Гражданская война разделила общество на два лагеря. Священнослужители, хотя и поддержали одну из воевавших сторон, не призывали к физическому уничтожению ни красных, ни белых.
23 марта в Центре изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся «круглый стол» на тему «Религиозный фактор в России в годы Гражданской войны: феномен, значение и региональная специфика». Мероприятие проводилось в рамках XV Международной научно-практической конференции «Омские социально-гуманитарные чтения – 2022». В работе «круглого стола» приняли участие ученые, краеведы, преподаватели истории и журналисты.
Историки продолжают исследовать уроки «Смуты XX века». Довольно хорошо изучены все слои населения, принявшие участие в Гражданской войне как на стороне красных, так и на стороне белых. Однако еще недостаточно изучена роль Русской православной церкви в Гражданской войне. Не секрет, что отношение к военным и политическим действиям не у всех священнослужителей было одинаковым. Одни поддерживали красных, а другие – белых. В кинофильмах советского периода, в основном, служители православных церквей отражены с негативной стороны.
По представленной теме выступили авторитетные российские академические специалисты, успешно реализующие исследовательский проект «Религиозный фактор в России в годы Гражданской войны: феномен, значение и региональная специфика», поддержанный Российским научным фондом.
Александр Сергеевич ПУЧЕНКОВ, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель проекта, в своем выступлении сказал:
«Идея создания проекта о религиозном факторе в годы Гражданской войны в России возникла в период обострения пандемии. Было решено создать коллектив историков, работающих индивидуально или малыми группами. Например, я уже работаю вместе с историком Владимиром КАЛИНОВСКИМ. Он не первое десятилетие занимается проблемами церковной жизни. Два года назад мы выпустили совместную книгу о крымском духовенстве в 1914–1920 годах. В результате родилась идея продолжить и дальше изучение проблемы крупных регионов страны, в том числе и Сибири. Недавно вышла книга моего товарища [фамилию ПУЧЕНКОВ не назвал] по исследованиям событий на Балтийском флоте в 1917 году. Он показал, что как хорошо уживалась религия среди военных матросов в 1914–1916 годы. Они ходили на утренние и вечерние молитвы. Пройдет всего немного времени, и в 1917 году свергнут царя, а эти молитвы у матросов станут вызывать уже отторжение. Матросы будут священников ставить в один ряд с офицерами и посчитают их врагами. Есть в этом какое-то рациональное зерно или наоборот – мы и пытаемся объяснить. Мы пытаемся также объяснить сколько-нибудь значимую роль и белых вождей, в том числе и адмирала КОЛЧАКА и других, которых принято называть представителями белого движения. Эту коллективную работу я выполняю вместе с Алексеем СУШКО, Владимиром КАЛИНОВСКИМ, Юлией БИРЮКОВОЙ и другими. Мы не стараемся описать период «красного террора», а пытаемся показать практики выживания служителей церкви в период Гражданской войны».
Алексей Владимирович СУШКО, доктор исторических наук, профессор, отметил:
«После февраля 1917 года церковные иерархи и духовенство в Сибири и по всей стране не были едины во взглядах как по поводу должного устройства церкви, так и по вопросам текущей политической жизни в стране. В Омской и Павлодарской епархии сформировалась группа духовенства, выступавшая за обновление церковного устройства и активно поддержавшая революционные идеи социалистического переустройства российского общества. С 30 апреля 1917 года в Омске под редакцией Пантелеимона ПАПШЕВА стала издаваться газета «Новая жизнь». Издание самоопределилось в качестве «органа церковно-общественного обновления». В программной редакционной статье продекларировано, что оно будет служить «восстановлению христианской идеи». Уже во втором номере газеты начала проповедоваться классовая ненависть».
В статье «С кем мы пойдем?» ПАПШЕВ заявил:
«Мы плоть от плоти нашего народа, такая же «черная, мужицкая» кость, как и он. Не было и не будет у нас интересов с буржуазией».
Профессор СУШКО рассказал:
«В годы Гражданской войны духовенство Омской и Павлодарской епархии, являвшееся частью народа, втянулось в братоубийственное противостояние. Оно разошлось в политических взглядах. Для большинства омского городского духовенства авторитет правившего архиерея и епископа (позднее архиепископа) Сильвестра был незыблемым. Поэтому оно вслед за ним выступило на стороне белого движения, духовно и всячески поддерживало его. В Сибири известны многочисленные примеры участия духовенства в Гражданской войне – как на стороне белых, так и на стороне красных. В ноябре 1918 года архиепископ Сильвестр, как столичный владыка, возглавил Временное высшее церковное управление Сибири и стал духовным лидером противников большевиков. Активная антибольшевистская борьба на стороне колчаковцев на тот момент не совпадала с позицией патриарха Тихона, находившегося в Советской России, не вставшего на сторону белых. Антибольшевистская борьба сибирского духовенства во главе с архиепископом Сильвестром была впоследствии использована большевиками в качестве повода для применения по отношению к духовенству политических репрессий».
