Прошедший год стал испытанием для представителей сферы гостиничного бизнеса и туризма, но ситуация постепенно выравнивается.
Туристический бизнес со всеми его составляющими в прошлом году был признан одним из наиболее пострадавших от пандемии. Директор ООО «Гостиница Аврора» Сергей МЕЛЕХОВ в беседе с обозревателем «Коммерческих Вестей» Светланой ДИНЕГИНОЙ рассказал о том, какие меры и средства помогли его делу выдержать 2020 год и как начинается 2021-й.
– Сергей Николаевич, предлагаю начать диалог со знакомства. Расскажите, что представляет собой гостиница «Аврора»?
– Гостиничный комплекс «Аврора» включает в себя 124 номера различных категорий вместимостью порядка 220 человек, ресторан с двумя залами «Римский» – до 300 человек и «Банкетный» – до 150 человек, а также летнюю веранду, способную вместить до 250 посетителей, и парковую зону на берегу Иртыша. В нашем распоряжении также два конференц-зала: «Россия» – до 150 мест и «Франция» – до 30 мест.
– Известно, что прошедший год принес вам и вашим коллегам массу сложностей. Когда начались первые проблемы?
– Снижение посещения туристами и командировочными нашей гостиницы началось уже в первом квартале 2020 года. Во втором квартале, учитывая посещаемость прошлых лет, наша загрузка упала на 80%. Самыми тяжелыми месяцами для нас оказались апрель и май, когда действовало распоряжение губернатора Омской области о введении ограничений: мы не могли селить гостей без командировочных удостоверений, прекратились мероприятия – конференции, банкеты, свадьбы. Самое страшное – мы столкнулись с неопределенностью и непониманием того, что будет завтра. Началось жесткое планирование расходной части, задача была – выжить. Спасибо персоналу, который терпеливо и настойчиво преодолевал со мной все трудности.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о планировании расходной части.
– В мае и апреле мы ушли в глубокие убытки. Из основных расходов необходимо было выплатить коммунальные платежи и зарплату. Со многими поставщиками услуг, товаров получилось договориться по рассрочке и снижению стоимости на обслуживание. Многие относились с пониманием, кто мог, шел навстречу, спасибо им. Например, нам пошли навстречу по таким услугам, как охрана объекта, обслуживание пожарной сигнализации ООО «СТБ-Сервис», вывоз ТБО ООО «Магнит». Какое-то время мы платили за пустые контейнеры, поскольку ничего не выбрасывалось, машины «Магнита» уезжали от нас налегке. У гостиницы есть определенный объем, ниже которого нельзя опускаться, но по нашей просьбе региональный оператор этот объем снизил. Мы смогли договориться также с обладателями интеллектуальных прав на авторские песни, которые использовались в репертуаре наших банкетных залов и ресторанов. И многие другие партнеры, с которыми мы работаем, вошли в положение и снизили цену. Хотя многие из них и сами попали в трудную ситуацию из-за пандемии и терпели убытки.
– Можно ли назвать экономические последствия, потери конкретно для вашего дела?
– Ежегодно гостиница вкладывает в свое развитие и капитальный ремонт 15-20 млн рублей. За 2020 год в отсутствие как таковой чистой прибыли в свое развитие мы вложили 2 млн рублей. Разница чувствуется. Судите сами.
– В условиях пандемии вам, вероятно, пришлось законсервировать банкетные залы и конференц-залы тоже? Скажите, как решали вопрос с высвободившимися сотрудниками? Дошло ли до сокращений?
– Да, мы не могли работать. Персонал в основном приходилось отправлять в текущие оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска, но сотрудники терпели, и сокращений не было. Позже, когда нам дали субсидию, все это им компенсировали.
– Давайте поговорим о том, какую помощь в этот сложный период вы получили от государства.
– В мае и апреле мы получили субсидии, за счет которых нам удалось своевременно выплачивать заработную плату и сохранить персонал. Весомой поддержкой был кредит, выданный нам Сбербанком под 3% годовых. Мы также подавали заявку на грант туристической сферы города Омска, но не удалось выиграть. Победила туристическая фирма. После получения субсидий мы отчитались об отсутствии просрочек по зарплате и налогам, и поскольку все необходимые условия были выполнены, государство возместило нам минималку по зарплате. Была и налоговая поддержка. Мы применяем упрощенную систему налогообложения, и за второй квартал от налогов нас освободили полностью. Как пострадавшей отрасли Омская область снизила ставку «доходы минус расходы» с 15% до 5%. Были изменения по зарплатным налогам – мы платили в Пенсионный фонд 22%, а теперь этот процент мы отдаем только с минималки, а что свыше людям платится – идет под 10%. В Фонд социального страхования мы до сих пор также платим только с минималки, а с того, что свыше, налог не начисляется. Все это дало очень хорошую экономию и поддержку.
