Выйти из себя: возможно ли масштабирование бизнеса без личностного роста?
В феврале в Омском ИТ-парке состоялась открытая встреча с наставниками программы акселерации бизнеса ScaleUp. Стратегический разговор был посвящен теме «Проблемы роста: правила масштабирования бизнеса». Своими опытом поделились президент Омского областного союза предпринимателей и руководитель франчайзинговой сети автокомплексов REAKTOR Илья НИКОЛИН, учредитель ООО «Спортивная компания» Михаил КАРАНТ, развивающийся под брендом «Регион заказ», и владелец сети кафе быстрого питания «Шаурмастер» Юрий ШИЯН.
ШИЯН подчеркнул, что к масштабированию бизнеса нужно быть готовым и начинать следует с увеличения масштаба собственной личности. Предприниматель признался, что он и сам столкнулся с собой, когда расширял свою сеть кафе. В качестве свежего примера он вспомнил один из недавних форумов, в котором выступал членом жюри: студенты представляли свои стартапы. Несколько ребят придумали мобильное приложение для мам и стали считать конверсию, исходя из населения Омска. ШИЯН объяснил, разработчики изначально занизили себе планку, хотя могли сразу поставить цель развиваться в рамках всей страны:
– Нужно победить в себе омича, зажатого двухэтажными деревянными бараками. Выйдите за свои пределы и посмотрите, что мир на самом деле гораздо больше.
Модератор сессии, глава омского отделения «Опоры России» Александр ДЕРЯБИН сгладил выступление спикера, отметив, что проблема ограниченности восприятия и мышления свойственна предпринимателям вне зависимости от их места проживания, столичный бизнесмен тоже может быть зашоренным.
КАРАНТ поддержал ШИЯНА: масштабирование бизнеса начинается изнутри. Его главная проблема заключалась в страхе делегировать:
– Я неплохо масштабировался в одиночку. Мои пределы были не в голове, а в ресурсе, в какой-то момент мне перестало хватать на все времени. Уже на грани выгорания я понял, что нужно развиваться не в качестве самозанятого, а в рамках компании.
Осознать это КАРАНТУ и помогло участие в программе ScaleUp – он закончил второй поток. Наняв сотрудников и отдав им часть своих функций, предприниматель убедился, что так расти гораздо продуктивнее. Спикер предложил каждому в аудитории посчитать стоимость собственного часа работы: это позволяет понять, что наем сотрудника окажется намного дешевле, чем заниматься всем самому. Собственник бизнеса все-таки должен посвящать себя глобальному расширению своего дела.
НИКОЛИН выдвинул идею начать с определения своих компетенций, а потом искать людей, которые способны выполнять то же самое:
– Да, другой человек никогда не сделает так, как вы. Так и не надо. Главное, договоритесь о ценностях. Выясните, как человек относится к миру, людям, работе. Рано или поздно вы все равно упретесь в идеологию. Если ваши сотрудники не заинтересованы в результате, значит, вы с ними неправильно поговорили, чего-то не учли.
Президент ООСП поделился примером из своей практики: разработкой модели «максимальная прибыль в руки». Руководители направлений рассказали популярно сотрудникам REAKTOR, сколько прибыли приносит реализация каждого конкретного продукта. И оказалось, что выбор на самом деле делает далеко не клиент, этим занимается профессиональный продавец. А профессионализм уходит корнями в уверенность в себе, которая в свою очередь рождается из обладания знаниями – о продукте, о предмете:
– Наша цель – сделать клиента довольным. Неважно, что делает для этого сотрудник. Довольный клиент вернется к нам снова и посоветует нас другим. Объясните команде, чего вы хотите от каждого добиться. Да, можно потребовать, но лучше объяснить. Вам же нужны соратники, а не тупые исполнители.
Все делегировать, по мнению НИКОЛИНА, невозможно и не нужно. Например, управление финансами или взаимоотношения с поставщиками стоит оставить себе. Функционал персонала должен быть ограничен: допустим, продавцы REAKTOR не тратят свое время на хождение по складам (выдачей занимаются другие люди) или разговоры по телефону – заявки на покупку запчастей принимают сотрудницы колл-центра, а продавцы просто перезванивают клиентам, когда им будет удобно. Стандартизация процессов приводит к повышению эффективности коллектива, а за ним подтягивается и масштаб бизнеса. Открыть новую точку становится проще, если действовать по сценарию появления предыдущего филиала:
– Бизнес стоит ровно столько, сколько стоит его организатор, собственник. Согласен с Юрой на 150%, что во главу угла ставится личность.
КАРАНТ одобрил стратегию НИКОЛИНА: в свое время он снял со своих продавцов обязанности исполнения заказов, и это значительно ускорило процесс роста. ШИЯН озвучил две цитаты. Одну собственного авторства: «Масштабирование – это сознательное ухудшение качества в обмен на деньги». Вторая принадлежит владельцу именного торгового дома Виктору ШКУРЕНКО: «Перфекционизм всегда проиграет скорости». Предприниматель сказал, что вовремя не задумался о наблюдении ШКУРЕНКО и наделал массу бизнес-ошибок. ШИЯН также отметил, что в списке миллиардеров нет владельцев общепита, серьезно нарастить объемы можно только по франшизе, поэтому он посвящает сейчас силы другому проекту. Обладай он раньше знаниями, которыми владеет сейчас, откровенно заявил спикер, не исключено, что история с общепитом вообще бы не случилась в его жизни.
Спикер призвал начинающих предпринимателей строить бизнес по принципам максимальной автоматизации: «Шаурмастер», например, перестал разрастаться по причине отсутствия нужного персонала, а готовить шаурму все еще приходится человеческими руками. Он также напомнил о том, что часть функционала всегда можно отдать на аутсорсинг. Главное – вести грамотный финучет, который и позволит спрогнозировать варианты масштабирования.
КАРАНТ посоветовал не экономить на рекрутерах, если нужны люди с определенными компетенциями. Предприниматель рассказал, что обжегся на открытии московского филиала своей фирмы, торгующей спортивным оборудованием и праздничным уличным освещением: столичные сотрудники запрашивали очень высокие зарплаты, не давая ощутимого результата своего труда. Выяснилось, что омичи справляются работой ничуть не хуже, не имея неадекватных финансовых амбиций. Предприниматель добавил: масштабирование может быть не только горизонтальным (увеличение количества точек, наращивание продаж), но и вертикальным (путь от розничного магазина через опт до дистрибьютерского центра и собственного производства или наоборот).
НИКОЛИН поделился своим рецептом пополнения коллектива: взращивать сотрудников из студентов, начиная прямо с первого курса. Автоматизация в его концепции лишь помощь работникам, а не их замена – да, люди перестали быть средствами производства, но качественный сервис немыслим без человеческого контакта. Президент ООСП подчеркнул: надо беспокоиться не только об удовлетворенности клиентов, но и сотрудников, ведь невозможно только получать, не отдавая. А КПД замотивированных людей, резюмировал кандидат философских наук, способен превзойти любой даже самый точный аппарат.
Отбор в пятый поток программы ScaleUp продолжается. Акселератор рассчитан на девять месяцев, в течение которых 15 действующих предпринимателей с высоким потенциалом роста проходят обучение в группе, обмениваются опытом и работают с индивидуально подобранным наставником. В предыдущих потоках в качестве наставляемых приняли участие 55 омских предпринимателей, 33 опытных бизнесмена были приглашены в качестве наставников. Суммарный оборот участников ScaleUp-2022 за время действия программы увеличился на 55,75%.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 февраля 2023 года.