«Не стесняйтесь ставить глобальные цели – чем больше мишень, тем сложнее по ней промахнуться».
В пространстве «306 квадратов» в рамках федерального проекта Росмолодежи «Диалог на равных» состоялась встреча с омским дизайнером, предпринимателем, создателем компании STAFF BROTHERS Анной ДОЛГАНЕВОЙ. Она рассказала о своей карьере и ответила на вопросы студентов:
— Я работаю с 14 лет – никогда не хотела бы зависимой ни тогда от родителей, ни от мужа сейчас. Мой первый опыт был на телевидении, в редакции канала «Антенна-7», мы делали молодежные программы. Потом – студенческая газета. Получала я специальность по связям с общественностью, не понимая, как многие тогда, что такое пиар. После первого курса устроилась в ночной клуб, спасибо моим родителям за то, что отпустили. Но, возможно, это было связано с тем, что я третья дочь в семье... Выступала в роли специалиста по связям с общественностью – то есть по своему профилю, мы проводили огромное количество вечеринок, концертов, фестивалей. За публикации об этом в журналах мы не платили ни копейки, чем я очень гордилась. Не могу сказать, что всем советую совмещать учебу и работу, но мне повезло обогатить базовые фундаментальные знания конкретной практикой, так что опыт получился объемным.
Потом занималась костюмами для различных шоу, тоже сильно нравилось. Нас осенила мысль, что мы не сможем работать в баре до самой старости, а вот заниматься индивидуальным пошивом – запросто. Организовали собственное ателье, популярное в городе благодаря нашему серьезному подходу к качеству продукта. Оно просуществовало лет шесть, параллельно я занималась театральными костюмами.
Затем мне надоело взаимодействовать с людьми в режиме круглосуточно работающей психиатрической клиники... Попробовала организовать цех, чтобы переключиться на оптовые продажи, но все закончилось-таки снова творческим проектом – теперь мы производим униформы и мерч для бизнеса. Очень пригодился опыт и монтажа роликов в молодости, и организации мероприятий, все это позволяет найти общий язык с клиентом, понять его запросы.
Долгое время я страдала от комплекса самозванца. Мои родители – преподаватели, и от них я усвоила плотную связку «получить образование и работать по этому же направлению». С детства мечтала рисовать, но меня уверяли, что если умею, то и так смогу этим заниматься, смысла учиться на художника нет.
Сейчас, к слову, на рынке запрос на мультифункциональность. Дорого себя продавать в одной нише можно, только если она очень узкая. Лучше все же уметь адаптироваться под разные ситуации. Даже выбирать сотрудников под выполнение должностных обязанностей – это устаревающий формат. Теперь больше обращают внимание на характер человека, на его личностные особенности, собеседование скажет гораздо больше, чем резюме.
Моя суперсила – я умею продавать. Причем я ничего не навязываю, просто, когда влюблен в свой продукт, умеешь интересно о нем рассказать. Как вот мы нашли контакт с HoReCa? Я поехала на один профильный фестиваль и уже на второй день продала наши фартуки. Советую развивать природные таланты, которые есть у каждого, а не подстраиваться под рынок. Мой талант – общаться. У вас необязательно должно быть так, вы наверняка умеете что-то другое, чего не умею я.
И еще – возьмите на себя чуть больше ответственности, чем конкуренты, снимите некоторые задачи с клиента, дайте ему чуть больше, чем он просил. У некоторых производителей на нашем рынке нет оперативной связи по электронной почте, видео с образцами, их менеджеры не уточняют адреса перед отправкой товара. Казалось бы, элементарные вещи, но если вы все это учтете и сработаете не на троечку, как другие, а на четверку или даже пятерку, то непременно станете лидером рынка, как это случилось со STAFF BROTHERS.
В Омске очень сильная школа дизайна, много талантливых людей. К сожалению, многие конструкторы, начальники производства нарабатывали опыт, когда как такового рынка в стране не было. Сейчас мы задумываемся над тем, чтобы создать практический курс коммерческого дизайна на базе ОмГУПС, чтобы студенты учились на реальных заказах, понимали, как работает современный рынок. У меня уже большой опыт работы с практикантами...
Как развивать креативность? Любопытствовать, быть внимательной к деталям, мониторить как можно больше разной информации – не только в своей сфере. Но главное – не бояться говорить, озвучивать свои идеи, участвовать в дискуссиях, мозговых штурмах. Это интеллектуальный пинг-понг: вы помогаете идеями кому-то, вам кто-то помогает идеями, чем больше отдаешь в пространство, тем больше тебе же возвращается.
Я четырежды пыталась покинуть Омск: один раз влюбилась, потом стала соучредителем заведения, затем сломала ногу, а в конце концов встретила своего человека и родила ребенка. В мире уже нет границ: много путешествую, много работаю за пределами Омска. Мои клиенты – крупные федеральные компании (IKEA, Metro, Мега, Сбер и другие), и им все равно, из какой точки я работаю. Сейчас все мыслится в одном общепланетном формате, даже не в рамках страны, о городах речь не идет вообще. Поэтому не стесняйтесь ставить глобальные цели – чем больше мишень, тем сложнее по ней промахнуться.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 июня 2021 года.