В среднем по России в марте спрос на рабочую силу снизился на 17,4%.
В апреле в стенах Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского прошел 17-й омский кадровый форум.
Сократилось трудоспособное население
В первой половине дня традиционно состоялись панельные дискуссии. На них слово предоставили и. о. ректора ОмГУ Сергею ЗАМЯТИНУ, заместителю министра труда и социального развития Омской области Ирине ВАРНАВСКОЙ, завкафедрой региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ профессору Владимиру ПОЛОВИНКО, сопредседателю Ассоциации экспертов по управлению человеческими ресурсами, директору по работе с персоналом ООО «Суши-Маркет.COM» Ирине БАКЛАНОВОЙ, эксперту компании «HH» (Новосибирск) Лилии ЭСАУЛЕНКО, руководителю Корпоративного университета ресторанного холдинга Maison DELLOS (Москва) Галине ЖИРОВОЙ и директору по персоналу и организационному развитию КОМУС, федеральному эксперту в HR и развитии операционной модели управления бизнесом Елене СЕВЕРЮХИНОЙ. Также состоялось торжественное награждение лучших менеджеров по персоналу Омской области.
Расскажем о некоторых выступлениях, где речь шла об анализе ситуации. Ирина ВАРНАВСКАЯ отметила, что до 2019 года ситуация на рынке труда была стабильной, потом случился локдаун. К концу 2021 года удалось выйти на допандемийные значения по численности занятых в регионе, но в 2022 году пришел новый вызов – работа в условиях санкций. Одним из негативных факторов спикер назвала значительное сокращение самого трудоспособного возраста – 30-44 года. Интересно, что более молодая часть населения (15-29 лет) при этой же ситуации увеличилась.
Ирина ВАРНАВСКАЯ и Владимир ПОЛОВИНКО совместно представили современные реалии омского рынка труда, в частности, рассказали о влиянии на него миграционных процессов. «За последние семь лет мы потеряли около 62 тысяч человек. 70% из них – граждане трудоспособного возраста. Омичи уезжают не только в Москву, Санкт-Петербург, но и в близлежащие регионы. Главная причина отъезда – поиск высокооплачиваемой работы и возможность обучения», – рассказала ВАРНАВСКАЯ, а ПОЛОВИНКО пояснил:
— Это те, кто снялись с учета, официальные данные. Наша кафедра проводила исследования: эти цифры можно смело умножать на 2,5, и тогда мы увидим более реальную картину. Миграционные процессы относятся к числу социальных, которые очень инертны. Это значит, что, набрав определенный темп развития, они не быстро изменяют свой вектор направленности. И даже если вдруг завтра у нас наступит рай, все равно тренд этот будет наблюдаться минимум три года. Данный фактор работает на тезис, что дефицит на рынке труда все равно сохранится.
Реакция рынка труда на 24 февраля
Эксперт компании «HH» Лилия ЭСАУЛЕНКО также привела интересные данные. На одном из представленных ею графиков динамики вакансий и резюме за 2019-2022 годы, где отмечены две важные даты – начало локдауна и 24 февраля 2022 года, видно, что рынок труда довольно резко отреагировал на обе. Если в марте 2020-го активность и работодателей, и соискателей упала, то с началом санкций в феврале спрос на рабочую силу снизился, а активность соискателей, наоборот, выросла. В марте по отношению к февралю активность работодателей в России сжалась на 17,4%.
— Активнее всего снижался спрос в столичных агломерациях – Москва, Санкт-Петербург и их области. Сибирь – один из двух регионов, где снижение спроса было лайтовым. Почему? Мы все понимаем, что в столицах бизнес крупнее, компаний и соискателей больше, поэтому реакция заметнее. Но есть еще один фактор: в Сибири дефицит кадров, накопленный за последние 1,5 года, был настолько мощным, что сейчас процесс сжатия будет происходить медленнее, – рассказала Лилия ЭСАУЛЕНКО.
Она заметила, что в Омской области большинство сфер деятельности снизили число предлагаемых вакансий, больше всего это видно на госслужащих, науке, образовании, автомобильном бизнесе. Однако появилась сфера деятельности, где объем найма вопреки общему тренду в марте увеличился, – это добыча сырья.
Лилия ЭСАУЛЕНКО подробно прокомментировала ситуацию на рынке труда специально для «Коммерческих Вестей»:
– Постковидный сценарий развития событий был другим. Сейчас ждать, что все будет так же, нет оснований. Все сложится по-другому. Во-первых, потому что в ковидный период был отраслевой провал, а сейчас иная ситуация – тотальные сокращения, нет ни одной сферы, которая бы никак не отреагировала. Глобально кадры никто не сокращает, но чуть-чуть притормаживают все, потому что непонятно, сколько людей понадобится. И индикаторами являются профессиональные сферы, которые очень активно развивались в прошлом году, например, ритейл. Треть всех вакансий на рынке труда – продажи. И вот продажи, которые росли весь прошлый год, в марте рухнули на 10%, т. е. спрос сократился на тысячи вакансий.
Второй момент. Серьезные изменения произошли с соискателями. После ковида часть людей сократили, они вышли на рынок труда, мы увидели всплеск активности. Они достаточно быстро нашли работу и исчезли с рынка. Дальше в течение полутора лет наблюдалась минимальная активность – меньше, чем в предыдущие два года: люди не хотели искать работу, они были напуганы, понимали, что найти ее трудно, непонятно, как адаптироваться, ведь появилась удаленка. Фокус переместился, люди держались за работу. И это сильно усугубило кадровый голод. Но в конце прошлого года ситуация начала заметно меняться. Заговорили про «великое увольнение». Оно и до России дошло, и до Сибири. Люди почувствовали, что работа есть, что, если она надоела, можно найти что-то интереснее, тем более что условия действительно стали улучшаться.
