«К сожалению, строительным контролем сегодня занимаются люди, имеющие слабое представление даже о том, что такое асфальтобетон» (полный текст).
Весной 2019 года комиссия, созданная администрацией города Омска, проверила 57 дорог, отремонтированных в 2017-2018 годах. По результатам этой проверки городское Управление дорожного хозяйства и благоустройства (УДХБ) направило подрядчикам претензионные письма об устранении дефектов на 17 участках в рамках гарантийных обязательств. Замечания возникли к объектам ООО «Стройсервис», ООО «СтройТраст», ООО «ГРИАР Холдинг», ООО «СибРос», ООО «Патрос». Насколько качественно подрядчики отремонтировали дороги в текущем году, станет понятно только через пару лет, но уже сейчас видны проблемы, связанные с контролем за качеством работ. Об этом обозревателю «Коммерческих вестей» Николаю ГОРНОВУ рассказал в беседе гендиректор ОАО «Омский СоюзДорНИИ» Олег БАБАК.
– Олег Григорьевич, в этом году ваша организация не ведет строительный контроль на ремонтируемых омских дорогах. Вы же вроде бы участвовали в торгах?
– Участвовали, но не выиграли ни одного лота. Вообще раньше были три организации в регионе, которые имели необходимый объем оборудования для осуществления строительного контроля, – СибАДИ, «СибЦентр» и «Омский СоюзДорНИИ». В 2017 году практически все основные работы по строительному контролю на областных и городских дорогах выполняли эти три организации, и на нескольких объектах работала фирма «Стройподряд» из Новосибирска. В 2018 году участники были те же – «Омский СоюзДорНИИ», СибАДИ, «СибЦентр», «Стройподряд», и еще добавилась организация «ПромСтройИнжиниринг» из Краснодара. А в этом году вместо конкурсов проводились аукционы. Что такое аукцион? На торгах в форме аукциона имеет значение только цена. Кто дал цену ниже, тот и победитель. А на торгах в форме конкурса только 60% баллов начисляются за более низкую цену, а еще 40% баллов начисляются исходя из других параметров. Именно поэтому конкурсы дают возможность выбрать организацию, которая имеет лабораторное оборудование, необходимый опыт и обладает возможностью проведения работ по строительному контролю. В конечном итоге все 17 дорог в Омске были объединены в четыре лота по округам, три лота выиграло недавно образованное ООО «СибДорЦентр», а четвертый лот – ООО «Стройконтроль». При этом падение от первоначальной цены составило от 62% до 90%.
– Разве первоначальная цена контракта на строительный контроль не определяется нормативами?
– Нормативы есть, расходы на строительный контроль зависят от стоимости строительно-монтажных работ, существуют требования ГОСТ 32731-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля», согласно которым силами собственной лаборатории, аккредитованной и аттестованной, естественно, должно производиться не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Минимальный норматив при определении цены проведения строительного контроля – 1,36% от стоимости СМР. Но у нас городской бюджет слабый, все это понимают, поэтому бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» много лет при формировании цены строительного контроля закладывало норматив в 0,5% от СМР. Это существенно меньше, чем в Новосибирске и Барнауле, например, где используют коэффициент в 1%, но, повторюсь, такой норматив применяется в Омске уже много лет.
– Я правильно понял, что снижение на 90% произошло от цены, которая и так была в два раза ниже, чем в Новосибирске? Как такое вообще возможно?
– Вы правильно поняли. А возможно это или нет – я не знаю. Я только констатирую факт. Мы каждый год проводим анализ ситуации, потому что сами участвуем в торгах и должны понимать возможности своих конкурентов. Но в этом году случился какой-то абсурд, на мой взгляд. Ни одна из омских организаций, специализирующихся на строительном контроле, не смогла подписать в этом году ни одного контракта. И причина этого абсурда, как я думаю, решение проводить торги в форме аукциона. На мой взгляд, это неправильная политика и ни к чему хорошему она не приведет. Проблемы могут возникнуть в самом ближайшем будущем.
– За 10% от первоначальной цены невозможно организовать процесс строительного контроля так, как положено?
– Невозможно. За такие деньги качественного строительного контроля я просто не могу себе представить. Я вам приведу в пример расчет, который мы делали для одного из областных объектов. Это ремонт нескольких участков двух дорог в Таврическом и Азовском немецком национальном районах Омской области. Торги по этому лоту выиграл «Омскавтодор», общая сметная стоимость СМР – 540 млн. рублей, начальная цена на строительный контроль – 5,4 млн. рублей. По нашему расчету, который включает в себя и фонд оплаты труда специалистов, и проведение испытаний образцов в лабораторных условиях, и затраты на ГСМ, а без них тоже не обойтись, надо ведь как-то добираться до объекта контроля, и накладные расходы, и НДС, мы получили 3,93 млн. рублей. Это меньше, чем 5,4 млн. рублей, то есть у нас был задел, мы могли поучаствовать в торгах, и мы в них участвовали, мы даже могли в процессе торгов существенно опуститься вниз от первоначальной цены, но ниже 3,93 млн. рублей мы опуститься никак не могли, и в результате проиграли, естественно. Мы не можем работать себе в убыток.
