Базирование в Омске – это обязательства авиакомпании перед Омской областью в рамках проекта по развитию сети региональных маршрутов из Омска.
В последний день января в Омск прибыл самолет Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером 89155 авиакомпании Red Wings. Отныне он будет базироваться в Омске, а для самой авиакомпании Омский аэропорт станет базовым. Директор филиала АО «Ред Вингс» в Омске Виктор ТИТАРЕВ поделился подробностями события с обозревателем газеты «Коммерческие Вести» Львом АБАЛКИНЫМ.
– Виктор Владимирович, этот борт 89155 обслуживает какой-то конкретный маршрут?
– В авиакомпаниях все устроено не совсем так. Безусловно, для каждого борта в специальном программном обеспечении предусмотрена линейка полетов. Но поскольку самолеты периодически встают на техническое обслуживание (плановое и внеплановое), появляются новые маршруты, расписание, конечно, меняется, как и состав экипажа. Борт 89155 прибыл из Иркутска в Омск 31 января, а 1 февраля у него был запланирован рейс в Новокузнецк. Событие действительно знаковое – прибытие для базирования первого воздушного судна в Омском аэропорту по договору с Red Wings. Именно оно в основном будет осуществлять перелеты из Омска. Базирование в Омске – это обязательства авиакомпании перед Омской областью в рамках проекта по развитию сети региональных маршрутов из Омска. Так же, как и трудоустройство пилотов и бортпроводников именно в омском филиале – НДФЛ платится в бюджет нашего региона. Обязательство же области перед Red Wings – это определенный объем субсидий из регионального бюджета на выполнение рейсов.
– Эта сумма уже называлась – свыше 300 млн. рублей.
– Да, субсидии, которые выделяет в этом году Омская область, беспрецедентно высокие. Ранее это всегда было порядка 100-150 млн рублей в год. На 2022 год сумма выросла, Red Wings как базовая авиакомпания Омска получит львиную часть, но далеко не все – сейчас для нас подтверждено чуть больше 200 млн рублей из регионального бюджета. Аэропорт разработал программу своего развития и представил ее на рассмотрение правительства области как инвестпроект длительностью пять лет с возможностью получения областью дохода от реализации этого проекта. Доводы аэропорта были убедительны, в том числе благодаря тогда только намечавшемуся сотрудничеству с Red Wings.
– Субсидии выделялись областью именно для Red Wings?
– Авиакомпании могут предложить выполнять один и тот же маршрут, но кому отдать предпочтение, решает комиссия Минтранса. Правительства регионов, между которыми курсируют самолеты, определяет объем денег, выделяемый на субсидирование рейсов, а приблизительно треть средств обеспечивает Российская Федерация. За некоторые маршруты разворачивается очень серьезная конкуренция. Важный момент: с недавнего времени, согласно Постановлению Правительства РФ № 1242 о субсидировании региональных маршрутов, преимущество предоставляется авиакомпаниям с отечественным парком. В этом плане Red Wings c Sukhoi Superjet находится в выгодном положении. Получается, что полеты Red Wings из Омска субсидирует не только Омская область, но и федеральный центр и встречные регионы. Поэтому, кстати, региону важно иметь партнера в лице надежной авиакомпании с российским парком – ведь за федеральные субсидии борются не только авиакомпании, но, по сути, и регионы между собой конкурируют за рейсы из своих аэропортов.
– А если принимающий регион не согласится субсидировать рейсы по этому маршруту?
– Тогда субсидирование не сложится, встречные вложения обязательно должны быть. Для этого ведутся очень серьезные предварительные договоры. Решения о новых маршрутах на 2022 год были приняты в ноябре, в декабре Росавиация выпустила приказ со списком тех рейсов, которые федеральный бюджет готов субсидировать со своей стороны. Сейчас идет контрактование обязательств регионов и Федерации перед перевозчиками. Оно завершится в марте-апреле. Это тяжелый период, потому что для авиакомпаний зимний сезон и так планово-убыточный, а за выполняемые сейчас рейсы субсидии будут доступны только в мае.
– Какие маршруты Red Wings субсидируются?
– Все из Омска. В январе у нас было заявлено пять маршрутов – Екатеринбург, Самара, Новокузнецк, Иркутск, Казань. В феврале добавились Мирный, Улан– Удэ, Челябинск, Уфа. В марте появятся Барнаул, Волгоград и Махачкала. В апреле – Минеральные Воды.
– И много желающих летать в Махачкалу?!
