Защита предпринимателей: итоги.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Омской области Юрий ГЕРАСИМЕНКО представил в Законодательное собрание и губернатору традиционный доклад по итогам 2020 года.
В докладе отражена работа, которую проводил в течение года уполномоченный в связи с обращениями предпринимателей и анализом принятых органами власти Омской области и города Омска законодательных актов.
Коронавирус
Понятно, что на деятельность юридических лиц и ИП в прошедшем году в первую очередь сказался коронавирус и ограничения в связи с ним. И на федеральном и на региональном, уровне были приняты соответствующие меры поддержки, которые Юрий ГЕРАСИМЕНКО перечислил. Но отметил и некоторые проблемы по их реализации:
– Так, например, на многие меры федеральной поддержки могли претендовать лишь предприниматели из пострадавших отраслей экономики, имеющие строго соответствующий основной ОКВЭД, закрепленный в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Но если предприниматель преобладающую долю выручки ранее получал от коммерческой деятельности по дополнительному ОКВЭД, а на нее в дальнейшем был введен длительный запрет из-за коронавируса, то определяющие меры федеральной поддержки на него не распространялись.
По имеющимся экспертным оценкам, несмотря на периодически проводимую корректировку федеральных нормативных правовых актов, только около 9 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации имели потенциальную возможность воспользоваться предложенными мерами господдержки.
В течение 2020 года в адрес уполномоченного поступило 469 обращений субъектов предпринимательской деятельности, из них 31 жалоба и 31 заявление, по которым велось специальное делопроизводство в срок более одного месяца:
– Большинство обращений связано с ограничениями и запретами по осуществлению предпринимательской деятельности, а также с реализацией мер поддержки в период действия режима повышенной готовности, введенного для противодействия пандемии COVID-19.
Так, среди заявителей было много тех, кто жаловался на игнорирование в региональном законодательстве определенных видов деятельности, включенных в федеральный перечень отраслей российской экономики, как наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.
Региональные власти свои действия в этом направлении обосновывали ограниченными возможностями бюджета Омской области и большим объемом выпадающих доходов.
Впрочем некоторые вопросы удавалось решить в ходе обсуждения проблем с органами власти:
– В том числе благодаря и активной правозащитной позиции уполномоченного Омская область вошла в число регионов, где довольно оперативно происходило ослабление ограничительных мер, направленное на восстановление общепита, как одной из наиболее пострадавших отраслей экономики.
Вода, мусор, маркировка
Отдельно в докладе анализируются болевые точки 2020 года: НТО, отношения с мусорным оператором «Магнит», маркировка и водоотведение: «В 2020 году произошло заметное увеличение платы за водоотведение, связанное с принятием постановления правительства России от 22 мая 2020 года № 728. Многие хозяйствующие субъекты, относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса, должны значительно увеличить финансовые расходы на сброс веществ в составе сточных вод.
Следует отметить, что в современных экономических условиях резкий рост тарифа представляется сомнительной и вряд ли оправданной мерой регулирования.
Учитывая факты и обстоятельства, изложенные в обращениях предпринимателей и ответах на запросы информации, а также исходя из анализа нормативной правовой базы омский институт бизнес-защиты поднял эту проблематику на федеральном уровне.
Федеральный бизнес-омбудсмен обратился в Генеральную прокуратуру и Правительство РФ с предложениями по корректировке Правил холодного водоснабжения и водоотведения, для исключения возможности увеличения платы тем субъектам предпринимательской деятельности, превышение концентрации загрязняющих веществ которыми при сбросе сточных вод не подтверждено документально».
Административное давление
К докладу приложены материалы «Индекса административного давления» в регионах России, подсчитанного в 2020 году по итогам предыдущего. Индекс считается по следующим показателям:
– количество предупреждений от общего числа наказаний (уровень репрессивности);
– доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных;
– доля штрафов, наложенных без проведения плановых и неплановых проверок от общего числа штрафов (уровень нестандартных проверок);
– административный налог (фискальная ориентированность контрольно-надзорной деятельности).
В индекс включены Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС России и жилищные инспекции – в общей сложности порядка 90% контрольных и надзорных мероприятий в России.
По уровню административного давления субъекты Федерации были разделены на четыре группы:
– с давлением менее 3,5 балла;
– от 3,5 до 3,8 балла;
– от 3,8 до 4 баллов;
– свыше 4 баллов.
Омская область заняла 61 место с баллом давления 3,9. Годом ранее давление было меньше и место нашего региона в общем списке было 56-е.