Все рубрики
В Омске воскресенье, 24 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

В Омске создают дроны, способные поднимать до 200 кг и работающие на двигателях собственной разработки

24 февраля 2023 10:50
2
3837

Состоялась презентация проектов решений для беспилотников. 

24 января в «Точке кипения» состоялся круглый стол «Развитие рынка беспилотных авиационных систем».

Мониторинг дорог с помощью беспилотников

В мероприятии приняли участие руководители Центра технологического предпринимательства, представители АНО «Платформа НТИ», а также технологические компании, создающие решения для беспилотников, представители вузов и органов региональной исполнительной власти, в частности, заместитель министра экономики Омской области Денис КУШНЕР, управляющий Фондом поддержки предпринимательства Омской области Александр ОСМИНИН, директор Омского регионального бизнес-инкубатора, глава Особой экономической зоны «Авангард» Виктор СОБОЛЕВ.

Вниманию собравшихся были представлены пять проектов. Руководитель ООО «Лаборатория автоматизации геодезических и фотограмметрических работ» Василий БЫКОВ рассказал о деятельности своей компании, которая появилась на свет в 2009 году:

— Практически с самого основания одним из направлений нашей деятельности были беспилотные летательные аппараты. Первый крупный проект, в котором мы участвовали, – «Обеспечение воздушного лазерного сканирования Магистрального газопровода Якутия-Хабаровск – Владивосток». Также мы делали геодезическое обеспечение Красногорского гидроузла, совместно с ОмГТУ разрабатывали один из первых омских беспилотников «Эльф ПП-40». Совместно с ОмГУ на базе бизнес-инкубатора открывали Центр космических услуг Роскосмоса, где были представлены беспилотные технологии.

Кроме того, вместе с учеными ОмГУ организация ежегодно участвует в археологических экспедициях, обеспечивая их сопровождение беспилотниками. А совместно с Омским ГАУ несколько лет реализует проекты по применению беспилотников в сельском хозяйстве, в частности, организация обеспечивала сбор данных для комплексных агроисследований, делала обследование для агрострахования.

– С 2019 года мы являемся официальным партнером компании «Геоскан». Это один из крупнейших производителей беспилотников в России. Реализовывали довольно крупные совместные проекты. Наши пилоты аттестованы по их программе. Сейчас плотно сотрудничаем с СибАДИ. Серьезно занялись проблемами дорожного строительства. И наш текущий проект – построение сверхточных 3D-моделей. Финансирование дорожных работ год от года растет. Оно колоссальное. Оценить качество дорожного покрытия, а главное – провести его мониторинг достаточно сложно. Для этого нужны дорогостоящие наземные системы с очень низкой производительностью, – отметил Василий БЫКОВ и перешел к предложениям компании. – Наш метод основан на фотограмметрии – мы строим 3D-модель по снимкам с 2-3 камер. Самые обычные камеры, стандартные ГЛОНАС-приемники, обеспечивающие позиционирование. И в такой связке достигаем миллиметровой точности в построении 3D-моделей. Где это применимо? Каждый год в нашем городе и по всей стране ведется строительство новых дорог и ремонт старых. Гарантии даются 3-5, 20 и даже 50 лет (чего только в конкурсной документации не пишут!). Реального отслеживания нет. Достаточно один раз в год пролететь над дорогой и построить сравнительную 3D-модель, чтобы понять, появились ли колейность и трещины.

Василий БЫКОВ рассказал, что сейчас компания сотрудничает с такими крупными компаниями, как «Автобан» и участвует в строительстве автодороги Москва – Нижний Новгород – Казань: «Обеспечиваем геодезическое сопровождение и планируем в этом году провести научно-исследовательские работы по данным дорогам. Но в нашем регионе мы пока не нашли применение своим технологиям. Говорят, что никому не интересен мониторинг дорог, – грустно закончил выступление глава ООО «Лаборатория автоматизации геодезических и фотограмметрических работ». Замминистра экономики региона Денис КУШНЕР сразу отреагировал на сказанное: кто говорит? Однако фамилии и должности спикер называть не стал.

Омские электрические двигатели для беспилотников

Руководитель ООО «Информационные технологии» Максим МАРКОВ представил характеристики своих летательных аппаратов: «Мы занимаемся разработкой беспилотников. Преимущества нашей платформы – это малый размер в транспортировочном состоянии. Мы создаем сами винты, которые могут поднимать большой вес. В нашем арсенале есть несколько опытных образцов». Он рассказал о дроне «Цикада 1», который на 80% состоит из комплектующих отечественного производства. Аппарат предназначен для полетов на расстояние до 150 км. Устройство оснащено камерой и тепловизором. Максимальная нагрузка у такого дрона – до 5 килограммов.