– А кто выиграл торги по этому лоту?
– Победителем было признано ООО «СибДорЦентр», которое предложило цену в 1,32 млн. рублей. Это примерно в четыре раза ниже первоначальной цены. И в три раза ниже нашей минимальной цены. Как за такие деньги возможно осуществлять строительный контроль на этих двух дорогах? Я не знаю. Причем эта организация стала победителем и на других торгах. В общей сложности ООО «СибДорЦентр» получило восемь лотов, если считать вместе городские и областные дороги. Общая цена строительного контроля по этим восьми лотам – 16,85 млн. рублей. На разных торгах организация опускалась вниз на разную сумму, но в среднем по всем восьми торгам падение от первоначальной цены составило 78,55%. То есть заказчик оценил затраты на строительный контроль в 16,85 млн. рублей, но ООО «СибДорЦентр» взялось выполнить этот же объем работ по строительному контролю за 3,6 млн. рублей. Похожая ситуация, кстати, и с ООО «Стройконтроль», которое создано было только в прошлом году. Эта организация выиграла аукционы по семи лотам на общую сумму 19,22 млн. рублей. Предложенная цена по семи лотам – 3,25 млн. рублей. Падение на торгах от первоначальной цены составило 83%. А объемы работ очень большие. При таких объемах в этих организациях, которые были признаны победителями аукционов, должно быть по 30 – 40 специалистов, осуществляющих строительный надзор, и практически ежедневно должна работать лаборатория.
– И что, это никого не смущает? Кто-то же должен следить и за качеством контроля?
– Есть компетентные организации, они и должны следить. По дорогам, которые строятся в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», контроль ведет Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь».
– Ваше ОАО «Омский СоюзДорНИИ» участвовало в аукционе, когда омская мэрия определяла, кто будет вести строительный контроль на объектах так называемого гостевого маршрута, где необходим капремонт фасадов и крыш. «Коммерческие вести» писали об этом аукционе, тогда победило ООО «Стройконтроль», уронив начальную цену в семь раз.
– Да, начальная цена лота на том аукционе была 14,25 млн. рублей, ООО «Стройконтроль» предложило цену в 2 млн. рублей ровно. Снижение от первоначальной цены составило 86%.
– Но и ваша организация, судя по протоколу комиссии, предлагала удивительно низкую цену – 2,9 млн. рублей.
– Да, мы торговались долго и готовы были снизить цену на 50% от первоначальной. Но 50% – это максимум. А цена в 2,9 млн. рублей – это вообще особый случай. У нас оказалось много свободных специалистов и лабораторного времени, поэтому скинули побольше. А вообще вести строительный контроль по гостевому маршруту за два миллиона рублей – это практически невозможно. Там одних только анализов качества штукатурного раствора нужно выполнять ежедневно в огромном количестве. Организаций на объектах работает много, бетонорастворный узел тоже не один, и на каждом из них обязательно должен быть специалист, контролирующий качество раствора. Да и специалистов по контролю качества штукатурных работ у нас в городе не так уж много (в конце сентября 2019 года администрация Омска расторгла контракт с ООО «Стройконтроль» - Н.Г.).
– Но ведь невозможно не видеть, как ведется строительный контроль.
– Конечно. Специалисты должны находиться на объектах практически постоянно. И я не могу понять, если честно, как они будут потом отчитываться. Если мы говорим о том же гостевом маршруте, там ведь деньги из федерального бюджета, и эти расходы будут проверять и перепроверять.
– Кстати, чем занимается в этом году «Омский СоюзДорНИИ», ведь вы не получили ни одного объекта в Омске?
– Мы по-прежнему занимаемся контролем качества, но только на федеральных объектах, которые расположены вне Омска и Омской области. А вообще нашему институту в конце августа исполнился 61 год. Он был создан когда-то для научно-технического сопровождения строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог в сложных условиях Сибири и Дальнего Востока, разработки нормативной и методической документации для организаций дорожной отрасли. Когда-то в институте работало 120 человек, сейчас осталось всего 40. К сожалению, дорожная наука сегодня не востребована вообще. А строительным контролем занимаются люди, имеющие слабое представление даже о том, что такое асфальтобетон.
Ранее интервью полностью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 сентября 2019 года