В доходную часть федерального бюджета РФ Омской таможней перечислено почти 239 млн рублей при плановом задании 21,64 млн.
В феврале итоги работы за 2022 год Омская таможня озвучила в формате делового завтрака, в полном составе руководства, эксклюзивно «Коммерческим Вестям». Беседовала обозреватель Анастасия ПАВЛОВА.
– Предлагаю начать с главного. Сколько уголовных и административных дел было возбуждено вашей службой в прошлом году?
Валерий РАСКОЛОВ, заместитель начальника Омской таможни: Было возбуждено 36 уголовных дел и 1320 дел об административных правонарушениях. Основная часть – 13 уголовных дел – связана с незаконным образованием юридических лиц. Восемь дел возбуждено по фактам контрабанды сильнодействующих веществ (из незаконного оборота изъято более 1 кг). Остальная часть выявленных преступлений связана с нарушениями валютного законодательства, уклонением от уплаты таможенных платежей, контрабандой военной техники, нефрита-сырца, лесоматериалов и цист (яиц) артемии. Что касается дел об административных правонарушениях, то они возбуждены по непредставлению или несвоевременному представлению статистической формы учета перемещения товаров либо представлению формы, содержащей недостоверные сведения (701 дело), а также за нарушение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (303), а также за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (289 дел).
– Какие-то дела сможете выделить из общей массы?
Валерий РАСКОЛОВ: Запомнились, пожалуй, попытки вывоза из страны полудрагоценного камня нефрита (1252 кг на сумму 5,9 млн рублей), рачков артемии (более 17 тонн, прикрытых мешками с отрубями), которые относятся к стратегически важным ресурсам, прибора ночного видения. Кроме того, пресечен вывоз компьютерного оборудования на сумму более 13 млн рублей. Какого-то роста или, наоборот, снижения выявляемости преступлений не зафиксировано в сравнении с 2021 годом. Отмечу, что у нас один из самых высоких процентов раскрываемости преступлений в регионе деятельности Омской таможни – 90%.
Константин СТАРОДУБЦЕВ, начальник Омской таможни: Не будем забывать, что российско-казахстанская граница – самая большая сухопутная граница в Сибири. Честно скажу, что в плане, например, выявления случаев контрабанды сильнодействующих веществ прошлый год был не столь продуктивный, но, главное, работа не останавливается ни на секунду. Подчеркну, что мы осуществляем таможенный контроль, осмотры и досмотры, наблюдения, контроль после выпуска товаров, ведение статистики взаимной торговли со странами ЕАЭС, валютный контроль. Наша задача – обеспечивать экономическую безопасность страны, ее безопасность в целом. Кстати, добавлю, что в 2022 году в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации Омской таможней перечислено почти 239 млн рублей (при плановом задании 21,64 млн).
– Санкции и контрсанкции вернули в нашу жизнь понятие параллельного импорта. Поделитесь статистикой на этот счет?
Константин СТАРОДУБЦЕВ: Статистика по параллельному импорту, количеству заполненных деклараций – специальная, она ведется на уровне Центров электронного декларирования.
– Какие еще направления работы вашей службы можно отметить?
Татьяна ТЕРЕХИНА, заместитель начальника Омской таможни: В 2022 году наши мобильные группы проверили более 30,5 тысячи транспортных средств, среди них 568 автомобилей (то есть 2%) оказались с нарушениями. После контрольных мероприятий, в том числе проведенных на внутреннем рынке, мы задержали и изъяли 128,5 тысячи единиц контрафактной продукции, выявили более 150 тысяч немаркированной продукции. В основном это была табачная продукция, одежда, обувь, парфюмерия. Самые крупные партии контрафакта: 78 тысяч единиц пачек сигарет Marlboro, 50 тысяч зажигалок. К слову, Омская таможня выявила наибольшее количество контрафактной продукции среди таможен Сибири.
Константин СТАРОДУБЦЕВ: Основной упор нами делается на вывозимых товарах и сырье, согласно Указу Президента РФ № 100, чье действие продлено до конца 2023 года. Это 6 списков (Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 312), доведенных до нас Минпромторгом, Минсельхозом, Минкомсвязи и так далее. Контроль за ввозом, естественно, не ослабляем, но сейчас стратегически важно удержать ценные ресурсы внутри страны, мы очень пристально следим за границей. Попытки нарушить указ были единичными – всего 13 дел. Чтобы было понятно: только за этот январь подано порядка 2000 статистических форм учета перемещения товаров участниками ВЭД, около 300-350 транспортных средств ежедневно пересекают границу под нашим контролем. Думаю, это связано с тем, что мы провели огромный объем информационной работы с бизнесом совместно с Омской торгово-промышленной палатой.
– И как выглядят современные грузопотоки?
Константин СТАРОДУБЦЕВ: От нас вывозят растительную, плодоовощную продукцию, технику. Из Казахстана приходит много транзитного груза, например, из Китая, Узбекистана. Ввозят уголь, щебень, металл.
