Аналогичные Роскачеству организации есть и в других странах – в Германии, что любопытно, ей, судя по опросам, доверяют больше, чем правительству страны и церкви.
2 марта прошел заключительный, третий день VIII Международного «ИТ-Форум Омск-2023». В его рамках состоялась конференция «Электронная коммерция и интернет-маркетинг», где эксперты обсудили эффективные инструменты для решения бизнес-задач. Представляем читателям выступление заместителя руководителя Роскачества Антона КУКАНОВА:
- Государство может помогать продвигать ваши товары бесплатно. Роскачество – автономная некоммерческая организация, учрежденная Правительством РФ. Мы анализируем качество товаров и услуг, начиная от колбасы и молока, заканчивая мобильными приложениями. Проводим исследования, внедряем системы отслеживания качества на предприятиях, продвигаем российских производителей, формируем среду осознанных потребителей. Графики исследований составляются на год вперед. Создаем опережающие стандарты, информируем контрольно-надзорные органы о проведенных исследованиях, если нашли серьезные нарушения, сертифицируем продукцию, соответствующую требованиям. Знак Роскачества используется бесплатно, производитель не платит ни копейки за его нанесение, исследования проводятся за счет субсидий от Минпромторга РФ.
Изучаем исторические данные о популярности продукции, потребительский интерес, объем и динамику рынка – нередко это рекомендации и поручения министерств, просящих нас исследовать тот или иной товар. Наиболее популярные тестирования относятся к пиву и презервативам. Самый качественный товар в нашем анамнезе – водка, ей мы больше всего выдали знаков одобрения Роскачеством. Последнее исследование, которое бурно обсуждалось в СМИ, касалось кукол Хаги Ваги.
Половина россиян точно видела знак Роскачества на упаковках, даже если не отдавала себе в этом отчет. Он распространяется на 250 наименований продукции. Это немного, но зато они действительно лучшие в своих категориях. Рост продаж у этих 250 наименований составил более 31% после нанесения знака Роскачества на упаковку. Ежемесячно мы получаем около 10 тысяч заявок от наших граждан с просьбой рассмотреть тот или иной товар.
Аналогичные Роскачеству организации есть и в других странах – в Германии, что любопытно, ей, судя по опросам, доверяют больше, чем правительству страны и церкви. Так вот они отмечают тенденцию более осознанного, более разумного потребления, запроса на доступность информации, перерабатываемую упаковку, органические продукты, заменители мясной и молочной продукции, новые технологии доставки и так далее. В США пользуется особым спросом дополненная реальность при покупке, возросли требования к сервису и значимость этических ценностей.
Согласно нашему опросу, половина россиян готова переплачивать за более качественные товары. Растет количество онлайн-заказов, популярность маркетплейсов, с которыми мы ведем активную работу. Дело в том, что в офлайн-магазине легко сделать выбор в пользу пакета молока, на котором изображен знак качества. В Интернете упаковку не видно, поэтому мы интегрируем знак качества в сами площадки, в карточки товаров. Успешно складываются взаимоотношения в этом плане с Ozon, Wildberries, Сбермегамаркетом. Возможно, в дальнейшем отмеченные товары будут иметь преимущества и при поиске.
Вместе с «Перекрестком» мы в 2019 году запускали акцию в их торговой сети и мобильном приложении – подборку лучших отечественных вин с ценой до 1000 рублей – проводили дегустации. Результат – не менее чем в два раза повысились продажи российской продукции. В региональной торговой сети «Хороший выбор» в их приложении «Здоровый выбор» также были рейтинги конкретных товаров, одобренных нами: можно было отсканировать продукт и увидеть нашу оценку. В итоге имеющие низкий рейтинг продукты ожидаемо упали в продажах, а высокий – выросли.
Мы сертифицируем не только товары, но и онлайн-площадки. Если с маркетплейсами все более-менее понятно, с множеством других интернет-магазинов – не очень. С 2017 года тестируем еще и мобильные приложения. Здесь тоже ориентируемся на международный опыт. У немцев есть классный проект – Trusted Shops – в котором сертифицируют онлайн-магазины. Прошедшие проверку получают виджет, перебрасывающий пользователя в реестр и позволяющий убедиться, что это не мошенники, что площадка заслуживает доверия. Нечто подобное – правда, с меньшим количеством критериев – есть и у чехов.
В прошлом году мы совместно с Росаккредитацией и Минпромторгом РФ запустили похожий реестр и проверяли маркетплейсы по 32 критериям, включая информирование пользователей о качестве товаров, отсутствии риска купить контрафакт. В этом году собираемся существенно расширить показатели, оценивать степень защиты прав потребителей. По результатам наших исследований можно всецело доверять Ozon и DNS. Близки к исполнению наших требований Сбермегамаркет, Wildberries, AliExpress. Любая площадка – вне зависимости, мелкая или крупная – может подать заявку на попадание в реестр и, если она будет удовлетворять большинству критериев, получить виджет от Роскачества.
На повестке у нас есть и расширенная оценка услуг, но пока стоит задача охватить потребительский рынок. Важно понимать, что мы не исследуем по заказу один товар, а изучаем сразу всю категорию, к которой он относится: то есть берем не один пакет молока от производителя, желающего получить знак качества, а молоко от ста, допустим, производителей и проводим сравнительный анализ. Каждые три месяца проверяем продукцию тех, кому уже выдан знак качества, поскольку, получается, отвечаем за обладателя собственной репутацией. Каждые три года знак нужно подтверждать, то есть проходить аудит производства. Безусловно, реагируем и на массовые жалобы в соцсетях, если промаркированные нами продукты вызывают нарекания, проверяем их вне цикла – так, мы, например, отзывали знак качества у мороженого. Подчеркиваю: знак выдается конкретному товару, а не производителю в целом.
Знак качества может получить любой отечественный производитель. Нам не обязательно, чтобы все ингредиенты и компоненты были из России, но их количество должно быть в составе доминирующим – не менее 85%. Интересно, что госзнак стремятся использовать не все, чтобы ассоциироваться с иностранными производителями. Так, мы были готовы выдать знак одной макаронной фабрике, но она отказалась, поскольку мимикрировала на полках под итальянскую.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 марта 2023 года.
Фото © tadviser.ru