Теплоснабжение в границах жилой территории должно по действующим нормативам обеспечиваться подземной прокладкой трубопроводов, а у нас проводятся специальные комиссии, чтобы разрешить вырубку деревьев во дворах для обслуживания этих трубопроводов.
Общественная палата Омской области провела круглый стол «Будущее города Омска глазами архитекторов», посвященный исторической оценке и долгосрочным перспективам пространственного развития города Омска.
Представляем читателям выступление заслуженного архитектора РФ, замдиректора ТПП «Омскгражданпроект» в 2000-2018 гг. Лариса МАСЛОВА:
— Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры Омска в основном построены в середине прошлого столетия. Их критический возраст уже наступил. Канализационные дюкеры через Иртыш могут привести к экологической катастрофе, а дюкеры водопровода – глобально нарушить водоснабжение.
Угрозой является отсутствие в городе полноценной ливневой канализации с очистными сооружениями, из-за которой мы имеем как следствие ежегодные весенние подтопления, высокий уровень грунтовых вод, недолговечные дороги, в том числе с твердым покрытием, загрязнение водных объектов. Всего лишь один комплекс ливневой канализации с очистными сооружениями введен в действие в 2014 году из 12 планируемых.
Современное состояние систем водоснабжения и водоотведения Омска характеризуется сверхнормативным износом и повышенной аварийностью водопроводных и канализационных сетей (до 29% сетей имеют 100% износ), износом оборудования на очистных сооружениях и насосных станциях; низкой надежностью работы стальных дюкерных переходов через Иртыш ввиду их износа; снижением надежности работы водозаборных сооружений ввиду понижения минимальных горизонтов воды в реке Иртыш.
Еще в 2005 году специалистами было предложено на левом берегу обустроить самостоятельные системы водоснабжения и канализования со своим водозабором, со своим комплексом очистных сооружений – по нормативам миллионный город обязан иметь два водозабора! А на правом берегу следовало проложить отдельный сборный коллектор канализации глубокого заложения. Тем самым решался бы вопрос ликвидации четырех дюкерных переходов через Иртыш. По генплану 2007 года это должно было быть реализовано к 2015 году. Однако не было принято должных мер. А значит, уже сейчас все тревожнее жить в ожидании аварийной ситуации, которая может стать экологической катастрофой. Ликвидация последствий будет несоизмерима с затратами, необходимыми для строительства отдельных комплексов инженерных сооружений для водоснабжения и водоотведения территории Левобережья и сборного канализационного коллектора на Правом берегу.
Развитие газификации города остановилось на решении газификации существующей индивидуальной застройки, а город в целом до сих пор не может получить природный газ вместо многочисленных газгольдеров в жилых микрорайонах – объектов повышенной опасности, потому что не построены кольцующие газопроводы. Теплоснабжение в границах жилой территории должно по действующим нормативам обеспечиваться подземной прокладкой трубопроводов, а у нас проводятся специальные комиссии, чтобы разрешить вырубку деревьев во дворах для обслуживания этих трубопроводов. Вот так и живем с трубами во дворах, с надземными арками-переходами над ул. Кемеровской, рядом с высотным новым домом, над ул. 75-й Гвардейской бригады, с трубами, проходящими через сквер. И сплошь и рядом такая ситуация в наших микрорайонах. Все для удобства ресурсоснабжающих компаний, а для жителей что?
«Недостаточный уровень развития и наличие узких мест в транспортно-логистической инфраструктуре» – так коротко в вышеуказанной Стратегии-2030 охарактеризовано фактическое состояние нашей транспортной доступности, вернее недоступности, когда полгорода регулярно застревает в пробках. Это не просто «узкое место», а основополагающий вопрос в развитии города.
Все вышеперечисленное не нашло должного отражения в основных градостроительных документах – генплане и правилах землепользования и застройки, утвержденных в 2020 и 2021 годах, принятых к развитию до 2040 года. А ведь эти вопросы надо решать уже «вчера»! Да, это затратно, но без этого дальнейшее развитие в интересах настоящего и будущего поколений невозможно. Вынуждена с сожалением отметить, что практические действия со стороны административной власти в рамках их ответственности по основным вопросам жизнеобеспечения города предпринимаются в основном только по факту аварии или ремонта.
Отмечу, что недостаточно иметь ухоженные центральные скверы и улицы. Сохранение существующих районов низкоплотной застройки частного сектора, уже сейчас являющихся депрессивной территорией, основной части жилых домов, находящихся в ветхом или аварийном состоянии, не вселяет оптимизма – нет внятного понимания, что там будет через 10–15 лет. Эти территории города – наши «номерные» улицы Северные и Амурские, Ремесленные и Восточные, Линии и Рабочие, Чередовые и Трамвайные и т. д. производят удручающее впечатление, придавая Омску вид захолустной провинции. А это больше половины территории всей жилой застройки города! И ведь не секрет, что построить 100-квартирный пятиэтажный жилой дом во много крат дешевле, чем малоэтажный квартал на 100 домов. Неплотный город – неэффективный город!
Особенно ситуация усугубляется новыми правилами землепользования, в которых существующие территории ИЖС вдоль городских улиц определены как общественно-жилые зоны, т. е. владельцы этих территорий вправе расширить свое домовладение с перепрофилированием их в объекты коммунальной, торговой и обслуживающей сферы. Это значит, что если потребуется расширение улицы (а надобность в этом в будущем неизбежна), то город должен будет выкупать не просто частный дом, а уже объект общественного назначения. Это же разорение городского бюджета!
Современная практика управления городом поделена на два пространства. Первое – это пространство официальной риторики и нормативной документации. Оно существует в так называемых проектах, программах, планах мероприятий, распоряжениях, отчетах об исполнении. Условно его можно назвать «административным». Второе — это пространство реальной жизни людей в городе, лишь относительно связанное с первым пространством, в том числе со «стратегией развития». Несвязность, несинхронность, а в итоге оторванность первого пространства от второго приводит к сдерживанию любых инициатив, направленных на изменение жизни в городе и, как следствие, зачастую к отрицательному отношению к действиям администрации города.
Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 марта 2022 года.