Указанный на бумаге высокий показатель обеспеченности питьевой водой населения Омской области не соответствует действительности.
На протяжении десятков лет в Омской области остается нерешенным вопрос водоснабжения населения региона из подземных источников. В 2017 году на встрече врио губернатора Омской области Александра БУРКОВА с предпринимателями эту тему вновь подняла заместитель генерального директора омской буровой компании АО «Родник» Татьяна КОНДРАТЬЕВА, однако с тех пор ничего не изменилось. Предприятие – правопреемник ПМК-3 треста «Сельхозводстрой», на протяжении более 60 лет выполняющее работы по бурению, ремонту, проектированию и обследованию скважин на воду глубиной до 1500 м – ведет деятельность в Новосибирской и Тюменской областях, ХМАО, а вот в Омской области, к сожалению, очень в малых объемах. Что можно и нужно, причем срочно, сделать, узнала у Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА.
– Татьяна Леонидовна, улучшилось ли водоснабжение Омской области за эти годы? Я помню эту встречу с предпринимателями.
– К сожалению, не улучшилось, как минимум, в области строительства водозаборных скважин. Положение настолько критичное, что, на наш взгляд, эта проблема входит в список неотложных задач, которые необходимо решать в ближайшее время руководству Омской области. Дело в том, что сложилась пагубная практика «улучшения» водоснабжения жителей нашей области, а именно строительства водопроводных сетей, станций водоподготовки, резервуаров чистой воды без строительства источника водоснабжения и сетей водоотведения. Еще в период с 2009 по 2011 год наше предприятие выполнило полную инвентаризацию объектов водоснабжения в 23 районах Омской области. Итоги обследования мы представили в Министерство строительства Омской области и в администрации муниципальных районов. По сути, мы представили план действий по реальному улучшению систем водоснабжения в конкретных районах Омской области, но предложения были проигнорированы.
– А как же программа «Чистая вода», реализуемая в Омской области с 2019 года?
– По нашим данным, на сегодняшний день средний возраст скважин в Омской области – 35-50 лет, резервуаров чистой воды практически нет. В соответствии с региональной программой Омской области по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год «Чистая вода», в 2019 году на проектирование и строительство новых скважинных водозаборов было заявлено всего 7 населенных пунктов – Нововаршавка, Седельниково, Хортицы, Атирка, Междуречье, Атрачи, Екатерининское. По состоянию на 2022 год по разработанным и получившим положительное заключение проектам построены всего две скважины в рабочем поселке Нововаршавка и селе Хлебодаровка Русско-Полянского района, ведутся работы по проектированию скважин в селах Хортицы Нижнеомского района, Атирка Тарского района Омской области, Шухово и Новоягодное Знаменского района. Заметьте, это за последние 22 года! При этом в Новосибирской области, например, только за 2020 год было пробурено более 10 скважин. Также очень удивляет указанный в этой региональной программе высокий показатель обеспеченности питьевой водой населения Омской области – 88,72%. По нашим подсчетам, более 300 тысяч жителей Омской области потребляют воду из скважин, где нет водоподготовки, есть только (и то не везде) локальные станции очистки производительностью 1-2 м3/ч, которые абсолютно не решают проблему питьевого водоснабжения из централизованных водопроводных сетей. Очень много вопросов к Роспотребнадзору – столь высокий процент обеспеченности питьевым водоснабжением не мог быть указан без этого учреждения.
– В целом в каком состоянии находятся водозаборные скважины и водозаборы подземных вод в Омской области? Давайте дадим аналитический обзор.
