После смерти Олега ЧЕРТОВА депутаты областного парламента проголосовали за рекомендацию выкупить в собственность Омской области залоговый пакет акций ОАО «Сибирская нефтяная компания».
29 февраля 1996 года, около 9 часов утра в подъезде дома, где жил, был застрелен депутат Законодательного собрания, заместитель генерального директора АО «Омскшина» по экономике Олег Владиленович ЧЕРТОВ. Убийство было совершено, предположительно, пистолетом иностранного производства с применением глушителя. Обстоятельства позволяют предположить, что это было профессионально спланированное заказное убийство. ЧЕРТОВ должен был отработать последний день в АО «Омскшина», а затем перейти на постоянную работу в Законодательное собрание заместителем председателя комитета по промышленности и инвестициям.
За неделю до убийства он был избран в состав депутатской комиссии по изучению перспектив платежей в бюджет предприятиями нефтехимии Омской области. А если без околичностей, одного предприятия – Омского нефтеперерабатывающего завода. Комиссия была создана с подачи мэра Омска Валерия РОЩУПКИНА, который выступил на сессии Заксобрания, указав на прогнозы поступлений на 1996 год от крупнейшего плательщика бюджета – ОНПЗ (областной бюджет на 1996 год был принят депутатами только в марте этого же 1996 года). В этих прогнозах, представленных финансистами самого предприятия, платежи резко уменьшались. А еще в связи с созданием Сибирской нефтяной компании, планировалось перераспределение финансовых потоков в связке Сибнефть — ОНПЗ.
Утром 29 февраля Олег ЧЕРТОВ выходил из дома, чтобы встретиться в Законодательном собрании с обозревателем «Коммерческих вестей» и телекомпании СТВ-3 Елизаветой КРИВОЩЕКОВОЙ. Предполагалось, что он расскажет о работе комиссии, о приватизации омской промышленности и налоговых проблемах с нефтезаводом. Эта была тема очередной телепередачи «О чем шумим?» и ее газетного варианта в номер за 6 марта.
Вместо этого пришлось делать передачу «Убийство депутата» и ее газетную версию.
В ходе допроса в прокуртуре в связи с предполагаемой встречей на следующий же день после трагедии – 1 марта — удалось взять интервью у заместителя областного прокурора Виктора ГРИНЯ, курирующего расследование убийства:
Интервью с В.ГРИНЕМ, заместителем прокурора Омской области (от 1 марта 1996 г.).
— Как продвигается расследование убийства?
— К раскрытию этого преступления привлечены силы Управления внутренних дел, Федеральной службы безопасности по Омской области, Управления по организованной преступности, прокуратуры. Создана следственная оперативная группа в составе 12 человек. Создан штаб по руководству раскрытием преступления, который я возглавляю. Созданы рабочие аналитические группы, поскольку мы выдвинули ряд версий. В том числе и одну из версий, связанную с экономической деятельностью погибшего. Требуется проанализировать достаточно большое количество документов, информации. На второй день убийства отдать предпочтение какой-либо версии мы не можем. Работаем над пятью-шестью версиями очень плотно, но уже однозначно можно сказать, что на сегодняшний день мы не располагаем какой-либо информацией, подтверждающей, что убийство могло быть совершено из каких-то политических мотивов, в результате деятельности ЧЕРТОВА в качестве депутата Законодательного собрания, заместителя председателя комитета по промышленности и инвестициям. В этой части у нас информации пока нет.
— Есть ли уже заключение о характере оружия?
— наша информация носит еще предположительный характер. Нужно провести экспертизы, получить свидетельскую базу, нужно провести исследования. Мы предполагаем, что был использован пистолет и не исключаем, что с глушителем.
— Есть ли уже свидетели, которые видели возможных преступников?
— Я бы так однозначно не заявлял. Свидетели видели некоторых интересующих следствие людей. Но считать, что это был именно преступник, у нас нет достаточных данных.
— Есть данные, что в последнее время ЧЕРТОВ не пользовался услугами телохранителя, а его обязанности выполнял водитель служебного автомобиля. Именно в тот день машина стояла не как обычно у подъезда, а чуть вдалеке. Это следствием рассматривается?
— Мы знаем эту информация и учитываем ее. Все те слухи и домыслы, которые сегодня будоражат город, нам известны и мы их принимаем в расчет.
Елизавета КРИВОЩЕКОВА
Высказались по этому поводу в той же статье и коллеги депутаты:
Виктор ЖУКОВ, депутат Законодательного собрания Омской области:
— Узнав об этом событии, я был искренне потрясен. Зная Олега ЧЕРТОВА как специалиста, зная его характер, могу оценить эту потерю для Законодательного собрания, для области, как громадную. В Октябрьском районе гибнет уже третий большой руководитель, итог один: преступник не найден. Это возмущает до предела.