Второй представленный  Максимом МАРКОВЫМ дрон «Шторм 1» более миниатюрный, его размер всего 20 см.

— Это мобильный маленький дрон с высоким потенциалом. Применяется  для различных задач. Он тоже на 80% из отечественных комплектующих. Высота полета – до 2 тыс. метров, дистанция – 10 км, скорость – 60 км в час, – озвучил характеристики малыша руководитель компании и добавил: – У нас есть разработки по производству дронов грузоподъемностью до 200 кг. В данный момент я не знаю им аналогов в России. Основные сложности – выход на государственный уровень. Сколько стучимся, никого найти не можем. Сделали, а куда деть, не знаем.

Руководитель по направлению технологического развития компаний НТИ АНО «Платформа НТИ» Евгений ГРИБОВ подключился к разговору и на этой грустной ноте заметил, что компания может войти в рабочую группу по сельскому хозяйству или по лесоохране.

Когда один из участников встречи поинтересовался, что представляют собой 20% зарубежных комплектующих у дрона, разработчик пояснил, что речь идет о некоторых китайских технических частях:

— Компьютеры – наши. Двигатели – наши. При желании мы можем на 100% все заменить, но опять же… нужны ресурсы и рынок сбыта.

Евгений ГРИБОВ:

– У вас есть отечественные двигатели?!

Максим МАРКОВ:

– Собственной разработки. Они электрические и реально работают.

Евгений ГРИБОВ:

– У нас есть запрос на составление типологии электрических двигателей – какие для каких беспилотников нужны и т. д. Приглашаем вас в эту рабочую группу. Это считается ноу-хау.

Дроны для СВО

Координатор проекта народного беспилотника «Персей» Евгений (позывной Пилот), который в данный момент в качестве добровольца участвует в спецоперации, выступил на мероприятии по ВКС-связи (картинки не было, только голос):

— Наше подразделение работало в Белгородской области с волонтерами по снабжению подразделений беспилотными аппаратами. Когда накопилось большое количество сбитых птиц, стало понятно, что, во-первых, мы не умеем летать, во-вторых, их характеристики не совсем подходят для наших задач. Какое-то время мы летали на собранных из китайских компонентов. В итоге стало понятно, что не можем в достаточном количестве ввести их в Россию. Собралась инициативная группа в Белгородской области, военные из Москвы, Санкт-Петербурга. Был брошен клич в одном из патриотических телеграмм-каналов, собрали какое-то количество средств. Взяли самолеты, на которых больше всего нравилось летать, которые подходили по характеристикам, отсканировали их, построили модели, сделали матрицы. И в настоящее время отливаем их из пенополиуретана. Материал редко используется в моделях и вообще в авиации, потому что не очень долговечный, подвержен влиянию ультрафиолета. Но для нашей основной цели – быстрое насыщение недорогими  беспилотниками подразделений армии – он подходит хорошо.

Как пояснил Пилот, скорость создания такого дрона довольно высокая:

— Мы за 30 минут готовим один корпус. В неделю даже на нашем опытном производстве можем производить 30-40 штук. Сейчас в работе две модели. Одна из них – крыло нормальной стреловидности, другая – крыло с обратной стреловидностью, которую мы используем для полетов с камерой.

В данный момент на дронах установлены электрические китайские моторы, но уже идут эксперименты с российскими. Беспилотники с  камерами могут находиться в воздухе 2,5 – 3 часа и имеют среднюю скорость  60-150 км в час. Из проблем Евгений назвал только сложности с диапазонами связи.

Дрон-камикадзе

Тему милитари-дронов продолжил руководитель группы разработки Омского автобронетанкового инженерного института Нуржан РАКИМЖАНОВ:

— В 2019 году Омский филиал военной академии материально-технического обеспечения вошел в состав Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов и возглавил Омское отделение. Это стало толчком для создания в институте кружка робототехники. Сделали маленький робототехнический комплекс по выполнению задач технической разведки. Все технические решения запатентованы. Комплекс оснащен многофункциональным манипулятором с возможностью установки на него миноискателя, пулемета ПКТ, беспилотного летательного аппарата, спрятанного в корпусе с возможностью беспроводной подзарядки, полуприцепа.

Однако в ходе СВО, специальных учений разработчики  выявили некоторые недостатки применения беспилотника: высокий уровень шума, низкую способность нести полезную нагрузку и короткое время работы.

— Поэтому мы предлагаем собственную разработку – дешевый летательный аппарат, выполненный курсантом, – отметил Нуржан РАКИМЖАНОВ и пояснил:– Он прост в изготовлении, сделан из подручных средств, а именно – потолочной плитки.

