В Омской области остро необходимы в региональной и муниципальной власти люди, мыслящие глобально, не сиюминутными интересами.
В начале мая Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области обнародовал пресс-релиз о том, что омская группа компаний «Сибус» в лице ООО «Эстейт» собирается построить сервисный центр и завод по производству малогабаритной грузоподъемной техники и комплектующих на тюменской площадке ДСК500. На новом предприятии собираются открыть 50 новых рабочих мест, инвестиции в проект составят до 200 млн рублей. Как сообщил департамент, «группа компаний делает ставку на развитие Арктики, кооперацию в нефтегазовом кластере, планирует использовать речной транспорт для поставок своей продукции по Иртышу и Оби». Для этого уже имеющиеся мощности в Омске предлагается объединить с новой локацией в Тюмени и, в перспективе, в Тобольске. О ближайших и долгосрочных планах глава ГК «Сибус» рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.
– Сергей Сергеевич, как все-таки удалось сдвинуть дело с мертвой точки?
– Получилось чуть ли не спонтанно. Я рассказал о проекте одному знакомому специалисту в тюменской структуре по инвестициям, отправил краткую информацию. Не поверишь, через два часа уже сложилась обратная связь: Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» заявил, что наш проект очень интересный, а уже на следующий день они, мол, готовы встретиться и обсудить подробности.
– Почему таков выбор локации?
– Местные нефтехимические предприятия, которых, к слову, там в разы больше, чем в Омске, объединены в кластер, в котором действуют федеральные законы, например, позволяющие начислять 5%-й «промышленный кешбэк» компаниям, предоставляющим свои услуги и продукцию в рамках кластера. А там базируются Сибур, Новатэк, Сургутнефтегаз и прочие. Недаром в 2022 году Тюменская область заняла пятое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.
– А какую роль, собственно, будет играть тюменская площадка в вашем проекте?
– Тюменская площадка мне нужна, чтобы запустить процесс. На текущем этапе для меня самое главное – коммуникации, заказчики. Отдаю должное тюменскому фонду, специалисты оперативно и качественно организовали встречу, показали площадки, подсказали, как их подобрать. Такой классический, как нынче принято говорить, механизм единого окна, когда за тобой закрепляют специалистов, транспорт, предоставляют все документы, рассказывают про государственные и региональные меры поддержки, льготы, субсидии.
– А в омской ОЭЗ «Авангард» ваш проект можно было теоретически воплотить?
– Виктору СОБОЛЕВУ, гендиректору площадки, проект очень понравился. Но у нас до недавнего времени не было двух важных составляющих: такого количества заказчиков, а самое главное – заинтересованности в проекте местного руководства региона. И если первое решается через коммуникации, то с отсутствием второго начать проект у нас не получалось годами. Просто построить завод, смысла нет совершенно. Весь вопрос в том, куда продавать краны и детали. В Тюмени сложилось так, что помимо помощи в реализации проекта чиновники сразу дали нам инструменты работы с заказчиками.
– Это Сибур, Новатэк и так далее?
– Да, участники нефтегазового кластера. Построить-то завод можно за два-три года, это как раз самое несложное, как ни странно. Самое трудное – наладить взаимоотношения с покупателями. Тюменцы просто предоставляют поле для воплощения проектов и, опять же, поиска заказчиков. Элементарно здание ДСК500 – одно из лучших по локации в Тюмени с потенциалом расширения площадей. Да и последующая локация в Тобольске тоже очень выгодная – более высокая вода дает дополнительную возможность в части судоходства. Но есть один очень важный нюанс: возить баржами только краны смысла нет, это невыгодно. Нужны другие товары: металлоконструкции, сэндвич-панели и прочие материалы. И эта продукция как раз производится в огромном количестве в Омске. Вот и получается: в Омске грузятся баржи, догружаются в Тобольске, едут дальше и обратно. Это цепляет за собой не только развитие производств металлоконструкций и прочей продукции в нашем городе, но и развитие баржевого флота и его ремонта. Обратно или дальше по Северному пути можно возить очень много чего.
– Так все-таки Тюмень или Омск?
