Все рубрики
В Омске воскресенье, 3 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Евгения НАЗАРОВА, директор среднего бизнеса Альфа-Банка в Омске: «Клиентам – экспортерам у нас установлены предодобренные лимиты на банковские гарантии возврата НДС в размере до 300 млн рублей»

16 февраля 2022 10:07
1
5440

Средний бизнес – как и средний класс в обществе – основа основ и главная опора всей деловой конструкции. Что выпало на его долю в 2021 году? Директор среднего бизнеса Альфа-Банка в Омске Евгения НАЗАРОВА поделилась своими наблюдениями с обозревателем «Коммерческих Вестей» Анастасией ПАВЛОВОЙ. 

– Евгения Александровна, как ощущал себя омский средний бизнес в 2021 году? 

– Безусловно, после шоковой терапии которую все мы испытали в 2020 году, 2021 год можно назвать выходом из комы – осторожным и постепенным. Совершенно точно понятно только одно: это новая реальность и так, как раньше, не будет уже никогда. Говоря о среднем бизнесе, стоит все же ориентироваться на отрасль. Есть направления, где настроения достаточно оптимистичны. Неплохо чувствуют себя компании с государственным участием, компании, которые могут получать господдержку в виде субсидированных банковских кредитов. Как правило, они обеспечены госзаказами и могут позволить более долгосрочное планирование, закладывать развитие инвестиционных проектов. Есть те, кто смотрит на текущую ситуацию как на время возможностей. Это касается в первую очередь пищевой отрасли, фармацевтики. Менее спокойно себя чувствуют арендный бизнес, гостиничный, общепит, ритейл.

– А вообще существует пресловутая омская специфика?

– Конечно. Омская промышленность сосредоточена вокруг нефтехимии, продукция которой имеет формат законченного цикла, а также вокруг вертикально интегрированных предприятий ВПК, выполняющих госзаказ. В Омске самая большая концентрация предприятий оборонно-промышленного комплекса в Сибирском регионе. Работа с предприятиями, входящими в ГК «Газпром», а также выполнение различных госконтрактов дает нам на рынке среднего бизнеса значительное количество подрядных организаций. Также выделила бы существенную долю предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей, сельхозтоваропроизводителей, кредитный портфель по которым заметно вырос за последние несколько лет ввиду наличия льготного кредитования по линии МСХ.

– Какие главные проблемы среднего бизнеса и тренды его обращения с финансами вы можете обозначить?

– На мой взгляд, большинству предприятий не хватает грамотного финансового планирования. Многие живут по старинке, когда финансовую стратегию курируют главные бухгалтеры, а не финансисты. К этой же теме относится история о том, что многие финансисты не очень любят «модные» и новые банковские продукты, предпочитая им знакомые возобновляемые и невозобновляемые кредитные линии. Также хотелось бы отметить, что многие предприниматели не оставляют деньги в бизнесе, капитализируя его, а забирают большую часть чистой прибыли в виде дивидендов. При рассмотрении возможности кредитования вопросы насчет этого у банкиров возникают достаточно часто. 

– Многие ли предприниматели решились на инвестиции? Кажется, это было очень актуально.

– Я бы поспорила об актуальности, по крайней мере для Омска. В этом направлении скорее наблюдалось некоторое затишье, что абсолютно логично в период неопределенности на рынке. Хотя в первом полугодии инвестициям способствовали достаточно низкие процентные ставки и меры господдержки по различным направлениям. Стоит отметить программы льготного кредитования по линии МСХ, МСП, программы по развитию туристического и гостиничного бизнеса, программы ФРП и возможности приобретения оборудования под 1%. Там, где была возможность получить льготные займы, предприятия этим успешно пользовались. По моим оценкам, по среднему бизнесу объем таких кредитов в Омске не превысил 10 млрд рублей.

– Каким оказался ушедший год именно для Альфа-Банка?

– Могу сказать, что для нас год обернулся существенным ростом. Мы неплохо сработали по привлечению новых клиентов сегмента «средний бизнес», наша база расчетных счетов увеличилась на 25%. Подняли свою долю присутствия на рынке зарплатных карт и на текущий момент оцениваем ее на уровне 20%. По остаткам на расчетных счетах и депозитам приросли на 60%, это наш абсолютный рекорд за все время. По направлению кредитования 2021 год все-таки был более умеренным с учетом всех рисков, но мы все же смогли увеличить наш портфель на 15%. В силу пандемии мы стали договариваться с партнерами по видеосвязи, с помощью различных мессенджеров. Это находка в плане экономии времени: за 2-3 часа можно провести полноценных две встречи вместо одной. Нам точно не пришлось краснеть за наши дистанционные сервисы, так как Альфа-Банк давно и успешно их развивает. Уверена, что именно в период самоизоляции большинство наших клиентов осознали удобство и прогрессивность нашего интернет-банка и мобильных приложений. Прирост по новым клиентам и расчетным счетам произошел во многом благодаря тому, что Альфа-Банк по качеству цифровизации оказался готов к новым вызовам времени.

– Какие новые услуги вы предложили за это беспокойное время своим клиентам? 

– Мы одни из первых предложили пакет мер поддержки бизнесу в рамках расчетно-кассового обслуживания, разработали индивидуальные программы для клиентов, которые хотели оптимизировать кредитные платежи, активно участвовали во всех государственных программах поддержки бизнеса. В текущей ситуации клиенты выбирают банк, который может дать им лучшие условия, снизить стоимость РКО, предложить зарплатный проект с различными выгодами для сотрудников предприятия, более дешевый кредит и так далее. Важным моментом является возможность предоставить все услуги дистанционно, так как многие компании работают удаленно. В Альфа-Банке все это есть и устроено очень просто. Среди кредитных продуктов хотелось бы отметить повышенный клиентский спрос на факторинг. Интерес вызван несколькими причинами. Во-первых, факторинг выступает идеальным инструментом для сокращения срока оборачиваемости дебиторской задолженности до 120 дней. Во-вторых, позволяет получить до 90% от суммы отгрузки почти сразу в течение одного-трех дней с момента отгрузки. Отсутствие необходимости предоставлять залоговое обеспечение также оказывает весомое влияние в противовес классическому кредитованию.

