О том, как будет действовать новый Федеральный закон, регулирующий гос- и муниципальный контроль: от сроков и условий проверок до их обжалования.
Ольга ИДЗОН, партнёр Правовой фирмы «ВЕД», и Алина МАРТЯНОВА, юрист Правовой фирмы «ВЕД»:
– С 1 июля 2021 года начинает действовать новый Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон). Рассмотрим, что изменилось в правилах проведения контрольных мероприятий и что нужно знать, если к вам явился контрольный орган. Для регионального и муниципального контроля должны утвердить положения о видах контроля до конца 2021 года, а до тех пор будут действовать старые правила.
Представители контрольных органов отмечают, что Закон направлен на цифровизацию и на профилактику нарушений. Правда, ещё до вступления Закона в силу в него внесли изменения, и многие нововведения отложили до 2024 года.
Важная роль отводится единому реестру контрольных (надзорных) мероприятий (далее – Реестр). Он заменит единый реестр проверок. На момент начала контрольного мероприятия информация о нём должна быть размещена в Реестре. Исключения сделаны для случаев неработоспособности Реестра и проведения контрольной закупки сразу после выявления нарушения.
Контрольный орган будет оформлять и направлять документы в электронном виде с 31 декабря 2023 года с использованием Реестра, портала Госуслуг, электронной почты. До конца 2023 года в некоторых случаях возможно информирование на бумаге. Предусмотрено обязательное подписание усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) определённых документов, например, досудебной жалобы юрлица. С июля 2021 года организации и предприниматели смогут получить УКЭП в налоговом органе бесплатно.
Закон предусмотрел множество добровольных профилактических мероприятий, например, самообследование. Они могут учитываться для риск-ориентированного подхода, включения в план проверок. Освободиться от планового контроля можно с помощью независимой оценки, членства в отдельных СРО, заключения договора страхования, получения низкой категории риска.
Расширен перечень контрольных мероприятий, вводятся специальные режимы государственного контроля (надзора), такие как мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор) и постоянный рейд. Внеплановый контроль требует согласования с прокуратурой (кроме документарной проверки), если основанием для его проведения являются поступившие сведения.
Законом ограничен перечень действий при том или ином контрольном мероприятии, установлены требования к ним. Например, для проведения инструментального обследования и испытания у инспектора должен быть допуск, при контрольной закупке – присутствовать два свидетеля или два инспектора, или вестись видеозапись.
Инспектор должен сообщить учётный номер контрольного мероприятия в Реестре, предъявить служебное удостоверение и решение о проведении контрольного мероприятия, заполнить и заверить своей УКЭП проверочные листы, указанные в таком решении.
Сроки документарной и выездной проверок сокращены до 10 рабочих дней, максимальный срок взаимодействия при выездной проверке – до 50 часов для малого предприятия, 15 часов – для микропредприятия.
Для многих видов контроля с 1 июля введено обязательное досудебное обжалование, для остальных этот порядок вступает в силу с 1 января 2023 года. Жалоба составляется в электронном виде, подписывается УКЭП юрлица и подаётся через Госуслуги. На бумаге жалоба подается, если в ней содержится охраняемая законом тайна. Жалоба может быть подана в течение 30 календарных дней (жалоба на предписание – 10 рабочих дней). Из Закона косвенно следует, что пропуск срока на досудебное обжалование не лишает права на обращение в суд. Однако однозначное утверждение об этом было бы поспешным, и имеет смысл дождаться официальных разъяснений или правок в Закон.
Фото © Правовая фирма «ВЕД»