– Я ни в коем случае не бросаю Омск, просто Тюмень на текущем этапе не менее удобна в плане логистики, зато более приемлема в плане понимания самой работы и помощи в реализации моего проекта. Его легко разогнать до оборота всех его участников в десятки млрд рублей в год, он выходит на финальную стадию разработки, мы находимся в плане поиска инвестиций и партнеров. Это уже не только узкий рынок грузоподъемного оборудования и комплектующих, который я оцениваю не менее, чем в 300 млрд рублей в год, а совсем другие масштабы и цифры с сопутствующими товарами! Но чтобы сделать большой проект, нужно идти маленькими шагами. Именно поэтому мы пока заходим в нефтегазовый кластер как сервисная служба и производитель небольших узлов. И параллельно подписываем соглашение о сотрудничестве с одним из перспективнейших крановых заводов страны.
– А как вы видите полноценное воплощение проекта?
– В идеале масштабируем стандартизированное крановое производство по всей стране. Нет никакого экономического смысла производить на одном и том же заводе все детали. Мне кажется, разумно иметь в стране 5-6 заводов, которые своими усилиями покрывают 70-80% потребностей внутреннего рынка. И сотни более мелких производителей комплектующих, работающих по одним стандартам. Мы ведь обсуждали в прошлом интервью, выпускаемое оборудование должно быть стандартным: чтобы заказчик мог зайти в любую точку в стране и быть уверенным в том, что купит подходящую ему деталь быстро и недорого – примерно как купить сэндвич в фастфудовской точке известной сети. Легкий промышленный кран должен производиться за несколько недель, тяжелый – за два-три месяца. А сейчас этот процесс занимает полгода–год. Если предприятие в процессе обанкротится, заказчику приходится ждать дополнительное время. Резюмирую: для нас Тюмень – это стартовая площадка. Мы также готовы восстанавливать новые регионы России, в частности, такие объекты как мариупольский порт или Азовсталь. Мы сервисники, интеграторы. Собираемся стандартизировать процессы и работать в связке с другими заводами, предприятиями водного транспорта, логистическими, образовательными учреждениями, с другими регионами, в плане, например, развития Северного морского пути.
– А конкретно, что хотелось бы видеть в Омске, ориентируясь в том числе на тюменский опыт?
– Возможно, создание при правительстве Омской области какой-то структуры типа штаба технического развития, который будет целенаправленно курировать именно технологические инвестиции. Нужна адекватная, действенная обратная связь от чиновников, работающих вместе (подчеркиваю, вместе!) с представителями реального бизнеса. Действующих не для галочки, а ради прироста предприятий реального сектора в регионе, увеличения количества рабочих мест. Одной из главных задач нового руководства нашего региона я как раз и вижу воплощение делового интегратора. Какой нам нужен бизнес? А какие у нас есть преференции? Что мы можем предоставить в плане логистики, образовательных мощностей и т. д.? Необходимо провести инвентаризацию ресурсов, и тогда, быть может, и в Омске начнется бурное развитие бизнеса, которое мы уже видим во многих других регионах нашей страны.
– Почему, как вы считаете, омские чиновники игнорируют предложения по развитию нашей области?
– Допускаю, что их компетенции просто не соответствуют уровню поставленного вопроса – системное мышление, оперирование понятием «развитие региона» отсутствует как таковое. Возможно, перед ними никто не ставил подобных задач, ограничиваясь требованием выпросить на федеральном уровне дополнительные финансовые и прочие ресурсы, направляемые не на созидание, а на удовлетворение текущих нужд области. А иногда еще и на сомнительные управленческие решения, за которыми мы сейчас наблюдаем, в виде начатых или потенциальных уголовных дел... На мой взгляд, нам остро необходимы в региональной и муниципальной власти люди, мыслящие глобально, не сиюминутными интересами. Омская область должна быть интегрирована во все происходящие на федеральном и международном уровне процессы, а еще лучше выступать инициатором этих процессов. Особенно связанных с международной логистикой, международными технологическими цепочками, да и большинство стран Азии весьма заинтересовано в таком организаторе.
– То есть вы предлагаете создать в Омске перевалочный пункт?
– Логистический центр. Грех не воспользоваться таким положением. Один из самых крупных в России. И обязательно международный! В том числе который как нельзя лучше интегрируется в мой тюменский проект.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 мая 2023 года.