Из выступлений на омском региональном форуме предпринимательства «Свое дело – твой успех».
В конце мая в омском Конгресс-холле состоялся региональный форум предпринимательства «Свое дело – твой успех». В отличие от прошлого года все прошло офлайн. Приводим наиболее любопытные выступления спикеров. Вот что, например, рассказал генеральный директор ООО «Торговый дом Шкуренко» Виктор ШКУРЕНКО:
– Мои главные проекты – ТД «Шкуренко», «Низкоцен» и сельская недвижимость. Первая компания работает в нескольких регионах и развивалась органически: мы скупали конкурентов, перенимали у них навыки. Первоначально торговали футболками, телевизорами, всякой солянкой. Это, безусловно, жемчужина моего бизнеса с колоссальнейшим оборотом 20 млрд в год. В «Низкоцене» 70 магазинов – мы заходили даже в Казахстан, но там я закрыл точки, открыл под другим брендом – INMART. Итого 33 магазина с общим оборотом в миллиард рублей. Что касается третьего проекта, в регионах дефицит помещений. Мы придумали скупать избушки за бешеные деньги – на них вполне можно купить квартиру в городе – сносили здание и переделывали участок под магазин, теперь тиражируем этот опыт по всей России.
Моя главная игрушка сейчас – «Дарим вкус» (15 магазинов). Выручка для меня микроскопическая, но я уделяю этому проекту 70% своего времени. Важно делать все на стыке отраслей, используя преимущества каждой. «Дарим вкус» – это кулинария и магазин акционных товаров – я лично отслеживаю, чтобы цены были ниже, чем в «Магните» и «Пятерочке».
Придумал матрицу. Есть «сетевики». У них есть и деньги, и решение масштабироваться. Те, у кого нет денег, но есть решимость, – это «авантюристы». У «перфекционистов» нет решимости, несмотря на деньги. Они постоянно рефлексируют, все ли правильно делают, туда ли идут, достаточно ли прочитали книг и прошли семинаров, достойный ли у них персонал и так далее. А есть «хипстеры». У них нет ни денег, ни решимости. Они уверены, что хлеб с жасмином – это охренительная идея.
Самое сложное в масштабировании – придумать работающую бизнес-модель, которую невозможно скопировать. А открыть 50 магазинов – просто. Но я считаю, что не все бизнесы поддаются масштабированию. Не думаю, что компанию, занимающуюся ритуальными услугами, можно тиражировать. Даже салон красоты – вход на этот рынок несложный. Что там масштабировать? Вы не сможете продавать шампуни с гигантской скидкой, как в федеральных сетях. Все зависит от мастеров, а они могут легко собраться и уйти. Нужно выбрать правильную отрасль и правильную территорию. В продуктах питания дичайшая конкуренция. Но в Казахстане три года назад доля сетевой торговли была меньше 20% (в России была уже 60%). Разумно идти туда, где нет того, что вы умеете делать.
Замысел предпринимателя – божественный замысел. Только пассионарий вкладывает искренне в свой бизнес.
Ранее текст выступления был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 26 мая 2021 года.