– А что подробное расскажете про валютный контроль?
Дмитрий ЛУНЕВ, первый заместитель начальника Омской таможни: Мы выявили нарушения участниками внешнеэкономической деятельности требований актов валютного законодательства РФ и органов валютного регулирования в результате проведения 177 проверок, большая часть из них – по экспортным сделкам. В течение 2022 года нами возбуждено 303 дела об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ, связанных с нарушениями валютного законодательства. Также на основании проведенных Омской таможней проверочных мероприятий, по материалам правоохранительного подразделения возбуждено 13 уголовных дел, связанных с совершением валютных операций по переводу денежных средств за границу с использованием подложных документов. Общая сумма выявленных валютных правонарушений по административным и уголовным делам составила 227 млн рублей. В целом количество нарушений валютного законодательства в прошлом году превысило аналогичный показатель 2021 года более чем в 2 раза. Но в то же время мы видим, что организациям приходится перестраивать работу в связи с санкционными мероприятиями, понимаем, как сложно бизнесу, стараемся вовремя обо всем информировать, идти навстречу.
– По итогам 2022 года Омская таможня на втором месте по результатам работы в СФО, уступая только Алтайской.
Константин СТАРОДУБЦЕВ: Да, мы занимаем лидирующие позиции несмотря на то, что по количеству личного состава замыкаем список – у нас всего 250 сотрудников. В Сибири более 40 таможенных постов с совершенно разным функционалом, разной протяженностью границ… Наверное, каждый лидирует в чем-то своем.
– С укомплектованностью кадрами проблем нет?
Юлия СКИБИНА, заместитель начальника Омской таможни: Нет. Вакансии единичны. Более 70% нашего коллектива имеют стаж службы свыше пяти лет. Среди них есть и люди, которые служат в Омской таможне со времен ее основания – то есть 30 лет. Кстати, на следующей неделе в таможне будет объявлено два конкурса, с условиями их проведения, требованиями к кандидатам можно ознакомиться на сайте Сибирского таможенного управления в разделе «Омская таможня». Традиционно на службу в таможню приходят выпускники наших профильных вузов: ОмГТУ и ОмГУПС. В таможенных органах развит институт наставничества, Омская таможня не исключение.
– Какие планы на текущий год?
Константин СТАРОДУБЦЕВ: Расширять связи с другими странами, взаимодействовать с перевозчиками, определять новые места хранения, обработки грузов, продолжать создавать комфортные условия для участников внешнеэкономической деятельности, содействовать росту товарооборота. Наша главная цель – содействие бизнесу. Ведь для бизнеса жизненно важен, допустим, срок оформления груза. И мы должны минимально занимать время предпринимателей. Стремимся к этому. Продолжим информировать бизнес, чтобы предотвратить необдуманное совершение правонарушений, собирать и обратную связь.
Дмитрий ЛУНЕВ: В этом году мы перестроили работу Омского таможенного поста: теперь он работает ежедневно – без перерыва на выходные и праздничные дни. Сроки проведения форм фактического контроля сократились вполовину по сравнению с 2022-м. Слаженная работа таможенного поста и склада временного хранения показала увеличение товарооборота с Узбекистаном: значительное количество транспортных средств было переориентировано с других направлений.
Константин СТАРОДУБЦЕВ: Развиваются новые формы применения технических средств таможенного контроля, упрощается порядок таможенных досмотров – сокращается описательная часть актов.
Дмитрий ЛУНЕВ: Все таможенное декларирование происходит в электронном виде – за исключением товаров, чье декларирование нуждается в дополнительной сопроводительной документации. Причем декларирование и импорта, и экспорта проходит автоматический выпуск, без участия человека в течение одной минуты. В этом году выпущено мобильное приложение для заполнения таможенной декларации физическими лицами, регистрация совершается через портал Госуслуг. Пассажир может сэкономить время, задекларировав валюту и товары, находясь еще в самолете/автобусе/поезде. Добавлю, что количество международных рейсов, принятых аэропортом Омск-Центральный, не сократилось – их более 400.
– Бизнес оценил ваши цифровые инструменты?
Дмитрий ЛУНЕВ: Конечно. Очень удобно электронно декларировать грузы, например, во Владивостоке, физически находясь в Омске.
– Каков следующий этап цифровизации?
Дмитрий ЛУНЕВ: В Центрах электронного декларирования будет производиться семантический анализ товаров при помощи искусственного интеллекта для расширения списка товаров, которые могут выпускаться автоматически. В таможнях фактического контроля – упрощаться регистрация товаров на складах временного хранения.
Константин СТАРОДУБЦЕВ: Также в планах на текущий год – продолжать «беречь коллектив», которым я очень горжусь. У нас есть все для того, чтобы справиться с любой стоящей перед нами задачей.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 марта 2023 года.