Некоторые эксперты утверждают, что этот канал может стать рекой.
В 20-х числах апреля губернатор Омской области встретился в Москве с вице-премьером российского правительства Викторией АБРАМЧЕНКО. Помимо прочего, речь шла и о Мангутском канале.
Разнодатица
Как было рассказано по итогам встречи на правительственном портале «Омская губерния», канал этот «является частью межрегиональной мелиоративной системы, построенной в 1960-е годы, с помощью которой отводились воды с территории Называевского, Тюкалинского и Крутинского районов. В 90-е годы канал оказался бесхозным и уже много лет не справляется с пропуском поверхностных и талых вод из соседней Тюменской области, что приводит к затоплению населенных пунктов».
Это не совсем так. В августе 2019 года начальник Управления недропользования и водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Дмитрий ФРАШ в интервью «Коммерческим Вестям» заявил, что «проблема Мангута обострилась в 2014-м. Построили канал в 1973 году для сброса воды из Сладковского района Тюменской области в Крутинские озера».
А 12 апреля 2018 года был подписан протокол научно-технического совета Нижне-Обского бассейнового водного управления по этому вопросу, в котором цитируется выступление тогдашнего заместителя министра природных ресурсов и экологии Омской области Дмитрия ФИДЦОВА:
— Площадь затопления и подтопления с учетом с/х угодий в рассматриваемой зоне составляет 730 кв. м. В зоне расположено 3 районных центра и 43 сельских поселения, проживает 63,1 тыс. человек. Ежегодно для устранения негативного последствия вод из бюджета Омской области тратятся значительные средства.
Для решения этой задачи в 80-х годах прошлого столетия был построен т. н. Мангутский водоотводной канал, предназначенный для отвода избыточных талых и дождевых вод с территории Тюменской области на территорию Омской области. Канал берет начало в северной части Сладковского района, на территории с относительно высокими отметками рельефа, проходит в южном направлении через болото Гуляйполе, соединяет озера Станичное, Травное, Бол. Кабанье, Мал. Глядень, Бол. Глядень и далее по системе каналов в Омскую область.
То есть три официальных источника указывают три разные даты строительства канала. Возможно, он просто строился много лет и вводился поэтапно.
Проблема
Повторю: ситуация с затоплением ряда районов Омской области обострилась в 2014 году. Кто-то связывает это с цикличностью: засушливые годы сменились полноводными. Кто-то – с массовой бесконтрольной застройкой дорог и прочих объектов, перекрывающей естественные водопотоки. Именно последнее, возможно, сказалось на повышении уровня грунтовых вод и добавило свою лепту.
Как сообщал в 2019 году «Коммерческим Вестям» Дмитрий ФРАШ, начиная с 2014-го, по реке Оша «за год проходит в 2–5 раз больше воды, чем в среднем. В 2018 году по Оше прошло в четыре раза больше воды. Эта речка в маловодный период в верхнем течении (у Крутинских озер) вообще пересыхает, а сейчас там столько воды, что и не переплыть».
Без собственника
В Омске много лет существует федеральное ГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Омской области», которое этим каналом не управляет. Им никто не управляет. Как рассказывал "Коммерческим вестям" в феврале 2019 года тогдашний руководитель ФГБУ Владимир МУНИ, «сложность в том, что в настоящий момент этот канал не имеет собственника. Он ничей, хотя по всем признакам должен быть федеральным, поскольку имеет межрегиональное значение, идет по территориям Тюменской и Омской областей. Сейчас ведется работа по оформлению прав собственности. Он будет принадлежать РФ, а дальше рассматриваются два варианта: передача в оперативное управление либо нам, либо в Тюменьрегионводхоз, который по целям своей деятельности и обслуживаемой территории больше для этого подходит».
В уже упомянутом совещании в Нижне-Обском БВУ, состоявшемся в апреле 2018-го, научно-технический совет рекомендовал омскому Минприроды и тюменскому департаменту недропользования и экологии обратиться в теруправление Росимущества «для постановки данного канала на учет как бесхозяйное гидротехническое сооружение».
29 июля 2019 года в Москве состоялась встреча губернатора Омской области Александра БУРКОВА с заместителем премьер-министра РФ Алексеем ГОРДЕЕВЫМ. В ходе встречи БУРКОВ предложил ГОРДЕЕВУ передать Мангутский канал в федеральную собственность.
