При организации движения департамент транспорта отдает приоритет автобусам и троллейбусам.
На заседании комитета по вопросам ЖКХ и транспорта Омского горсовета в конце января депутаты обсудили состояние улично-дорожной сети Омска в плане существующих и перспективных светофоров.
Пешеходный переход в два этапа
Как обычно, обошлось без доклада, и.о. директора департамента транспорта горадминистрации Вадим КОРМИЛЕЦ сразу приступил к ответам на вопросы депутатов. Первой их начала задавать инициатор темы Инна ГОМОЛКО. Она сосредоточилась на двух конкретных объектах. Первым стал пешеходный переход у ДК им. Малунцева. Его проблема в том, что за заложенное в светофоре время пересечь правую полосу дороги, разделительную и левую невозможно (разве что бегом). В итоге пешеходы успевают перейти только одну полосу, скапливаются на разделительной и ждут, когда светофор сработает снова. «Люди там постоянно сталкиваются лбами в узком месте. Установлены два светофора. Сначала загорается один, проходит 12 секунд, люди проходят до островка безопасности, потом снова нажимают и, когда загорается, проходят дальше. Чуть подальше на Нефтезаводской дорогу проходят за один раз. Нельзя ли сделать единый переход на проспекте Мира у ДК Малунцева? Ко мне обратилось более 100 человек», – адресовала вопрос чиновнику Инна ГОМОЛКО и получила отрицательный ответ, из которого стали понятны приоритеты департамента транспорта. И это не пешеходы.
— Там действительно организован поэтапный пропуск пешеходов, – согласился Вадим КОРМИЛЕЦ. – Сделано это, чтобы сохранить пропускную способность на пр. Мира в обоих направлениях. Мы разбили возможность пешеходов пройти через проспект на два этапа. Они сначала одну проезжую часть переходят, потом какое-то время передвигаются по разделительной полосе. При высоком трафике не целесообразно отдавать полностью зеленую фазу для пешеходов. Зачем понапрасну транспорт будет стоять, если есть возможность двигаться? На переходе перед Нефтезаводской ситуация попроще. В прошлом году мы этот вопрос рассматривали, не помню, какой вариант был выбран, тем не менее пришли к решению, что во всех случаях, где есть разделительная полоса, переход необходимо дробить на два этапа.
И действительно, такая схема реализована во многих местах. Если в части случаев (у ДК им. Малунцева в том числе) она просто крадет у пешеходов время, то в некоторых местах «островки безопасности» становятся для пешеходов испытанием. На переходах у «Кристалла» (пр. Мира), на ул. Масленникова размер островков настолько мал, что омичи чувствуют себя незащищенными – от наезда, от брызг из-под колес автомобилей.
Освещенность на переходах должна быть выше на 30%
Второй вопрос Инны ГОМОЛКО касался поворота с проспекта Мира на ул. Доковскую: «Там нет светофора, огромное количество аварий. Необходимо его поставить. Пусть будет такой, когда нужно нажимать на кнопочку, чтобы перейти дорогу, или повременной». «У нас были обращения по «французской» дороге, и в 2020 году принято решение о целесообразности организации пешеходного перехода параллельно проспекту Мира – с его южной стороны в направлении Лукьяновки. Такое решение есть», – на этот раз обрадовал депутата Вадим КОРМИЛЕЦ. По сути, речь идет о переходе не ул. Доковской, а безымянного проезда напротив, ведущего на Забайкальский рынок.
Депутата Алексея ЛОЖКИНА заинтересовала тема освещения переходов: «Когда устанавливаются новые светофорные объекты там, где раньше были нерегулируемые пешеходные переходы, зачастую уличное освещение остается на том же уровне, что и было. А по идее, место должно быть более интенсивно освещено. Или это не предусмотрено?» Вадим КОРМИЛЕЦ подтвердил, что проекты по организации дорожного движения и устройству светофоров не предусматривают создание дополнительного освещения:
— Извините, у нас финансирование идет именно на светофорный объект, а не на ремонт дороги. Тем более есть требования госстандарта, что уровень освещенности на пешеходных переходах должен быть выше на 30%, чем на других участках дороги. Есть минимальные требования. Если они обеспечены, то дополнительно усиливать освещенность пешеходного перехода нет необходимости.
По просьбе депутатов Вадим КОРМИЛЕЦ озвучил стоимость светофоров: импульсный для пешеходных переходов Т.7 – 75 – 80 тыс. рублей, светодиодный с освещением – около 300 тыс. рублей, с пешеходной фазой, которую можно вызвать кнопкой, установленный на перегоне, – в среднем от 800 тыс. до 1 млн. рублей.
Левый поворот с центральных магистралей уходит в историю
И под конец обсуждения вопроса Инна ГОМОЛКО снова взяла слово, на этот раз ее интересовал объект не в Нефтяниках – проезд в микрорайон «Серебряный берег» на Красном Пути.
— Там постоянный затор происходит. Зеленую стрелочку надо ставить, чтобы у нас была возможность вовремя доехать до горсовета», – попросила депутат. «К сожалению, я вас не обрадую, – сразу огорчил ее Вадим КОРМИЛЕЦ. – Сейчас департамент транспорта работает над мероприятиями по сохранению пропускной способности центральных магистралей. В особенности таких, как Кирова – Б. Хмельницкого – Новокирпичная, пр. Мира, Красный Путь и т. д. И заключаются они в первую очередь в сохранении пропускной способности – это запрещение левых поворотов и минимизация установки светофорных объектов. В ближайшее время рассматриваются мероприятия по ограничению левого поворота в целом по ул. Красный Путь.
«Поворота на администрацию Советского округа не будет?» – удивилась ГОМОЛКО.
— Он планируется к сохранению, – успокоил ее КОРМИЛЕЦ и пояснил: – Потому что альтернативы нет. Но в целом речь идет о запрещении левого поворота на перегонах, где тормозится движение по крайней левой полосе. Когда 5-10 автомобилей ожидают возможности повернуть налево, а основной поток, который исчисляется тысячами, по одной полосе начинает жаться, это не всегда оправдано.
Выделенка для общественного транспорта
А затем Вадим КОРМИЛЕЦ перешел на одну из своих любимых тем – выделенные полосы для пассажирского транспорта:
— Крайний правый ряд у нас сейчас устойчиво используется для выделенных полос для общественного транспорта. Очень хорошо практика себя показала. Для понимания: хронометраж проезда на личном автомобиле от администрации Омска (от остановки «Госпиталь») на Левый берег до пр. Комарова через Красный Путь и Лукашевича в вечернее время занимает порядка часа. В это же время на автобусе пассажиры добираются за 30 минут! Результат великолепный! Наши водители довольны. Практика выделенных полос будет продолжаться. Это мировая тенденция, которая заставляет людей пересаживаться с личных автомобилей на общественный транспорт. Наше общество еще не созрело для принятия такого решения, но эта практика себя зарекомендовала.
Получается, на первом месте у департамента транспорта – общественный транспорт, затем личный и только потом пешеходы. Интересно, это тоже мировая тенденция?
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 февраля 2021 года.