– Во всех 32 районах Омской области есть водозаборы подземных вод из скважин. В 9 районах водоснабжение осуществляется только из скважин, в 10 все населенные пункты, кроме районных центров, используют подземные источники, а в 13 районах наравне с групповыми водоводами применяются скважинные водозаборы. В северных районах подземные воды пресные с глубиной залегания 80-150 м, но с повышенным содержанием железа и аммиака. А в южных районах Омской области пресной воды практически нет, воды залегают на глубине 500-1200 м с минерализацией от 1,5 г/л. Все эти скважины построены в прошлом столетии и практически на 100% изношены. Доля средств, выделяемых Омской областью на строительство новых скважин, ничтожна мала. Основная часть финансирования направлена лишь на текущий ремонт скважин, даже не капитальный. Например, в настоящее время такой ремонт проходит в рамках ЧС в селе Новологиново Колосовского района. Закупка прошла в мае 2023 года, а в план-график она была поставлена в апреле 2023-го. Во-первых, смущает, мягко говоря, запланированная чрезвычайная ситуация. Если объявлена ЧС, то у людей нет воды вообще. Получается, что с 19 апреля 2023 года администрация планировала выполнить ремонт скважины в рамках ЧС. Согласитесь, странно? А во-вторых, это уже точно будет не текущий ремонт, а капитальный. Скорее всего, судя по видам работ, будет буриться новая скважина под видом «ремонта». И все это в нарушение Градостроительного кодекса РФ – без проектных работ и экспертизы проекта. О том, что это будет новая скважина, говорит и отсутствие номера ремонтируемой скважины. Все скважины должны стоять на учете, иметь свой буровой и кадастровый номер, должна быть лицензия на право пользования недрами и т. д. Текущий ремонт не решает проблему, а лишь усугубляет ее: скважинный фонд не обновляется. В этом случае могут быть использованы либо трубы, бывшие в употреблении, либо несоответствующие ГОСТу, поэтому нельзя надеяться на долгий срок службы ремонтных скважин. В большинстве своем водозаборы подземных вод Омской области выглядят печально. Как правило, на них отсутствуют зоны санитарной охраны, павильоны над скважинами (а если они и есть, то превращены в мусоросборники или не соответствуют требованиям, предъявляемым к насосной станции), приборы учета. О станциях подготовки воды, после которых в сеть подается якобы питьевая вода, даже говорить не стоит. Водоподготовки нет в селах Усть-Ишим, Русская Поляна, Седельниково, Крутинка, Большие Уки, Знаменское – список можно продолжать и продолжать. Скважины невозможно идентифицировать. Много водозаборов, где добыча воды осуществляется без лицензии на недропользование.
– То есть решение проблемы уже не терпит отлагательств.
– Да, не терпит, причем давно. Особенно удивительны решения чиновников о прокладке новых водопроводных сетей, строительстве водопроводных сооружений без предварительного анализа того, в каком состоянии находится источник водоснабжения. Характерный пример – объект в селе Куликово Калачинского района. При проектировании системы водоснабжения села глубоководная скважина 1997-1998 годов бурения не была обследована, более того, она даже оказалась за забором новых водопроводных сооружений как бесхозная. Строительство объекта обошлось почти 90 млн рублей, только вот источник – скважина – почти сразу вышел из строя после сдачи объекта. О каком повышении качества водоснабжения можно говорить, если жителям опять подают воду из Омки по централизованным сетям? Подозреваем, что такая ситуация может быть характерна практически для всех населенных пунктов, где запланированы водопроводы без строительства новых скважин. Недавно прошла закупка на строительство водопроводных сетей и сооружений в селе Артын Муромцевского района примерно на 170 млн рублей. То есть построят новые сети, сооружения (резервуары, насосные, станцию водоподготовки), только вот подключат это все к скважине 1978 года! Не удивимся, если следом последует закупка на «текущий ремонт» водозаборной скважины 1978 года бурения в селе Артын. Неужели никто – заказчики, проектировщики, эксперты, органы финансирования не понимают, что источник – ключевое звено в системе водоснабжения? Это ведь азы водохозяйственного строительства, которым обучают в Омском ГАУ.
– Вы работаете и в других регионах. Там лучше обстоят дела в этой сфере?
– Гораздо лучше. В соседней Новосибирской области из года в год проектируются и строятся водозаборные скважины в большом количестве – можете проверить это на сайте госзакупок. Причем строительство скважинного водозабора в Новосибирской области сразу включает в себя водозаборную скважину, павильон, станцию водоподготовки, сети водоснабжения и водоотведения, сети электроснабжения, в том числе дизельный генератор, автоматизацию и диспетчеризацию, резервуары чистой воды и насосные станции второго подъема. В общем, полный комплект вне зависимости от того, строится это в большом населенном пункте или деревне со ста жителями. Более того, в отличие от Омской области для реализации всех проектов водохозяйственного строительства в Новосибирской области созданы отдельная проектная дирекция и технический совет, которые контролируют качество проектной документации в том числе. Строительство осуществляется только из нового оборудования и материалов. Интересно, что в Новосибирской области строительство станций водоподготовки осуществляется по проектам, прошедшим экспертизу. Помимо использования федеральных денег в рамках проекта «Чистая вода», правительство Новосибирской области регулярно выделяет средства из областного бюджета не только для строительства новых скважин, но и для ликвидации старых, исчерпавших свой ресурс. Эта тема вообще не поднимается в Омской области.