Как было сказано опять-таки на правительственном сайте «Омская губерния», «отсутствие собственника создает трудности с финансированием и содержанием канала. В настоящее время водоотводной канал не справляется с пропуском поверхностных вод, поступающих с территории Тюменской области на территорию Омской области. Это приводит к затоплению населенных пунктов, повышению уровня грунтовых вод, заболачиванию сельскохозяйственных угодий, нарушению коммуникаций, размыву дорожного полотна и другим неблагоприятным последствиям, при этом с каждым годом площадь затопленной территории увеличивается».
Алексей ГОРДЕЕВ пообещал, что вынесет вопрос на обсуждение с заинтересованными ведомствами – Минсельхозом, Минэкономразвития, Минприроды, Федеральным агентством водных ресурсов, властями Омской и Тюменской областей.
Однако в начале 2020-го ГОРДЕЕВ был переброшен из российского правительства в Государственную думу, куда прошел по списку «Единой России», и стал там тоже зампредом. А об обещаниях по прежней должности, похоже, забыл.
3 февраля 2021 года состоялась онлайн-встреча Александра БУРКОВА и руководителя Федерального агентства водных ресурсов Дмитрия КИРИЛЛОВА.
Как сообщает «Омская губерния», при обсуждении выяснилось, что по результатам предыдущих обследований «эксперты приходят к разным выводам, и это разные варианты развития событий. Одни эксперты пришли к выводу, что канал не является целостным, единым гидротехническим сооружением. В качестве такового объект давно фактически не используется, нет ни насосного, ни прочего оборудования, но есть русло, и ему можно придать, например, статус реки. Заключение других специалистов отрицает такую возможность, но они допускают, что канал можно классифицировать как естественный водный объект».
Дмитрий КИРИЛЛОВ запросил результаты выполненных обследований и поручил провести повторные оценочные работы. Федеральное агентство водных ресурсов выступит заказчиком.
И вот в апреле вопрос снова встал уже на встрече омского губернатора со следующим вице-премьером российского правительства — Викторией АБРАМЧЕНКО. В ходе этой встречи было обнародовано, что после встречи с КИРИЛЛОВЫМ «принято решение об изучении Мангутского канала Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды как поверхностного водного объекта с целью дальнейшего присвоения ему статуса водотока. Присвоение такого статуса позволит проводить работы по расчистке и дноуглублению за счет средств федерального бюджета».
Однако, как водится, на бумаге это решение принято, а в натуре, похоже, его исполнять не торопятся. Поэтому Александр БУРКОВ попросил вице-премьера «в максимально короткий срок организовать изучение Мангутского канала».
Деньги
На встрече с АБРАМЧЕНКО губернатор сообщил, что «для ликвидации последствий и предупреждения затопления из резервного фонда правительства Омской области выделяются средства на расчистку и углубление канала – за пять лет почти 29 млн рублей». 14,35 млн из них, по информации «Омской правды», было направлено правительством Виктора НАЗАРОВА в апреле 2017 года.
В феврале 2016 года в редакции газеты «Омская правда» прошел очень содержательный круглый стол на тему канала и ситуации с паводковыми водами. Там, в частности, было сказано, что в 2014 году по распоряжению губернатора Омской области Виктора НАЗАРОВА была утверждена дорожная карта по инженерной защите муниципальных районов от негативного воздействия вод.
А еще раньше – в 2006 – 2008 годах «были проведены изыскания по поиску путей сброса сточных вод в реку Ошу и дальше в Иртыш. По их результатам было оформлено техническое обоснование гидротехнического сооружения, которое защищалось на научном совете в Федеральном агентстве водных ресурсов России. Дальнейшая реализация не получила своего продолжения, поскольку были вынесены серьезные замечания по техническому обоснованию. Смета, виды и объемы работ планировались грандиозные, необходимое финансирование составляло несколько миллиардов рублей. Дороговизна проекта и стала основной причиной отказа от него. Федеральным центром было предложено найти более оптимальные пути решения проблемы, на этом, к сожалению, все и остановилось».
А уже в упомянутом не раз протоколе апреля 2018-го в Нижне-Обском БВУ работы по восстановлению канала оценивались в ценах 2017 года в 799,71 млн руб. При том что ежегодный ущерб от подтоплений согласно тому же протоколу – более двух миллиардов рублей.
Интересно, все эти многолетние наработки как-то аккумулируются, обобщаются, улучшаются, учитываются? Или каждый раз проблема встает перед Омской областью как новая?
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 мая 2021 года.