«Укрепление рубля бьет по части экспортной экономики. Кому в российской экономике помог укрепляющийся рубль?!»
В начале октября в пресс-центре ИА «Национальная Служба Новостей» на пресс-конференции «Курс валюты. Как фондовые рынки отреагируют на присоединение к РФ новых территорий?» участники порассуждали на заданную тему и высказали предположения, как будет развиваться политическая и экономическая ситуация.
Курс вырастет до 66 рублей за доллар
Напомним, что на тот момент Крымский мост был целым и страны ОПЕК+ еще не объявили о снижении добычи нефти.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артем КИРЬЯНОВ заметил, что для него не очевидно, что вхождение в состав России четырех новых субъектов повлечет за собой изменение курса рубля:
— Я не вижу прямой связи ситуации на финансовом рынке, курса рубля с присоединением наших новых субъектов. Мне кажется, что к такому варианту все были готовы. Мы все понимаем, что санкционное давление будет присутствовать, где-то нарастать. Здесь проходила пресс-конференция, когда доллар был за 100 рублей, и я говорил, что он опустится до 55, а возможно, и ниже. И вот сегодня 55 и ниже. Как и большинство коллег в Госдуме, правительстве, считаю, что для бюджетного благополучия нужен более ослабленный курс рубля. Минэкономразвития прогнозирует к концу года 66 рублей за доллар. Что важно для экономики? Чтобы курс не мешал российским экспортерам. Я бы со сдержанным оптимизмом отнесся к нашему импорту, потому что логистические цепочки настраиваются. Да, были провальные моменты, когда резко что-то перестало поставляться, но мы в рамках нашего партийного проекта «Выбирай свое» логистику отслеживаем и видим, что импорт восстанавливается и есть перспективы. В части рыночных механизмов прогноз 66-70 рублей к концу года достижим. Не думаю, что будут какие-то экстремальные колебания, что курс доллара будет расти быстро. Политических данных к этому сегодня нет. Все панические ставки на рынке уже были сделаны. Они свое отыграли.
Директор по стратегии в инвестиционной компании «ФИНАМ» Ярослав КАБАКОВ согласился, что к концу года возможен курс 65 рублей за доллар:
— Если курс будет определяться с учетом не биржевых площадок, а ведущих банков, роль Центробанка в определении курса еще больше увеличится.
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества, экономист Василий КОЛТАШОВ больше сконцентрировался на политико-экономической ситуации и прогнозах:
— Если на Украине будет большой успех, если мы одновременно увидим сильные протесты в Европейском Союзе, которые могут привести и к восстаниям, и к изгнанию американских военных баз, то это будет положительно влиять на российский рынок, поскольку мы получим возможность в качестве экспортера уже в другой Европе занимать опустевшее пространство. Европейские производители удобрений, металлургические предприятия просто исчезнут, а США не будут политически контролировать регион, и появятся возможности увеличивать туда поставки. Но это будет не скоро. Это видение на далекий период. Думаю, раньше, чем через 2-3 года такая ситуация не наступит.
Евросоюз не замерзнет зимой
Для Европы его прогнозы не слишком оптимистичны.
— Европейская экономика будет сжиматься. И те потери, которые должен понести реальный сектор на Западе, преимущественно будут потерями в Европейском Союзе. Соответственно, для евро это ничего хорошего не означает. И для Англии тоже. И эти валюты, по всей видимости, будут и дальше сдавать позиции. Повышение ставок (если оно там продолжится центральными банками) станет идти с отставанием в 1-2% от ключевой ставки Федеральной резервной системы США. И переток капитала произойдет в сторону США. Здесь мы будем наблюдать деструктивные процессы, которые станут и далее оказывать негативное влияние на рынок углеводородов, удобрений, продовольствия. Просто потому, что в Евросоюзе будет сокращаться потребление. В том числе в сельском хозяйстве – крупным рогатым скотом, свиньями комбинированных кормов. И уровень жизни при этом будет падать, рацион ухудшаться. Это уже все понимают и чувствуют. Это можно видеть по динамике цен на пшеницу, удобрения, нефть, – отметил КОЛТАШОВ и пояснил: – И в этой ситуации для нас самое неприятное, что действительно могут быть введены энергетические санкции, т. е. нас заденут не только по возможности работать с западными валютами, но и сделают так, что будет затруднен вывоз российских углеводородов. Европейский союз продемонстрировал просто фантастическую зависимость от Соединенных Штатов и абсолютную нечувствительность к собственным экономическим интересам, поэтому можно ожидать любых радикальных мер. Могут просто ввести санкции не только против нефти, но и против судовладельческих компаний.