– Много ли у вас клиентов-экспортеров? Как вы поддерживали их?

– По клиентам-экспортерам у нас установлены предодобренные лимиты на банковские гарантии возврата НДС в размере до 300 млн рублей. Это значит, что клиенту не нужно собирать пакет документов для получения гарантий, лимиты установлены исходя из общедоступных баз, оформление займет не более пяти рабочих дней. Ноу-хау Альфа-Банка – трекинг входящих зачислений в валюте: в любой момент наш клиент может самостоятельно отследить, на каком этапе находится его валютная выручка еще до того момента, как она поступит на счет в Альфа-Банке. Этот сервис также решает проблему достоверного подтверждения платежа: с ним экспортерам не приходится запрашивать у покупателя платежки или свифтовки – все ожидаемые зачисления видны на специальной закладке в банк-клиенте. Если клиент активно покупает и продает валюту, у нас ему не требуется для этого отдельный биржевой терминал, работа ведется с чистым биржевым курсом напрямую из банк-клиента, а комиссия банка показана отдельной строкой. Такой подход к конвертации отражает нашу политику открытости и прозрачности, никаких копеек, которые клиент должен держать в уме, нет. В том числе за модуль конвертации наш новый интернет-банк стал номером 1 в независимом рейтинге Markswebb. По опросу этого же агентства в 2021 году Альфа-Банк признан лучшим банком для ВЭД. Трехступенчатая профилактика нарушений по валютному контролю сочетает в себе и автоматизированный, и человеческий фактор, поэтому она максимально эффективна. Облегчена работа с документами ВК: благодаря объединенным шаблонам и автозаполнению, минимум информации нужно вводить вручную. Все это призвано существенно экономить время работы бухгалтера. И основное наше преимущество – гибкое ценообразование, которое больше походит на конструктор и настраивается под потребности наших клиентов. К слову, около 50% участников ВЭД сегмента «средний бизнес» работают с Альфа-Банком, и мы ставим себе задачу на текущий год увеличить нашу долю именно по операциям, связанным с ВЭД, на 20%.

– По каким показателям предприниматель может оценить надежность банка? 

– Обычно предприятия среднего бизнеса выбирают работу с банками из списка топ-5, максимум топ-10. Все банки и услуги из этого списка примерно одинаковы. Предприятия среднего бизнеса отличаются от малых тем, что они не всегда могут быстро поменять обслуживающий банк, поэтому и к выбору партнера в этом случае они подходят более тщательно. Решающим фактором здесь становится наличие качественного технологичного сервиса, скорость и гибкость при принятии решений, комплексный подход. Конечно же, очень важное значение имеют люди, команда, с которой предприятию приходится работать. Могу с уверенностью сказать, что в Альфа-Банке все эти факторы присутствуют, так что мы с удовольствием открыты к сотрудничеству с новыми клиентами.

– Президентом РФ поставлена задача к 2025 году увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны с 20 до 40%. Насколько это реально, на ваш взгляд, и что банки, исполнительные власти, законодатели, сами предприниматели могут для этого сделать? 

– Считаю, что задача вполне посильная. С точки зрения влияния на этот процесс треугольника «власть – банки – предприятия» необходима реализация программ с господдержкой, то есть предоставление понятных и недорогих денег предприятиям, которые хотят развиваться. В том числе это поддержка инвестиционных программ предприятий, открытие новых производств, расширение действующих мощностей, возможность финансирования стартапов под гарантии таких структур, как МСП-банк, к примеру. 

– Есть мнение, что именно банки должны спасать бизнес во время пандемии. Что вы думаете на этот счет? 

– Подобного мнения я не слышала и не совсем его разделяю. Банки, безусловно, являются партнерами предприятий и в сложную минуту готовы протянуть руку помощи: вовремя заметить, что бизнес переживает сложные моменты, предложить каникулы по погашению процентов или основного долга, реструктуризацию кредита. Но взять на себя роль спасателя бизнеса они просто не могут себе позволить, поскольку у них также имеются обязательства перед вкладчиками, которые нужно в полной мере своевременно исполнять. Поэтому в данной ситуации считаю, что каждый должен заниматься своим делом качественно и ответственно, тогда и не придется кого-то спасать.

– Каковы ваши прогнозы по развитию среднего бизнеса в текущем году? 

– Давать прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Исходя из плановых показателей и оценки потребностей, которые заявляют наши клиенты на текущий год, нас ждет планомерный рост, и я очень надеюсь, что нам удастся выйти на докризисные показатели. Любой кризис – это все-таки возможность для предпринимателей проявить себя. Это касается и банкиров, и бизнесменов. Поэтому мои рекомендации – никогда не останавливаться на достигнутом, каждый день думать о том, чтобы становиться лучше, заботиться о своих бизнес-процессах, развивать свои компетенции и компетенции своих команд. И тогда, я уверена, что пережить любые кризисные явления будет проще и даже интереснее. А команда Альфа-Банка всегда готова прийти на помощь – это мы гарантируем.

® На правах рекламы

Фото © Максим КАРМАЕВ для АО «Альфа-Банк»



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Максим 23 февраля 2022 в 17:18:
Очень грамотный специалист, красивая женщина
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.