По словам разработчиков, с данного дрона можно сбросить как медикаменты, так и гранату или использовать его как дрон-камикадзе, дрон-разведчик, поскольку видеокамерой БПЛА «Летающее крыло» тоже оснащен. Крышу полуприцепа разработчики предлагают использовать как взлетную площадку: установить на нее механизм запуска дрона по принципу арбалета. При этом инженерам есть еще над чем работать. Когда в зале поинтересовались, имеется ли у беспилотника возможность посадки,  Нуржан РАКИМЖАНОВ признался, что пока его можно только поймать рукой. Однако усовершенствование модели не прекращается. «Мы бы от помощи научных организаций не отказались. Готовы сотрудничать», – заметил напоследок спикер.

Нанотрубки увеличат емкость аккумуляторов дронов

Директор Омского НОЦ Евгений БЕЛОПУХОВ представил проект кандидата физико-математических наук Сергея НЕСОВА «Новые компьютерные материалы для производства электродов  суперконденсаторов и литий-ионных аккумуляторов»:

— Материалы, разработанные в Омском научном центре СО РАН, могут применяться для аккумуляторов. Высокая емкость аккумуляторов необходима для устройств, которые работают долгое время без подзарядки. Рыночную нишу мы видим в беспилотных аппаратах, электросамокатах и электромобилях. Сейчас в электродах для аккумуляторов в основном используют углеродные материалы, на них есть ГОСТы, но разработанные в ОНЦ СО РАН добавки и способы модификации этих добавок позволяют увеличить емкость аккумуляторов до двух раз. В качестве добавок используются нанотрубки и графеновые составляющие, которые определенным образом модифицируются оксидами металлов. Россия – один из крупных производителей нанотрубок, и сейчас, по прогнозам, цена на их производство будет снижаться, поэтому компонент очень перспективный для данного направления.

Спикер отметил, что у разработчиков уже есть патент на материалы и сейчас готовится патент на технологию. К третьему кварталу 2023 года ученые планируют получить образец, который можно будет демонстрировать. Евгений БЕЛОПУХОВ отметил, что уже нашлись потенциальные заказчики.

Мобильные станции техобслуживания для беспилотников

Доцент ОмГАУ Антон ШИМОХИН представил вниманию зрителей идею системы технического обслуживания и ремонта беспилотных летательных аппаратов. Он отметил, что ученые вуза выделили две проблемы использования дронов в сельском хозяйстве. Первая – ограниченное время использования и дальность работы. Вторая –  отсутствие техобслуживания и ремонта в условиях удаленности от райцентров.

– Мы предлагаем создать серию подвижных мобильных станций для ремонта беспилотников. Во время мониторинга ситуации нам рассказали несколько историй. Вот одна из них: фермер использовал квадрокоптер для распространения по своим полям хищного насекомого для уничтожения паразитов. И когда его дрон сломался, пришлось сначала ждать поступления запчастей в райцентр, потом ехать за ними, и еще вечер и ночь ушли на ремонт. Поэтому мы считаем, что есть актуальность в разработке инфраструктуры системы мобильного ремонта и техобслуживания. У нас на кафедре защищены работы по подобной системе для сельхозтехники, где уже рассчитано необходимое количество таких бригад, их местоположение в регионе, – пояснил идею Антон ШИМОХИН. Он также предложил создать в Омской области станции для подзарядки дронов вроде тех, что в 2016 году запатентовал онлайн-ритейлер Amazon.

Ранее репортаж  был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 февраля 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
рома 24 февраля 2023 в 14:06:
Добрые люди,помогите,пожалуйста.У меня нет денег ни на что: ни на еду,ни на одежду. Прошу каждого, кто это читает,переведите пожалуйста любую сумму.Я не мошенник и не обманываю. Я студент и попал в трудную жизненную ситуацию, когда у тебя ничего нет и тебе никто из близких тоже не может помочь.Номер моей карты:4274 3200 7891 2485 роман д
Я 24 февраля 2023 в 10:57:
«В Омске создают дроны, способные поднимать до 200 кг и работающие на двигателях собственной разработки» — дроны сами для себя двигатели разрабатывают?
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий

Андрей СЕДАЧЕВ: «Это почти неприличная история, когда у региона с 2 млн жителей и огромной территорией нет главного архитектора, но при этом есть областной архитектурно-градостроительный совет»

Теплые остановки окончательно «забили» Омск. Чего хотим от молодежи, которая болезненно реагирует на эти вещи? Конечно, они хотят зелени, площадей, благоустройства, а не металлических ящиков с беляшами. Это же трагедия! 

23 ноября 16:50
0
397

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.