– Наши чиновники игнорируют ваши обращения?
– Да, мы годами пытаемся достучаться до областных властей, но в ответ лишь слышим, что на устранение проблем нет финансирования. Нам говорят, что нет специалистов, которые умеют проектировать скважины на воду. Но они есть! В том числе наша организация. В прошлом году мы обращались к бывшему губернатору Александру БУРКОВУ, но нас направили на встречу к бывшему министру строительства Омской области Михаилу ГУБИНУ, который ничего не ответил на наш запрос, только спросил, зачем нам это. Да, мы коммерческая организация, и в этом нет ничего предосудительного. Мы хотим работать в собственном регионе, мы платим налоги, предоставляем рабочие места, наши сотрудники родом из Омска и Омской области. Наша организация имеет огромный опыт в строительстве, проектировании, эксплуатации водозаборных скважин, в том числе глубиной 1500 м. Это наша специализация, у нас свой архив и полный штат квалифицированных сотрудников. Мы искренне хотим, чтобы регион развивался, а его жители были обеспечены всем необходимым, в том числе питьевой водой. В области распространено мнение о невозможности прохождения через Главгосэкспертизу проектов со скважинами. Во-первых, проекты на скважины в селе Хлебодаровка и рабочем поселке Нововаршавка получили положительное заключение Главгосэкспертизы. Во-вторых, если проблема все-таки именно в этом, то необходимо просто заниматься вопросом, допустим, выходить на законодательный уровень. Кстати, в Новосибирской области, да и в других регионах, такие проекты проходят местную экспертизу.
– Так как быть в нынешней ситуации?
– Нам очень не хватает квалифицированных и неравнодушных чиновников, разбирающихся в водоснабжении и понимающих проблематику. Те, что есть, не хотят слышать специалистов и что-то предпринимать. Вопросами строительства скважин занимается только одно министерство – энергетики. Но скважина – это источник водоснабжения для сельского населения, а значит, их строительство должно проходить в том числе по линии Минсельхоза, как это происходит в Новосибирской области. Необходимо начать финансирование строительства новых скважин, прекратить недропользование без лицензий, а использование скважин без соблюдения правил эксплуатации, изменить как таковое отношение к скважинным водозаборам. Удивительно, но мы столкнулись с еще одной проблемой: сотрудники эксплуатирующих компаний даже не слышали о правилах эксплуатации подземных водозаборов, сроках проведения текущих и капитальных ремонтов. А ведь правильная эксплуатация – это залог долгой службы водозаборной скважины. Знаете, в советское время обслуживанием скважин занимались буровые компании, т. е. квалифицированные специалисты. Помимо этого необходимо признать, что указанный на бумаге высокий показатель обеспеченности питьевой водой населения Омской области не соответствует действительности. Мы знаем, что главы районов в курсе обозначенной нами проблемы, но им нужна финансовая поддержка. Необходимо провести инвентаризацию всех скважин в регионе, снять с учета ликвидированные, а действующие идентифицировать. Кстати, в настоящий момент мы работаем над этим вопросом с администрацией Знаменского района. И безусловно, начать наконец строительство новых скважинных водозаборов. Если не приступить к этой работе, сотни тысяч наших жителей так и будут обеспечены питьевой водой только на бумаге. Помимо всего, прямо сейчас горят населенные пункты.
– Да-да, очень страшно.
– А кто-нибудь задался вопросом: может ли одна скважина, расположенная на краю, с расходом 1,7 л/с при наличии водопроводных сетей и без резервуаров обеспечить пожарный расход в 5-10 л/с? Про наличие пожарного запаса воды и гидранты речь вообще не идет. Это уже другая, трагическая сторона водоснабжения сельских населенных пунктов Омской области. Мы считаем, что население Омской области достойно новых и качественных водозаборных сооружений из подземных источников, выполненных по проектной документации из новых материалов и оборудования. Надеемся, что решение обозначенных проблем действительно позволит повысить процент обеспеченности населения питьевой водой, обеспечит необходимым объемом воды для тушения пожаров и будет способствовать дальнейшей безопасной эксплуатации объектов водоснабжения. Очень хочется верить, что в этот раз губернатор и его команда услышат нас и начнут действовать.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 мая 2023 года.