И только эта кривая пошла вверх, как наступает 24 февраля и активность растет по другим причинам. Пока сказать, что она выросла из-за сокращений, мы не можем, потому что нет резких скачков. Центр занятости населения Омской области роста безработицы не видит, так было в январе и сохранилось в марте. Тогда чем объясняется активность? Мы предполагаем, что речь идет о части людей, задействованной в бизнесах, которые либо закрыли свою деятельность, либо перевели людей на неполный день. Их пока не уволили, но если ты работаешь в компании, с которой непонятно что будет, то, конечно, заинтересован смотреть, какие есть перспективы. Кроме того, сейчас число тех, кого будут переводить на неполную занятость, начнет расти. Соответственно, увеличится и спрос на подработку. Он рос и в прошлом году, скорее всего, и сейчас получит хорошую динамику.
Делать прогнозы сейчас, конечно, дело неблагодарное. Но если резюмировать то, о чем говорят эксперты, экономисты, становится понятно: на рынке труда появится какая-то ясность ближе к концу апреля – началу мая. Тут драйвером будут иностранные компании, которые приняли решение о приостановке. Они уже определятся – оставаться или уходить и что делать с людьми. Но из наблюдений: новосибирская ИКЕА, где задействовано большое количество людей, отозвала уведомление о простое. Сейчас они говорят: люди работают, да, это неполная занятость, но не простой. И по некоторым другим компаниям такая же история, вот Levi's перевели на неполную занятость. По некоторым иностранным брендам вообще удивительная история: McDonald's, оказывается, в ряде городов Сибири работает по франшизе. Не знаю, как они решают вопрос с ингредиентами, но это новокузнецкая компания, которая не приостанавливала деятельность, не закрывалась, более того, обещает и цены не повышать.
Конечно, компании, завязанные на импорте, ждут изменения. На сайте РБК опубликован список отраслей, которые пострадают сильнее других. Это фармацевтическая отрасль, автомобилестроение, самолетостроение, производство бумаги, резиновых, пластмассовых изделий. В этих сферах большая доля импортных составляющих, оборудования, деталей и т. д. Понятно, что в них пройдут сокращения людей. Но не бывает так, что кто-то ушел – и место пустое. Скорее всего будут появляться новые бенефициары спроса, компании, которые готовы наладить здесь производство, поэтому люди будут востребованы на похожих позициях. Но может случиться, что где-то спрос существенно сократится и уже взрослые специалисты будут вынуждены менять локацию, переезжать в регион, где работа есть, либо менять профессию. Нас жизнь постоянно двигает в сторону мобильности. Если год назад была удаленка – сидишь в Омске, работаешь на Москву, то сейчас скорее всего усилится тренд, когда компания будет набирать специалистов в других регионах и увозить к себе. Эта практика уже есть, и она усилится.
Заморозка или закрытие крупных проектов будет. Это, конечно, боль. К сожалению, Омска она тоже коснулась. Здесь планировал базироваться лоукостер S7 – Citrus, но в феврале он наем закрыл. Будет проект реализован или нет, теперь совершенно не понятно. Поэтому глобальные экономические изменения потянут за собой и изменения на рынке труда.
Средняя зарплата омича
В выступлении на кадровом форуме Лилия ЭСАУЛЕНКО отметила также, что, по данным компании «НН», средняя предлагаемая работодателями заработная плата в Омской области составляет 49 тыс. рублей, а средняя ожидаемая соискателями оказалась значительно меньше – 40 тыс. рублей. Она пояснила, как получается эта цифра и почему может не совпадать со значениями Министерства труда и занятости региона и Омскстата, по подсчетам которого в 2021 году средняя заработная плата омичей составляла 40 680 рублей:
— Что может перекашивать? Есть несколько профотраслей, где зарплата намного выше среднего. Это добыча сырья, строительство, ИТ. А есть сферы, где зарплата ниже, – это, например, сфера образования. Возможно, омский Центр занятости населения ориентируется на медианные показатели, когда отсекаются самые низкие и самые высокие значения, а мы, когда делаем помесячную динамику, смотрим средние значения. Если говорить, как меняются предлагаемые зарплаты, то в марте по отношению к февралю в Омске +1%, а к марту 2021 года рост составил 6%, т. е. он не очень заметный, ниже инфляции. Сильно драйвит уровень средней зарплаты и количество вахтовых вакансий. В Сибири их очень много. Самые главные вахтовые регионы – Красноярский край и Иркутская область, Омская область на третьем месте.
Эксперт «НН» отметила, что в вахтовой работе в 2021 году произошли серьезные изменения: «Если в нашем привычном понимании вахта – это Север (таких предложений и сейчас большинство), то в последнее время география предложений по вахте сильно расширилась. Это и Центральная Россия – в Москве, Санкт-Петербурге много вакансий, и юг. В прошлом году там набирали много вахтовиков на сезон в сферы HoReCa, туристическую, на крупные стройки».
62% сибиряков жалуются на эмоциональное выгорание
Часть выступления Лилии ЭСАУЛЕНКО была посвящена влиянию на рынок труда фактора стресса на работе. Согласно данным компании «НН», наиболее высокий уровень стресса испытывают медработники, специалисты из сферы развлечений и медиа, банковские работники, бухгалтеры и маркетологи. В СФО 26% опрошенных постоянно испытывают стресс на работе, при этом средняя по России цифра только 23%. Среди причин стресса наиболее часто называют эмоциональное выгорание. В СФО на него жалуются 62% опрошенных (по России – 53%). Наиболее высокий уровень выгорания показывают сотрудники сфер продаж, IT-специалисты, юристы и работники сферы развлечений.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 апреля 2022 года.