– Это сложный маршрут, учитывая, что у нас нет крупных северо-кавказских диаспор, но его активно продвигает федеральное правительство, позиционируя Дагестан как туристическое направление. Думаю, в Омске перспективно увеличение частоты рейсов в Новокузнецк как наиболее близкий аэропорт к самому популярному горнолыжному комплексу в Сибири. Но предварительно необходимо проработать этот вопрос с туристическими агентствами перед следующим зимним сезоном, чтобы продавать билеты в Шерегеш уже с бронью гостиниц. Покупать пакетные туры – обычная практика для тех, кто летал до пандемии за границу на горнолыжные курорты. Рейс в Улан-Удэ тоже экспериментальный – посмотрим, возникнет ли большое количество паломников в Иволгинский дацан. Надо нагружать новые машины новыми направлениями. Мы вместе с представителями головного офиса встречались с Юрием ТРОФИМОВЫМ, министром культуры Омской области (туризм входит в сферу ответственности регионального Минкульта), обсуждали потенциальные маршруты. Будем еще изучать базы данных, в любом случае здесь без экспериментов, без коммерческого риска, который готова принимать на себя авиакомпания, не обойтись. Любопытно, что в головном офисе отмечают заметную любовь омичей к Калининграду. Но у нас пока нет соответствующего флота. Думаем над маршрутом в Астану, Среднюю Азию.
– Зачем Red Wings базироваться в Омске, если у нее уже есть пять других городов для этих целей?
– Авиаперевозки – очень конкурентный бизнес, компании борются за регионы, из которых удобно развивать новые направления. В этом плане Омск как не самый «летающий» город, да простят меня омичи, – вызов. Компании вместе с аэропортом придется активно работать над повышением авиационной подвижности населения, предлагая новую маршрутную сеть. То есть предполагается, что омичи будут летать в необходимые им города напрямую, а не через Москву, и предпочитать самолеты поездам. А есть еще сегмент не летающих сейчас никуда омичей. На нашем пространстве страшный дефицит горнолыжных курортов – Европа закрыта. Есть такое перспективное направление, как Грузия, но прямого авиасообщения у нас с ней нет, для сибиряков она вообще, считай, закрыта – мало кто захочет лететь со снаряжением через Москву и Минск. Удобная транспортная схема с адекватными ценами поднимает потенциального пассажира, который, возможно, не собирался никуда вообще.
– Но ведь перевозить людей из Омска можно и не базируя авиакомпанию в городе.
– Это выбор авиакомпании – сделать в городе разлетную звездочку и там же базировать свои воздушные суда. И в этом заинтересованы Омская область и Омский аэропорт, которые являются партнерами в нашем проекте. Давайте посчитаем. Sukhoi Superjet экономически эффективен на 1500 км полета, то есть на 1,5-2 часа – в Новокузнецк, Уфу, Казань, Екатеринбург, Волгоград. Добавим часовое обслуживание самолета: шесть часов потрачено на рейс в обе стороны. Предположим, что воздушное судно будет выполнять три рейса в день, то есть 21 рейс в неделю, значит, сможет закрыть семь направлений – половину летной программы. На одну машину приходится пять экипажей! Рост направлений – а именно это с учетом субсидий закладывается в ближайшую трех – пятилетнюю программу – невозможен без базовой авиакомпании. И кстати, не везде, где базируется перевозчик, он создает филиал, в котором оформлены местные работники. Омску повезло. Но и самой компании это выгодно – в Омске самая низкая стоимость потребительской корзины в СФО. Поэтому при достаточно высокой квалификации затраты на персонал в нашем городе ниже, чем в Екатеринбурге или Казани, не говоря уже о столицах. Не случайно в нашем городе размещается, например, колл-центр Сбербанка и Raiffeisen TechCenter.
– Но у нас как раз ухудшились транспортные связи со столицей после отмены рейсов «Аэрофлота».
– Не совсем понимаю это, потому что загрузка там была высокая, как и цены на билеты. Лично сталкивался с безумием цен, когда пригласил сына на свой день рождения в Москву, поскольку находился там по работе, билет в один конец стоил 30 тысяч рублей! Думаю, сейчас просто период турбулентности, Москва все-таки направление с очень высокой ценовой конкуренцией, а маршрут довольно сложный и зачастую убыточный.
– Регион все-таки рассматривает базового авиаперевозчика как бизнес-проект?
– Конечно, именно в контексте увеличения доходов. По расчетной модели выделенные субсидии должны окупиться за пять лет – за счет НДФЛ, дивидендов и налогов аэропорта. Но не все выгоды от такого проекта прямые. Повышая качество жизни омичей, уровень их квалификации, снижая издержки бизнеса, текучесть кадров, регион улучшает качество собственной экономики. С повышением транспортной доступности Омск станет привлекательным для регистрации на нашей территории предприятий с высокомобильными сотрудниками – например, торговые, дистрибьюторские.
– Омский аэропорт получил сертификат на обслуживание суперджетов?
– В феврале завершится процедура получения соответствующего сертификата, специалисты заканчивают стажировку. У Омского аэропорта всегда была высококвалифицированная инженерная служба, богатый опыт обслуживания самых разнообразных отечественных судов. Sukhoi Superjet отличается от советских самолетов, он больше схож с зарубежными аналогами. Но у аэропорта был и опыт обслуживания Boeing. Red Wings будет платить дополнительные деньги за техническое обслуживание суперджетов, а это дополнительный доход для аэропорта, для самой компании – повышение мобильности.
– Сами аэропортовые сборы в Омске высокие?
– Скажу честно: переговоры с аэропортом по стоимости аэропортового обслуживания продолжаются.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 марта 2022 года.