Инвестиционный совет прошелся по «дорожной карте» 2018 года.
24 января в Омске состоялось второе заседание Совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства. Некоторые итоги стали неожиданными.
Заседание прошло в остром формате. Не дожидаясь, пока на недостатки укажут предприниматели, мэр Оксана ФАДИНА сама вскрыла недочеты в работе своих подчиненных, причем больше всего критики досталось департаментам имущественных отношений и архитектуры, руководителей которых мэр недавно уволила.
Напомним, глава депимущества Денис ДЕНЕЖКИН покинул свой пост 17 января 2019 года, а главный архитектор города Игорь ПАВЛОВ был уволен в последний рабочий день 2018 года, 30 декабря.
О, дивный новый мир
В первый раз совет собирался обновленным составом в конце сентября 2018 года, и тогда было намечено создание так называемой дорожной карты, то есть конкретного плана мероприятий по улучшению инвестиционного климата, в котором были прописаны задачи для всех департаментов и подразделений, направленные на улучшение показателей национального рейтинга инвестклимата в городе. Как отметила градоначальница, благодаря такому комплексному подходу этот процесс удалось конкретизировать и облечь в форму некоего довольно внятного документа, позволяющего контролировать степень участия каждого структурного подразделения и оперативно выявлять недоработки. То есть от разговоров о том, что инвестиционный климат в городе необходимо улучшать, перешли к конкретным действиям, и начать решили с усовершенствования бюрократических процедур. В принципе это пока все, что может предложить и сделать мэрия, но, как выяснилось, и этого немало, так как в большинстве случаев достаточно просто не ставить бизнесу палки в колеса.
Глава Ленинского округа Дмитрий ЗЯРКО зорко смотрел не только свой смартфон, но и в смартфон главы Октябрьского округа Владимира КУПРИЯНОВА. Нверное, сравнивал то, что слышит, с тем, что видит
Довольно пафосный план по улучшению инвестклимата в городе предполагает четыре направления: это регуляторная среда (речь идет о качестве муниципальных услуг), доступные институты для бизнеса (правовые механизмы, защищающие права инвесторов), инфраструктура и ресурсы, а также меры по поддержке малого предпринимательства. Если дистанцироваться от нудных бюрократических формулировок, то чиновники взяли на себя обязательства провести целый комплекс мероприятий, который сводится к следующему: департаменты, отвечающие за землю, строительство и имущественные отношения, должны разработать связанную с этим нормативную базу.
Все проекты, предполагающие вложения в строительство, реконструкцию и открытие новых бизнесов, должны рассматриваться оперативно, и для этого необходимо усовершенствовать документооборот. Компаниям, прокладывающим сети и строящим коммуникации, нужно оказывать всяческую поддержку, а малому и среднему бизнесу нужно обеспечить доступ к информации и меры поддержки на региональном и муниципальном уровне, чтобы они максимально использовали имеющийся ресурс. И все эти мечты были прописаны по пунктам еще в прошлом году, и вот теперь пришло время проверить их выполнение.
Выполнено одно мероприятие из одного
В рамках «дорожной карты» было намечено 83 мероприятия, из которых реально удалось выполнить 63, а 20 было перенесено на 2019 год, но самое любопытное не это, а оценка работы сотрудников мэром ФАДИНОЙ.
Так, оказалось, что самый низкий рейтинг заработали департамент имущественных отношений, которым руководил Денис ДЕНЕЖКИН, – всего 54% выполнения (13 мероприятий из 24) и департамент архитектуры и градостроительства – 50% выполнения (5 мероприятий из 10). Серьезным лидером стал департамент экономической политики во главе с Ольгой ПАРФЕНОВОЙ – 94% выполнения (31 мероприятие из 33). А вот по другим лидерам есть вопросы. Если, например, у первого заместителя мэра Евгения ФОМИНА процент выполнения составил 88 (6 мероприятий из 8), то целый ряд чиновников, включая заместителя мэра Елену ШИПИЛОВУ, вообще отчитались о стопроцентном выполнении намеченного плана, при этом ими были выполнены либо два мероприятия из намеченных двух, либо вообще одно из одного.
Тем не менее мэр не удержалась от потока критики в адрес своих подчиненных.
– Что меня волнует на самом деле? Это то, что, например, департаментом имущественных отношений было выполнено всего 54% намеченного, причем это были довольно важные мероприятия для бизнеса, и департамент архитектуры и градостроительства, где обстановка сложилась еще хуже, запланированные мероприятия были выполнены всего на 50%. Половину сделали, а половину не сделали. И еще очень важно посмотреть, что просто не успели закончить, а к чему не приступили вообще. Вот поэтому важно заслушать руководителей структурных подразделений, чтобы понять, от чего зависит создание «климатических» условий для бизнеса, – заявила Оксана ФАДИНА.
