИРЯЕВ.
Фотографии, представленные в экспозиции, сделаны в парке в выходной день. Несмотря на кажущуюся спонтанность, работы композиционны и в чем-то кинематографичны (вспоминается «Фотоувеличение» Антониони). Это словно стоп-кадры, где эффект присутствия человека часто достигается без его изображения, что уже определенное мастерство. Одна из работ называется Komorebi, что в буквальном переводе с японского означает «Лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву деревьев». В контексте выставки это воспринимается как поиск солнечного света везде и во всем.
Для Ольги КОШЕЛЕВОЙ выставка стала возможностью объединиться в одном пространстве с любимым человеком, а андеграундная площадка – еще и испытанием новой аудиторией.
Жаль, что выставка работает недолго, но серия «Экспонаты» только начата, она будет прирастать, как подтвердила Ольга, поэтому работы из нее мы увидим еще не раз.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА