О портике Ольгинского приюта, который потерял свои пропорции после восстановления, и других проблемах сохранения исторической среды в Омске.
12 ноября в пресс-центре МКР-Медиа прошла пресс-конференция на тему сохранения исторической среды и памятных мест в Омске и области.
Не дворец – под снос
В разговоре приняли участие активист Омского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), историк Святослав КОНОВАЛОВ, бренд-дизайнер, урбанист Лола САМБОРСКАЯ. А также по видеосвязи из Самары общался со студией идеолог фестиваля исторической среды силами волонтеров и спонсоров «Том Сойер Фест» Андрей КОЧЕТКОВ. Он уверен, что многие проблемы не решаются, потому что у людей нет желания: «Где-то нужно вбить всего два гвоздя, но этого не происходит, потому что люди думают, что нужно ждать, когда пара миллиардов упадет с неба, и только тогда что-то делать».
Андрей КОЧЕТКОВ обозначил еще одну проблему и тоже тесно связанную с культурой населения:
— Наше общество не осознает уникальность и ценность культурных пластов. Если у нас есть здание, похожее на дворец, значит, это памятник, а если оно не дворец, как в Европе или хотя бы как в Петербурге, то это непонятно что, сарай, его нужно сносить. Замечательно, что у нас есть модерн, классицизм и другие стили, которые перекликаются с европейскими, но именно конструктивизм и деревянная архитектура – наши уникальные пласты. Мы на них должны обращать пристальное внимание, потому что это есть только у нас. И иностранцев, приезжающих в Россию, с этого больше всего прет, потому что у них этого нет!
Омск лишается оригинальных вывесок
Урбанист Лола САМБОРСКАЯ обратила внимание на разрушение истории города в виде демонтажа с фасадов зданий вывесок 50-70-х годов 20 века. Она подчеркнула, что эти шрифтовые надписи, изготовленные вручную в единственных экземплярах, уникальны и сегодня могут считаться городской достопримечательностью. Для тех, кто все меряет деньгами, урбанист пояснила, что за рубежом существуют коллекционеры, готовые выложить за такие конструкции немалые средства. В Омске же от них просто избавляются. При этом она отметила, что собственники домов могли бы защитить фасады и вывески, но зачастую они либо не знают о своих правах, либо не хотят содержать конструкцию за свой счет.
Историк Святослав КОНОВАЛОВ поддержал урбанистку, заметив, что история – это не только старинные особняки, но и предметы, которые относятся к прошлому поколению, уже отметившие 40 лет. Ему задавали больше всего вопросов. В частности, один из них касался судьбы исторического особняка в Таре, где жители оригинальные окна заменили на пластиковые. Святослав КОНОВАЛОВ пояснил, что проверка регионального Министерства культуры ничего не дала, собственников не оказалось дома, однако им выписали предписание – заменить наличники до 31 августа 2021 года.«Их дожмут, просто не быстро», – грустно спрогнозировал КОНОВАЛОВ и пояснил, что до указанного времени жильцы могут ничего не делать, а потом ничего не предпринимать, пока идет суд (а это еще год), и таким образом пройдет несколько лет, пока они восстановят внешний облик исторического здания.
Исчез не только портик
Но больше всего Святослава КОНОВАЛОВА возмутила история с портиком бывшего Ольгинского приюта, построенного в 1909 году. В 1996 году губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ передал здание Омско-Тарской епархии. Напомним, 4 октября 2019 года во время ремонтных работ памятник истории и культуры регионального значения, расположенный по адресу: ул. Интернациональная, 25, неожиданно лишился своего двухколонного портика. «Исчез не только портик, но и оригинальная расстекловка окон. Это тоже обеднило фасад здания. Сейчас там пластиковые окна. Да, портик восстановлен. Но каким методом он исчез? Обещали, что восстановят и сделают все, как было. Но нет радости в том, чтобы оторвать человеку руку, потом приделать протез и сказать: смотрите, какой он красивый! Подлинное уважение к памятнику – это оставить его в архитектурной среде!» – эмоционально пояснил Святослав КОНОВАЛОВ.