КОЛТАШОВ уверен, что европейский реальный сектор сокращается уже на наших глазах:
— Выпуск азотных удобрений снизился на 70%, выплавка алюминия – на 25%, по стали скромнее сокращение – всего на 5%. Но здесь по весне нужно посчитать, и тогда картина может быть страшная. Тем более ожидаемые перепады с электрической энергией противопоказаны электропечам. В результате эти печи могут быть остановлены навсегда. Для США это хорошо.
При этом экономист заявил:
— Конечно, Евросоюз не замерзнет этой зимой. Нефти и газа им хватит, чтобы эту зиму пройти. А вот для промышленности энергоресурсов может не хватить. Для Евросоюза эта зима будет гораздо страшнее с точки зрения рабочих мест, чем отопления помещений. Европейцам уже приходится платить в десять раз больше, чем полтора года назад. Газ будет очень дорогой, промышленность не выдержит нагрузку, что приведет к безработице. Зима будет иметь большие политические последствия.
Кто и зачем хочет ослабить рубль
Василий КОЛТАШОВ выступает против искусственного ослабления рубля:
— Снижение цен на нефть, которое пошло из-за спада в мировой экономике, для нас, для рубля не очень хорошая новость. Но у нас есть сильная партия лоббистов, которая хочет ослабить рубль. Они говорят: «Российская экономика задыхается при таком сильном рубле, давайте его ослабим и тогда сможем больше вывозить стали». По сути, мы, как граждане России, должны будем субсидировать этих ребят, их вывоз. По-хорошему, сталелитейная промышленность должна работать на внутренний рынок. И здесь необходимо произвести масштабные изменения, т.е. перестройку рынка. Нужно взять все черные металлургические компании и объединить в одну корпорацию, оставив какие-то доли за прежними владельцами и одновременно добавив донбасские предприятия. И построить крупного производителя, который даст внутренние низкие цены по стали и сможет бороться на внешнем рынке с опорой на российский дипломатический корпус. И не надо будет ослаблять рубль. Нам нужны внутренние цены по стали. Это может привести (на следующем этапе) к притоку иностранного капитала.
Ярослав КАБАКОВ не согласился с коллегой: «Это очень похоже на «у всех отобрать и поделить». В 1917 году уже такое было».
— Консолидировать! Собрать и не поделить, – парировал КОЛТАШОВ и попросил не перебивать его и закончил мысль так, — Опасность ослабления рубля есть. Но оно может и не произойти. В любом случае решение будет политическим – какая партия кого пересилит в верхах.
КАБАКОВ же отметил, что такие речи «попахивают переделом»:
— Это призыв к национализации в экономике. Фактически предлагается объединить металлургические компании. Зачем?! У нас есть пример консолидации активов – наш Газпром. И что мы получили? Санкции в отношении одного юридического лица и комплекс проблем на долгие годы.
И далее он отметил:
— Укрепление рубля бьет по части экспортной экономики. Кому в российской экономике помог укрепляющийся рубль?!
Спикеры сошлись во мнении, что китайский юань не станет для России резервной валютой. При этом Артем КИРЬЯНОВ уверен, что сегодня для внутреннего потребления надежнее хранить деньги в рублях. А Василий КОЛТАШОВ отметил, что покупать доллары можно, только если планируется поездка за границу.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 октября 2022 года.