Кассация в Тюмени взыскала ГК «Агентство по страхованию вкладов» 19,14 млн рублей.
12 июля обнародован полный текст постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа на кассационную жалобу Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Ранее постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2019 года признаны незаконными действия ГК «Агентство по страхованию вкладов» в лице представителя Василия СТОЛБОВА и взыскано с Агентства в конкурсную массу общества «Мираф-Банк» 19,14 млн руб. в возмещение убытков.
Напомним, что с 21 января 2016 года у омского Мираф-Банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций. 1 марта 2016 года в отношении Мираф-Банка открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Решением правления ГК «АСВ» от 25 февраля 2016 года представителем конкурсного управляющего назначен Василий СТОЛБОВ из Ижевска.
Индивидуальный предприниматель из Омска Сергей БАРАННИКОВ – один из конкурсных кредиторов Мираф-Банка. Он пытался доказать, что ежемесячные двухмиллионные платежи АСВ ижевскому ООО «Промышленно-производственный концерн «Реал» за юридическое сопровождение в судах споров в связи с банкротством омского банка завышены. И суд его услышал.
Скажем прямо: привлечение арбитражным управляющим аффилированной юридической фирмы в процесс банкротства, которая на этом прилично зарабатывает – обычная практика. Но если управляющий – представитель госкорпорации, и он привлекает к делу частную фирму, деятельность которой оплачивает по повышенным расценкам, то речь можно уже вести о коррупции. И эту вот схему наконец удалось в суде доказать.
АСВ в лице Василия СТОЛБОВА заключила договор с ижевской ООО ППК «Реал». Обязуясь платить последней два миллиона рублей в месяц. И платило.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что представительство ГК «Агентство по страхованию вкладов» в заседаниях судов общей юрисдикции и арбитражных судов, подготовка процессуальных документов обеспечивали работники общества «ППК «Реал» ЖИЛИНСКИЙ А.Н., КАЛЬТЕНБЕРГЕР С.В. и МИЛЛЕР О.А., которые за эту получали зарплату не более 166 тысяч рублей в месяц. За что же платилось тогда два миллиона в месяц?
А в период с марта 2016 года по январь 2017 года выплаты из конкурсной массы общества «Мираф-Банк» в пользу общества «ППК Реал» осуществлялись «без предоставления встречного оказания услуг, направленных на достижение целей процедуры банкротства общества «Мираф-Банк».
При этом по распоряжению ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 1 марта 2016 года «в целях осуществления полномочий конкурсного управляющего в отношении общества «Мираф-Банк» сформирована группа сопровождения представителя СТОЛБОВА В.А. в составе: Бурмистровой Д.А., Васильева А.В., Егоровой Е.Н., Кадушкина А.В., Куликовой Н.М., Лазарева М.А., Ламоновой Е.М., Марковой О.М., Москалевой С.В., Седовой И.А., Слюсарева И.А., Петранина К.А., Травниковой О.В., Фролова А.А., Горбачёва А.В.». То есть юридическими вопросами было кому заниматься уже за имеющуюся зарплату в АСВ. В постановлении суда прямо сказано:
— Профессиональная подготовка членов группы, созданной ГК «Агентство по страхованию вкладов» из своих работников для сопровождения представителя конкурсного управляющего обществом «Мираф-Банк» в процедуре банкротства, позволяет проводить мероприятия, входящие в предмет договора с обществом «ППК «Реал».
В итоге суд сделал осторожный вывод:
— ГК «Агентство по страхованию вкладов» могло принять во внимание весьма высокий уровень доходов предположительно контролирующих общество «ППК «Реал» лиц, которые деятельностью, входящей в предмет договора не заняты, соответственно, соображения, связанные с их доходами, должны исключаться при решении вопроса о стоимости услуг по договору.
Если перевести с юридического на обычный язык: государственный управляющий дал возможность собственникам частной фирмы получать сверхдоходы за то, что они не делали.
Поэтому суд потребовал от государственной корпорации и от ППК «Реал» вернуть в конкурсную массу «Мираф-Банка» 17,14 млн переплаченных денег, так как «ежемесячная выплата в размере 2 000 000 руб. согласована и осуществлена Агентством без учёта реального объёма услуг, оказанных привлечённым лицом, критериев разумного размера судебных издержек, возможных к возмещению в конкурную массу с проигравших споры лиц, и без учёта экономической эффективности заказанных услуг».
Ранее АСВ в множестве судебных процессов находило именно такого рода схемы в работе руководителей банков и требовала вернуть излишне уплаченные деньги, а на руководителей подавала заявления о возбуждении уголовных дел. В частности, на собственников и руководителей омского «Мираф-Банка» подано несколько таких заявлений: именно за то, в чем сейчас поймали само «Агентство по страхованию вкладов».