Выставка «Жизнь предмета» открылась в рамках Года народного искусства.
Крынки и самовары, кувшины и рушники стали центральными объектами в работах, представленных на выставке. В экспозицию вошли около 50 живописных произведений омских художников XX–XXI вв. Выставка посвящается Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, подчеркивают в музее.
Изображение предметов народных промыслов было очень популярно во второй половине XX столетия. В этом смысле показательны работы Евдокии СМИРНОВОЙ («Черлакская керамика») и Александры СОЛОВЬЕВОЙ («Деревенский натюрморт»).
У Евдокии СМИРНОВОЙ прослеживается еще одна тенденция времени – развитие темы «Хлеб – всему голова» (натюрморт с караваем).
Живописную тему, начатую художниками-шестидесятниками, продолжают и современные авторы. Причудливые сосуды и вышитые полотенца можно увидеть в работах Натальи БАБАШ («Керамика на зимнем окне», «Натюрморт восточный»), Ивана СОЛОДУХИНА («Цветы и фрукты»). В изображении природного изобилия художник здесь обращается к классическим приемам натюрморта, фламандским и голландским традициям.
Совершенно иные натюрморты у Елены БОБРОВОЙ: «Вербное воскресенье», «Новая керамика в старом зеркале», «Майолика на белом». Это монументальные вещи, героями которых выступают все те же керамические вазы, чаши, крынки. И это снова разговор о традициях, но уже новым изобразительным языком, в котором наблюдается свободная игра форм, красота ритма, сакральные мотивы.
– Каждый предмет здесь действительно одухотворен, и он живет своей жизнью, вдохновляя художника на поиски формально-стилистических решений, – говорит куратор выставки Галина ЛУЗЯНИНА. – В предмете есть душа, есть огонь, и автор старается раскрыть суть этого огня, энергии. Елена БОБРОВА передает это локальным цветом, интенсивным, накаленным до предела. В одной из работ мы видим крынку с отбитым краем, и осколок ее – это тоже часть культуры, по которой можно судить о целом народе. Ведь за каждым предметом стоит еще и человек, его создавший, им пользующийся. И эта экспозиция, я думаю, как раз дает повод для размышления о жизни наших бабушек и дедушек, о нашей истории, о том, от чего мы ушли, но должны сохранить.
Представлены на выставке и сами предметы, служащие «моделями» для живописных композиций. Это так называемый натюрмортный фонд, который, наверное, есть в мастерской каждого художника. Данные предметы становятся для кого-то истоком мастерства, истоком творчества, а сегодня еще говорят и о наших общих истоках.
Выставка продолжит работу до конца июля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