Леонид ГОРЫНИН, депутат Законодательного собрания омской области:
— Это трагическое событие потрясло нас всех. Мы – в тяжелом раздумье. Я знал Олега ЧЕРТОВА как образованнейшего, культурного человека. Знал, что он один из тех, на кого можно было надеяться: они поднимут Россию. Первый – депутат ЛИЦКЕВИЧ, вопрос о его смерти замят. Объяснили, что это трагическая случайность: умер, а потом утонул… Я предложил председателю Законодательного собрания Владимиру ВАРАНВСКОМУ собрать чрезвычайное заседание. Я думаю, мы соберемся и рассмотрим вопрос о положении с преступностью в нашей области.
Мы буквально наблюдаем разгул преступности. На территории области действуют банды, но, тем не менее, те, кто должен по долгу службы бороться с ними, этим не занимаются. Посмотрите: последние годы ни одного «громкого» процесса. Нас просто убивают. Кто следующий?
Анатолий АЛЕХИН, депутат Законодательного собрания Омской области:
— Я был просто ошарашен. Олега Владиленовича знал, как порядочного и серьезного человека, вдумчивого руководителя. Кстати, уже практически был решен вопрос о его переходе на постоянную работу в Законодательное собрание. Мы об этом знали, разговор у нас состоялся. Работа ЧЕРТОВА на постоянной основе значительно усилила бы Законодательное собрание. Но, к сожалению, произошло то, что произошло. «Убирают», убивают наиболее умных, талантливых. Убийство явно заказное, связанное с большими деньгами. Наверное, он много знал.
Сергей БАБУРИН, заместитель председателя Государственной думы:
— Убийство – очень больной симптом того, что происходит в нашем обществе. Я думаю, что ни у кого не может быть сомнения, что это не бытовой случай. Это – заказное убийство, а значит, и наш Омск чаша сию не миновала. Нельзя отсидеться в кустах. Если страна ввержена в пучину криминального беспредела, рано или поздно это должно было в широких масштабах начаться во всех уголках. Я очень хочу надеяться, что наши следственные органы максимально быстро найдут виновников. И тех, кто стрелял. И тех, кто платил за это. Но у меня нет уверенности, что это возможно, настолько наемные убийства сегодня отшлифованы, настолько все концы прячутся в воду.
Только через полторы недели тот же Виктор ГРИНЬ дал пресс-конференцию по поводу этого и других заказных убийств, о чем рассказали и «Коммерческие вести»:
В области увеличилось число убийств по контракту
Пресс-конференция Виктора ГРИНЯ, заместителя областного прокурора, руководителя штаба по расследованию убийства депутата законодательного собрания омской области
Как сообщил журналистам В.ГРИНЬ, основные тенденции сегодняшней преступности заключаются в следующем: резкий рост корыстной направленности, усиление организованности преступной среды, а следовательно рост групповой преступности, бандитских проявлений, совершение преступлений, сопряженных с применением оружия и специальных средств, продуманность и отработанность действий. Убийства совершаются с участием нескольких человек, что является уже постоянным, хотя ранее этого не было. Отмечается активное противодействие ходу следствия, давление на потерпевших и свидетелей, а сейчас уже и на ведущих расследование.
За последние годы в области увеличилось число убийств по заказу, или, как говорят на Западе, — по контракту. К этому разряду мы отнесли 13 убийств. Стороны договариваясь, глубоко продумывают все моменты. Исполнители порой прибывают в Омск из других городов. Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство лиц, оказавшихся жертвами, занимались бизнесом, причем некоторые очень крупным. Легальным и нелегальным, вплоть до отступления от установленных норм. Третий негативный момент – пострадавшие, попадая в поле риска, никогда не заявляют об угрозах.
По убийству Олега ЧЕРТОВА следствием выдвинуто четыре основных версии. Первая – убийство связано с экономической деятельностью ЧЕРТОВА. В этой версии выделено семь подверсий. Вторая и третья – стандартные, но весьма частые на практике: убийство из личных неприязненных отношений и из мести. Последняя версия: убийство связано с депутатской деятельностью погибшего.
Что сделано организационно? Образован штаб из представителей УВД и прокуратуры. Подключается налоговая полиция. Организована следственно-оперативная группа в составе 12 человек, среди них шесть следователей прокуратуры. Создана аналитическая экономическая группа. Изъята вся документация применительно в деятельности ЧЕРТОВА в ОАО «Омскшина», изъяты и расшифровываются записи компьютера. Когда мы получим всю возможную информацию, то выявим результаты деятельности погибшего, направленность и цели его работы, перечень лиц, с которыми он взаимодействовал. Колоссальная сложность заключается в том, что шинный завод заключал контракты практически со всеми странами СНГ, плюс двумя зарубежными. Все договоры будут нами проверяться.
