«PROАвто» — новая колонка «Коммерческих вестей».
— За девять месяцев 2022 года продажи новых автомобилей в России упали на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сентябрь, впрочем, оказался продуктивнее летнего периода – это первый месяц в году, когда наметился рост. Особое снижение переживают корейские бренды – в августе оно достигло почти 80%: есть сложности и с наличием машин, и с их поставками, а замысловатость логистики отражается на цене. Практически остановились продажи Renault, Skoda, Volkswagen, поскольку нет поступления автомобилей. Тяжело приходится и японской группе. Лидер – Mitsubishi демонстрирует снижение на 51%, затем идет Mazda (-60%), потом Nissan и Toyota. Последняя – фаворит российского рынка – упала на 97%.
Объем продаж АвтоВАЗ уже приближается к объемам прошлого года: падение пока составляет 7%. Отечественному заводу удалось восстановить производство и поддержать линейку. В десятку популярных в России автобрендов уверенно вошли китайцы, их доля рынка превысила 15%. Лидеры – Chery, Haval, Geely. Но и они теряют в продажах из-за серьезного роста цен весной. Лидеры по маркам российских продаж в целом – Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio, Lada Niva и Hyundai Solaris. Итог девяти месяцев – 500 тысяч автомобилей против 1,96 млн автомобилей прошлогодних.
В Сибири ситуация отражает общероссийскую. Наибольшим спросом пользуются Lada, Hyundai, Renault, Chery, Haval. Проблемы с наличием машин также актуальны, цены высокие. То есть автомобиль приобрести можно, но с ощутимой переплатой. Доля китайцев составляет 17%, то есть каждый шестой проданный автомобиль – из Поднебесной. Параллельный импорт в Омске, к сожалению, пока не запустили. Однако это характерно для большинства регионов за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, в которых несколько крупных холдингов смогли завезти отдельные бренды. Единственная же возможность для нас – заказать автомобили из Казахстана через физических лиц: новую машину в салоне покупает гражданин Казахстана и продает ее россиянину, который платит утилизационный сбор и оплачивает сертификат на эксплуатацию транспортного средства в РФ, ставит на учет. Сложность схемы объясняет ее непопулярность: подобным образом приобретаются штучные партии, часть авто попадает в дилерские центры. Выгодно это только покупателям люксового сегмента, в массовом по цене экономия незначительна по сравнению с рисками. Тем более возникают вопросы и с гарантийным обслуживанием. Так что о параллельном импорте в Сибири речи не идет – действуют запреты производителей дружественным для нас государствам продавать автомобили российским юрлицам. В отличие от фармацевтики, техники, промышленного оборудования, продуктов питания в автосфере параллельного импорта ждать особо не стоит. Надеемся на некие ходы мировых производителей, которые позволят нам приобретать иностранные автомобили в следующем году.
Покупатели ожидаемо обратили внимание на подержанные автомобили. На вторичном рынке в СФО лидерство сохраняют Lada, Toyota (+16%), Nissan, Hyundai, Mazda – сибиряки очень любят японские автомобили, полагаясь на их надежность в нынешние сложные времена. Корейцы потеряли 20% в Сибири только за третий квартал. Китайцев в топе на вторичке не появилось. Рынок подержанных автомобилей в третьем квартале упал на 6% в среднем по Сибири, в Омске положение чуть серьезнее – минус 8%. Хотя все это выглядит несущественно на фоне упомянутого 60-процентного падения первичного рынка.
Авторынок неуклонно падает, и к концу года мы столкнемся еще с более печальными цифрами. Хотя выгодные предложения на рынке долго не задерживаются: объявления о продаже, как правило, висят не дольше месяца. По мнению классифайдов Авито и Авто.ру, потребитель ищет более дешевые варианты (средняя цена предложения снизилась на 20%), несмотря на кредитную поддержку, наибольшим спросом пользуются бюджетные модели до миллиона рублей. Тем не менее в салонах 20-30% машин приобретается в кредит.
Две самые доходные статьи для дилеров сейчас – сервис и продажа б/у. В Омске за этот год открылись новые дилерские центры Chery, Geely, Haval, Exeed. В дальнейшем китайцы будут только наращивать свое присутствие в нашем городе и в стране. Европейские и японо-корейские бренды продолжат сокращать поставки. Произойдет еще больший переток клиентов на вторичный рынок. Коэффициент планирования в автобизнесе, наверное, сейчас меньше квартала, все игроки заняли выжидательные позиции, но, по моему мнению, в любом случае все начнет улучшаться. Вопрос в том, насколько и когда.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 октября 2022 года.