Сейчас этим планам мешает невозможность удачно выстроить логистику.
Седьмого июля пресс-тур для журналистов провёл председатель СПК «Ермак» Владимир ГЕРК. СПК «Ермак» находится в юго-восточной части Нововаршавского района и работает с 1955 года. Руководство масштабным хозяйством Владимир ГЕРК перенял у своего отца Иосифа ГЕРКА, 32 года возглавлявшего кооператив.
Экскурсию ГЕРК начал с современного животноводческого комплекса с доильным залом, заработавшим в 2018 году. Карусель на 40 мест от немецкой компании GEA обошлась в 34 млн рублей. Компьютерные технологии значительно сократили потребность в ручном труде: дояркам требуется лишь подготовить коров к процессу и поухаживать за ними позже (помыть и обработать вымя специальным раствором). Забор молока происходит автоматически: аппарат сам определяет, когда закончить процедуру, и перегоняет готовый продукт в танк уже охлаждённым (ранее молоко приходилось выдерживать в резервуаре до нужной температуры два-три часа).
Запускают карусель дважды в день: в шесть утра и в шесть вечера. Сейчас она обслуживает 700 коров, хотя её технические возможности подразумевают мощности в два раза больше.
«Поэтому планируем расширяться в следующем году, строить новый коровник на 500 голов. Карусель должна окупиться за шесть-семь лет. Раньше нам требовалось 23 доярки для обслуживания поголовья, но они, к сожалению, взрослеют, выходят на пенсию, а молодёжь не хочет работать в сельском хозяйстве. Так что приобретение установки было вынужденной мерой. Но мы, разумеется, никого не сократили, наоборот, тем, кто продолжает работать, подняли зарплаты. Доярки с высшим стажем получают у нас 50–60 тысяч рублей. Средняя зарплата в хозяйстве – 27300 рублей, у нас работает около 400 человек», – пояснил ГЕРК.
Весь же животноводческий комплекс в Береговом потребовал траты 163 млн рублей – помогла субсидия в 43 млн рублей (30% федеральных средств, остальные из областного бюджета).
Острый вопрос, посетовал ГЕРК, – транспортировка «молочки» в город. Возить по Черлакскому тракту продукцию экономически невыгодно: на трассе федерального значения система «Платон» «съедает» 3,7 рубля за км, плюс переправа на грузовом пароме (4800 рублей в обе стороны). Поэтому двум молоковозам приходится семь-восемь часов трястись по совершенно убитой дороге (учитывается и отдых водителей, регламентированный наличием тахографа). Когда этот путь восстановят до достойного состояния, ГЕРК обещает решиться на строительство молочного завода – они с отцом вынашивали эту идею ещё с 1996 года.
Полностью репортаж читайте в следующем выпуске «Коммерческих вестей» от 14 июля.
Фото © Евгений КАРМАЕВ для «Коммерческих вестей»