Проделан большой объем работы, связанный с поиском очевидцев преступления. Изготовлен фоторобот, с которым работают сотрудники милиции. Созданы поисковые группы с целью отыскать киллера. Найдем мы «заказчика», но не выявим исполнителя – дело закончено не будет.
Другое очень масштабное направление – это поиск оружия. В свое время по делу об убийстве ИВАНОВА (заместитель директора ОМП им. Баранова) были «подняты» по январь нынешнего года практически все случаи совершения убийства с оружием за последние 25 лет, особенно проанализировали применение оружия кустарного производства. Оперативно проверены все поставки оружия, которые были в Омской области за последние пять лет.
Что касается заказных убийств двух руководителей омских предприятий ИВАНОВА и КРУПКО, заместитель облпрокурора сообщил, что по делу ИВАНОВА арестован человек, который давал показания о совершении убийства. В настоящее время он от них отказался. До вчерашнего дня был арестован и предполагаемый заказчик, но достаточных доказательств все же не было установлено, хотя и было основание для его задержания. Таким образом. Мера пресечения подозреваемому была изменена… По убийству КРУПКО работа ведется уже два года и есть основания полагать, что через две-три недели исполнитель преступления будет арестован.
Подготовила Е.МИХАЙЛОВА
Во многих публикациях рассказывается, что после смерти Олега ЧЕРТОВА депутаты Заксобрания забыли о созданной комиссии по налогам от ОНПЗ. Но это не так. 20 июня 1996 года председатель этой комиссии Олег ШИШОВ выступил на сессии Законодательного собрания с отчетом о результатах. Комиссия рекомендовала ввести коррективы в бюджет 1996 года и предложила выйти с ходатайством в правительство России с предложением о выкупе в рассрочку в собственность Омской области залогового пакета акций ОАО “Сибирская нефтяная компания” (!). Того самого, который позже достался фирмам БЕРЕЗОВСКОГО и АБРАМОВИЧА. Отчет этой комиссии был опубликован в ближайшем же выпуске «Коммерческих вестей» от 26 июня 1996 года. Вот этот отчет:
Отчет: о результатах работы депутатской комиссии по изучению перспектив платежей в бюджет предприятиями нефтехимии Омской области
Омский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ) является самым крупным по товарному производству предприятием Омской области. В связи с этим ОНПЗ является и самым большим плательщиком в областной и городской бюджеты и внебюджетные фонды. Так, например в 1995 году платежи ОНПЗ в областной бюджет составили 33%, а в городской — 25%. Поэтому естественно, что изменение экономического состояния ОНПЗ заметно отражается на бюджетном процессе Омской области. При разработке бюджета Омской области на 1996 г. с тревогой было отмечено резкое снижение платежей в бюджет в январе-марте текущего года со стороны НПЗ.
В этой ситуации Законодательное собрание создало депутатскую комиссию с целью изучения причины снижения и перспектив платежей в бюджет основным налогоплательщиком Омской области — ОНПЗ. В результате работы комиссии установлено:
1.Объем переработки нефти на ОНПЗ в 1996 году по сравнению с 1995 годом не сокращался, кроме того, средняя суточная переработка несколько возросла.
2. Фактические платежи ОНПЗ в бюджет в 1996 г. по сравнению с 1995 г. значительно сократились. Финансовые управления области и города планировали получить в бюджет от ОНПЗ в 1996 г. с учетом роста индекса цен, исходя из достигнутых экономических показателей завода в 1995 г. Однако, по результатам работы за I квартал ОНПЗ по запросу депутатской комиссии дал прогноз по платежам в бюджет в 1995 г. значительно меньше запланированных.
Кроме того, ОНПЗ должен начислить по платежам в городской бюджет по налогу на жилищно-коммунальное хозяйство 87,1 млрд. руб. и на уборку территории — 160 млрд. руб. Эти налоги, введенные городским советом, фактически не выплачиваются, а принимаются к зачету, если предприятие имеет затраты, направленные на эти нужды.
3. Основными причинами снижения платежей в бюджет со стороны ОНПЗ являются:
— уменьшение соотношения стоимости нефтепродуктов к стоимости нефти за счет более значительного роста цен на нефть. В 1996 г., с начала своей деятельности, компания «Сибнефть» оказывает постоянное влияние на рост цен на сырую нефть;
— снижение стоимости экспортируемых нефтепродуктов при одновременном росте объемов экспорта;
— введение местных налогов на ЖКХ и уборку территории не привели к дополнительным платежам, но существенно сократили налогооблагаемую базу на прибыль, в первую очередь по отношению к областному бюджету;
— значительно возросла амортизация в себестоимости переработки (с 3839 руб. на тонну перерабатываемой нефти в октябре 1995 г до 26600 в январе 1996 г,) т.е. за четыре месяца в 7 раз. Наблюдается и дальнейший рост амортизации). Фактически завод не несет эти затраты, но за счет расчетной амортизации сокращается налогооблагаемая база на прибыль.