При этом исполнявший на тот момент обязанности руководителя депимущества Егор ЦВИЛИЙ на претензии отреагировал довольно хладнокровно, так как они касались его предшественника ДЕНЕЖКИНА. Забегая вперед, отметим, что уже на следующий день мэрия объявила о назначении нового руководителя депимущества Дмитрия МАХИНИ, ЦВИЛИЙ остался в ранге заместителя. Суть высказываний представителя депимущества свелась к тому, что, несмотря на низкие показатели в отчете, сотрудники сложа руки не сидели. Так, по целому ряду вопросов была разработана нормативная база, например, регламент предоставления земельных участков без торгов для конечных инвесторов. Создан алгоритм прохождения инвесторов через структуру «одного окна». Изучен вопрос создания сети наземных парковок, причем учтен опыт Томска, Новосибирска и Красноярска. Департамент также активно участвовал в разработке процедуры аренды и выкупа земли, над которой работали областные власти.
Оксана ФАДИНА занималась улучшением инвестиционного климата еще на посту министра экономики региона и продолжила привычное дело уже мэром Омска
Однако мэра отчет депимущества не удовлетворил, и она ясно дала понять представителю департамента, что его работа на новом месте легкой не будет, искусству составления отчетов ему еще придется учиться, а ПАВЛОВ и ДЕНЕЖКИН были уволены не зря.
– Коллеги, произошло то, что произошло, половина мероприятий не выполнена! При этом мы не совсем поняли, будут в итоге в Омске парковки или нет. Когда мы делаем ежеквартальный отчет и отмечаем в нем выполнение задач, то видим, что, например, 5-я и 17-я – не выполнены. Я вот сижу и выделяю себе кружочками несделанное. А что такое пятая задача? А это, оказывается, парковки. А семнадцатая? Разработка механизма предоставления муниципальных преференций в плате за земельные участки. Интересно бизнесу это? Разумеется, интересно. Но не выполнено. Что такое пункт 48?А это мероприятия по информированности предпринимателей в области кадастрового учета. И там предполагались социологические опросы, но это тоже не сделано. Вот это и есть на самом деле конкретика. Поэтому, когда мы готовимся к выступлению и отмечаем, что что-то не получилось, то надо говорить, почему именно не получилось. А когда мы говорим, что это был задел на будущее, то скажу, что с теми, у кого это был задел на будущее, перед новым годом и недавно мы расстались. Да, это неприятно, но у меня нет времени ждать ваши заделы на будущее, все они были обозначены еще 16 августа, когда была подписана «дорожная карта». И дедлайн был поставлен на 31 декабря. Но, если мы разбирались с вопросом и вдруг выяснили, что нормативная документация по стоянкам не требуется, то не надо отмечать это как неисполненное. Вот так должна работать эта технология, – гневалась Оксана ФАДИНА.
После яростной атаки на депимущества мэр потребовала от и.о. директора департамента архитектуры и градостроительства Николая КРАВЧЕНКО не растекаться мыслью по древу и конкретно озвучить то, что не было сделано и почему. Тот также не растерялся и грамотно отбил атаку, подробно рассказал, что в принципе основной объем невыполненных задач является скорее незавершенным, так как их выполнение близко к 90%, а по ряду задач их выполнение сорвалось по не зависящим от департамента причинам.
Президент Союза предпринимателей Димитрий ГАЛАВАНОВ на протяжении лет 20 слушает, как власть улучшает инвестиционный климат. Но почему-то бизнесу все равно памурно
Реформа бюрократии приносит свой профит
Тем не менее, несмотря на выявленный комплекс проблем, оказалось, что реальный эффект от создания «дорожной карты» все-таки есть, и его наличие отметили даже представители ресурсных организаций. Так, даже у присутствовавшего на мероприятии гендиректора ОАО «ОмскВодоканал» Сергея ШЕЛЕСТА, несмотря на непростые отношения этой компании с мэрией, не было никаких серьезных претензий. Как выяснилось, в этом направлении в принципе зафиксирован определенный прорыв, так как реализация инвестпрограмм «ОмскВодоканала», Омскэлектро, «Омск РТС», Омскгоргаза, Омскгазсети ПАО «МРСК-Сибири» взята мэрией на особый контроль, суть которого такова: если кто-то собирается что-то строить, ремонтировать или подключать, то мэрия должна обеспечить оперативное оформление документов. Причем это касается не только ресурсников и коммунальщиков.
Так, уже заключены договоры аренды земельных участков с ООО «МДМ Сибирь» (компания заявила о строительстве гостинично-сервисного центра VOLVO-RENAULT, стоимость проекта 292,79 млн. рублей) и АО «Тандер» (реконструкция регионального распределительного центра на ул. 3-я Молодежная, стоимость вложений – 1464,20 млн. рублей). Сейчас решается вопрос с землей для строительства испытательного комплекса на промплощадке АО «ОМКБ». Филиал ПАО «ОДК-Сатурн» готов вложить в него 1206,00 млн. рублей.
Дан свет и инновационным проектам, реализацию которых уже совсем скоро увидят все омичи. Администрация готова предоставить площадку для тестовой демонстрации светодиодных светильников с использованием концепции «Умный город» и сверстать план модернизации наружного освещения в городе, проектом готово заняться ОАО «Эр-Телеком Холдинг».
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 января 2019 года