Затем выступил Владимир Витальевич КАЛИНОВСКИЙ, кандидат исторических наук:
«В годы Гражданской войны появилась и новая риторика. Прежде всего, вспомним здесь адмирала КОЛЧАКА. Ему принадлежит такая фраза: «Единственная наша надежда – это святая наша церковь». В Перми в одном из выступлений Александр Васильевич КОЛЧАК сказал: «Православная вера – это опора государства». Для него, как представителя старого мира, образ церкви был образом стабильности и постоянства и мира. Тем удивительней, что эта риторика присутствует и у большевиков. Например, большевики критиковали духовенство, за антисоветскую агитацию. Так, Сильвестр ОЛЬШЕВСКИЙ благословил адмирала КОЛЧАКА и проводил торжественные молебны, а также давал напутствие духовенству для работы в белой армии. Создавались в армии КОЛЧАКА церковные дружины «Святого Креста», что вызвало недовольство и насмешки среди большевиков. Церковные каноны запрещают священникам брать в руки оружие. Хотя известен пример, что священник БАГИНСКИЙ нарушил этот канон. Однако документов, подтверждающих, что он участвовал в расстрелах, не обнаружено. Война – это всегда нарушение норм жизни. Те трансформации, что происходили в духовной среде в Сибири, – следствие глобального нарушения норм, которое произошло в годы Гражданской войны».
От имени Омской епархии выступил Дмитрий Владимирович ОЛИХОВ, кандидат исторических наук, протоиерей, преподаватель Омской духовной семинарии. Он отметил:
«Сильвестр (ОЛЬШЕВСКИЙ) боролся с сектантами. Большевиков он также относил к сектантам. В результате Сильвестр выступил против большевиков и поддержал власть адмирала КОЛЧАКА. Он проводил линию, что с католиками нужно договариваться, а вот баптистам и сектантам нужно серьезно противостоять. И еще: священники в период Гражданской войны в Сибири не призывали уничтожать физически друг друга».
Юлия Александровна БИРЮКОВА, кандидат исторических наук, доцент, отметила, что действия священнослужителей на юге России совпадали с действиями священников в Сибири. Они также участвовали в политической жизни как на стороне красных, так и на стороне белых.
Дмитрий Игоревич ПЕТИН, руководитель Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, кандидат исторических наук, доцент, резюмировал:
«Мы являемся свидетелями нового этапа осмысления событий Гражданской войны, от каковых нас отделяет век. Церковная история долгие годы преподносилась исключительное однобоко, что неправильно. Наша исследовательская стратегия сегодня это – аргументированный подход, максимально удаленный от эмоций и любой одиозной апологетики. Не превозносить, не обелять, а исключительно на основе источниковедческой критики давать взвешенную оценку событиям, явлениям, персоналиям. И это будет справедливо не только для религиозной сферы. Исторический архив Омской области имеет, на мой взгляд, достойный опыт осмысления источников, связанных с работой института церкви, но применительно к военной и социальной истории 1918–1919 годов в Омском регионе. Это направление мы планируем развивать и далее. К слову о находках, с одним из сегодняшних спикеров – Алексеем Владимировичем СУШКО – нам достаточно детально удалось проанализировать не освещавшийся вопрос массового присоединения к православию в Омске пленных славян, что имело место в течение полутора лет накануне революционных событий 1917 года. Коллегам, выступившим на нашем мероприятии, от лица сообщества историков-архивистов выражаю признательность за сотрудничество и надеюсь еще неоднократно увидеть здесь – в особняке Батюшкиных».
По итогам «круглого стола» в текущем году запланирована публикация его материалов в формате научных аналитических статей в тематической рубрике журнала «Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность». По результатам дискуссии участники «круглого стола» единодушно признали необходимым продолжить изучение роли верующих разных религий в период Гражданской войны в целях обмена опытом и объединения усилий научных работников, педагогов, аспирантов, и представителей общественности.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ, фонд Центра изучения истории Гражданской войны