Приведенные в п.2 значения предполагаемых платежей ОНПЗ в бюджет рассчитаны исходя из сложившихся схем взаимоотношения завода с поставщиками нефти и потребителями нефтепродуктов, т.е. исходя из его самостоятельности. Однако в связи с созданием компании «Сибнефть», куда вошел наш ОНПЗ, компания не только оказывает влияние на ценовую политику, но и в принципе изменила схему работы ОНПЗ. Если до 01.05.96 завод выступал покупателем нефти, перерабатывал ее и продавал нефтепродукты, т.е. все финансовые потоки проходили через завод, то с 01.05.96 завод переведен на схему полного процессинга: то есть компания поставляет на завод нефть, которая является собственностью компании, завод перерабатывает нефть, получая от компании оплату, компенсирующую затраты по переработке нефти с 10%-й рентабельностью (от стоимости только переработки), а реализацию нефтепродуктов осуществляет компания, т.е. все финансовые потоки проходят через компанию.
По этой схеме ОНПЗ в 1996 г. сможет заплатить в лучшем случае в областной бюджет 94 млрд. руб. (18% от запланированных платежей), а в бюджет г. Омска — 65 млрд. руб. (27% от запланированных). При этом должен появиться новый крупный налогоплательщик — компания «Сибнефть», осуществляющая реализацию производимых на ОНПЗ нефтепродуктов. Однако если ОНПЗ резко сократил платежи в бюджет с переходом на процессинг, то «Сибнефть» пока эти платежи не восполнила. В настоящее время изучаются объем и структура платежей компании «Сибнефть» в бюджеты г. Омска и Омской области.
При этом считаем необходимым констатировать, что существует задолженность компании «Сибнефть» перед ОНПЗ за услуги по процессингу, по платежам в федеральный бюджет и т. д. на 17.05.96 на общую сумму 220 млрд. руб. в целом сильно ухудшает финансовое положение ОНПЗ.
Исходя из вышеизложенного, комиссия считает необходимым рекомендовать Законодательному собранию и администрации области принять следующие решения:
1. Внести коррективы в закон Омской области «Об областном бюджете» на 1996 г.
2. Войти с ходатайством в правительство РФ о выкупе в рассрочку в собственность Омской области залогового пакета акций ОАО «Сибирская нефтяная компания».
В случае нерешения этого вопроса предусмотреть в бюджете средства на выкуп государственной доли в АО «Омский нефтеперерабатывающий завод». Приобретение в собственность областным бюджетом акций компании «Сибнефть» или ОНПЗ позволит не только влиять на финансовые потоки от нефтехимии и тем самым на платежи в бюджет, но и получать дополнительные средства в бюджет в виде дивидендов а также оказывать реальное влияние на развитие основной отрасли Омской области — нефтехимии.
Комиссия считает проделанную работу незаконченной, однако полученные результаты и выводы обходимо доложить на Законодательном собрании и опубликовать в печати.
Председатель комиссии, депутат областного Законодательного собрания О. В. ШИШОВ.
Депутат областного Законодательного собрания П. П. ЩЕРБИНА.
Депутат о6ластного Законодательного собрания П. Ю. САТОНКИН.
Что касается расследования убийства Олега ЧЕРТОВА, оно ничем не окончилось. Уже после смерти Олега Владиленовича вышла брошюра под названием «Олигархия беспощадна», наговоренная им буквально за пару дней до 29 февраля 1996 года. Вот фрагмент оттуда:
— Московские финансовые группы будут захватывать — вначале со скандалами, грызясь между собой, потом договариваясь — контроль над нервными центрами российской промышленности. Разумеется, с соответствующим идеологическим оформлением. На следующем этапе в борьбу включится иностранный капитал. Ну а дальше все снова будет перераспределяться. И конечно под предлогом инвестиций. Передел собственности будет длиться достаточно долго.
Примерно об этом он и должен был рассказать и в интервью 29 февраля, но не успел.
И только потом выяснилось, что Олег ЧЕРТОВ был еще и талантливым поэтом.
А в январе 2017 года «Коммерческие вести» в рамках проекта «Поколение NEXT» взяли интервью у дочери Олега Владиленовича, которой в день его гибели было 13 лет.