– А работал ли мораторий на проверки в нашем регионе? В частности, не приходили ли проверяющие органы к вам в 2020 году?
– В этом отношении наша ситуация не показательна, поскольку практически все возможные проверки мы прошли перед кризисом. В течение 2020 года к нам никто не приходил и не заявлялся.
– Выходили ли вы на диалог с коллегами из гостиничного бизнеса Омска, как это делают представители других сегментов предпринимательства в нашем городе, с тем, чтобы поделиться опытом или совместно продумать план действий для выживания?
– Мы работаем в Кировском округе Омска и взаимодействуем с расположенными поблизости гостиничными комплексами. Это те коллеги, с которыми я регулярно общаюсь. В течение 2020 года мы периодически созванивались, обсуждали ситуацию и советовались, как поступить и не нарушать новые правовые нормы Роспотребнадзора. Ситуация была у всех разная, но задача была одна – пережить 2020 год.
– Расскажите о том, какие посетители были у гостиницы в течение года, особенно в самые сложные времена.
– Если помните, в мае прошлого года с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа самолетами вывозили людей, там была мощная вспышка коронавируса. В тот период почти все гостиницы Омска были заполнены. Ко мне приезжали из Минтруда Омской области и просили предоставить места в гостинице для обсервации. Мы тогда разместили у себя около 30 человек. В том же месяце нам удалось заключить пару контрактов на размещение сотрудников в буферной зоне, направляющихся на вахты. Приходилось учиться и развиваться на ходу. Командированных было мало – не более 10 человек в месяц, но с июня разрешили проведение мероприятий на открытом воздухе, поэтому в летние месяцы у нас работала летняя веранда.
– Осенью прошлого года возобновились чартерные рейсы, добавилось ли работы у гостиницы?
– На самом деле все авиакомпании прекратили у нас размещаться ввиду пандемии, и ни пилотов, ни экипажей, никого не было. Осенью, когда разрешили часть чартерных рейсов, эти авиакомпании сразу активно полеты не возобновили. Во всяком случае, мы на себе никаких перемен не ощутили.
– Когда именно сложившаяся в отрасли туризма связи с пандемией коронавируса тяжелая ситуация начала отпускать?
– С середины февраля 2021 года появилось ощущение, что бизнес и деловая среда начинают проявлять активность. Если у меня до этого 1-2 человека проживали командировочных, то сейчас их – 10-15. В былые времена – до коронавируса, если сравнивать с 2018-2019 годами, было по 40-50 постояльцев. Недавно – в конце февраля – мы получили первую за год заявку на размещение пилотов. Авиакомпании могут размещать у нас пассажиров задержанных рейсов, а также экипажи, инженеров, стюардесс. Это, как правило, размещение на сутки, не больше.
– Значит, начало 2021 года уже дает надежду на некий оптимизм в дальнейшем?
– Конечно, 2021 год изменит ситуацию в бизнесе по сравнению с 2020-м. На данный момент видна активность посещения гостиницы, плюс разрешили проведение спортивных соревнований. Начинает активизироваться деловая среда, возобновились конференц-мероприятия, хотя их не так много, как было в прошлые года. Считаю, что перспективы этого года будут зависеть как от проводимой политики государственной власти, так и от снижения уровня заболеваемости в нашем регионе. Потому как на сегодня еще не в полную силу работает ресторанный бизнес, не активизировалось проведение мероприятий: банкетов, свадеб, юбилеев и т. д. В ряде регионов сохраняются ограничения на проведение массовых мероприятий. Такова на сегодня ситуация в Омске и Омской области. Но оживление деловой среды чувствуется, и это уже большой плюс. Конечно, очень хотелось бы вернуться к уровню 2019 года. Готовимся к молодежному чемпионату по хоккею 2023 года!
– А были ли у вас планы по развитию, которые пришлось свернуть из-за прошлогоднего кризиса, и если таковые имелись, то сохраняется ли намерение вернуться к ним в перспективе, когда сложные времена пройдут и нивелируются их последствия?
– Да, мы планировали расширяться – провести реконструкцию торца гостиницы, добавив несколько номеров в стекле с видом на реку Иртыш. Они планировались как «президентские номера». Мы документально к этому уже подготовились, начали все оформлять, сделали геодезию, вложили некоторые средства, есть проект, и тут как раз начала закручиваться ситуация с пандемией. В марте мы это начали понимать и приостановили работы. В дальнейшем будем смотреть, как станут развиваться события, по экономике, по возможностям. Мы также хотим и летнюю веранду, и берег обустроить. Но если к проекту расширения гостиницы мы вряд ли в этом году подступимся, это довольно дорого – около 50 млн рублей, то планы по благоустройству прибрежной территории в этом году начнем воплощать в жизнь. Сейчас заключаем контракты на проведение работ.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 марта 2021 года.