Воспроизвести технологии, которые изначально использовались при строительстве портика, сегодня в Омске нереально.
— Это не какая-то научная реставрация французских замков 15 века, это все делается современными методами. И получится иной результат! Исторические постройки нужны для того, чтобы потомки смотрели и понимали связь поколений – как строили тогда, как строят сейчас, как технологии изменились. Просто фантастическое пренебрежение законодательством со стороны собственников здания! Они снесли портик ночью и заявили, что он обрушился и никто чудом не пострадал, – заметил Святослав КОНОВАЛОВ и заявил: – Мы нашли множественные следы того, что так портики не обрушаются!
По мнению историка, строители при воссоздании конструкции не соблюли пропорции:
— Исторические колонны были сделаны из кирпича, их не штукатурили вплоть до военного времени. Сейчас колонны из цельнометаллической трубы, на нее нанесли слой бетона. Изменились углы фронтона. Не соблюдены пропорции угла. Сам козырек относительно колонн сдвинут, и достигается другой эффект. Видно, что люди старались, но не смогли сохранить пропорции, габариты, размер. И главное – никто не понес ответственности! А ведь это уголовное преступление! Мы обращались в Минкульт, но там это дело слили. Как это возможно? В центре города, в нескольких сотнях метров от правительства, самовольно сносится часть памятника, и никто не несет за это ответственности?!.
Историк пояснил, что у строителей была причина снести портик. Дело в том, что он располагался на отдельном от здания фундаменте.
— Фундаменты за 100 лет дали неравномерную усадку. И портик, действительно немного просел и наклонился пропеллером. Но это ремонтируемая ситуация, не требовалось его сносить, – уверен Святослав КОНОВАЛОВ. – Вообще очень мало ситуаций, когда невозможно починить памятник. Починить можно все! Тем более если это крыльцо. Тем более если собственник – не частное лицо, а организация – религиозная или другая, не важно! Нужно было провести определенные инженерные работы: домкратом подпереть козырек, переложить часть фундамента.
Сносим, но не строим
Еще одной из проблем сохранения исторической среды в Омске, по мнению активиста Омского областного отделения ВООПИиК, является бессмысленный снос исторических и культурных памятников архитектуры. В качестве иллюстрации Святослав КОНОВАЛОВ привел несколько примеров, в частности, дом Роберта Рождественского, на месте которого так ничего и не построили.
– У нас часто сносят лишь бы снести. А потом строительство замораживается и обидно – зачем сносили? Самый показательный пример – это снос бани для инженерного корпуса метрополитена у метромоста. Памятник архитектуры ликвидировали для постройки этого комплекса. Губернатор ПОЛЕЖАЕВ лично обратился в федеральный Минкульт. Все руками развели: ну, конечно, ради метро, пожалуйста. Хорошо хоть пивзавод не тронули,– грустно заметил Святослав КОНОВАЛОВ и резюмировал: –И в итоге инженерный комплекс оказался не нужен, метро законсервировано. Зачем сносили? Неужели нельзя было хоть немного подумать?»
О странных елках на эмблеме омского нового года
Напоследок речь зашла о новой эмблеме новогоднего торжества в Омске. В соцсетях сразу обратили внимание на точное сходство изображенных там елочек с логотипом компании Bintan Habbana из Индонезии. Многие сомневаются в том, что на эмблеме действительно хвойные деревья.
Лола САМБОРСКАЯ пояснила, что тема буквально взорвала соцсети:
— Смеяться грешно. Уровень людей, которые делали эту работу, вызывает большой вопрос. Кто им поручил разрабатывать айдентику? Не уверена, что им вообще такие слова знакомы. Это сделано некачественно, непрофессионально. Как можно взять часть чужой работы и без изменений включить в свою? Они думают, что все вокруг такие же по уровню и не догадаются, не поймут. Но поскольку дизайнеры, которые работают в мэрии, уже были замечены в использовании готовых кусков клипартов, то мы чего-то подобного ждали. Это прокол серьезный. Это не новогодние елки, а растительность, которая вызывает большие подозрения и много шуток и спойлеров в соцсетях.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 ноября 2020 года.