«PROАвто» — ежемесячная колонка «Коммерческих вестей».
— В мае авторынок вырос на 160%, по данным Автостата, по сравнению с маем прошлого года: продано 72 тысячи автомобилей. В топ-10 самых продаваемых в России брендов вошли в принципе все марки, официально реализуемые в нашей стране.
Безоговорочный лидер российского авторынка, разумеется, Lada c 22 тысячами новых автомобилей (+200% к прошлому году) и 30%-й долей от всех продаж. За прошлый год завод серьезно перенастроился и восстановил прежние объемы производства, но спрос остается высоким, у дилеров складов почти нет.
Все последующие строчки рейтинга занимают китайцы: Chery, Haval, Geely. На пятом месте Kia, у которой хоть и прекратились поставки, распродаются остатки. Затем следуют Exeed и Hyundai, тоже завершающий распродажу запасов, Omoda, Toyota и Changan закрывают десятку. На шесть китайских брендов из этого списка приходится больше 40% рынка. В прошлому году в «Коммерческих Вестях» я прогнозировал, что китайцы захватят треть рынка: в 2021-м году у них была 15%-я доля, в 2020 7%-я. То есть они уверенно увеличивали вдвое свои объемы продаж, а в 2023-м, получается, даже больше, чем вдвое.
Если брать период с января текущего года, картинка выглядит чуть интереснее: продано 228 тысяч автомобилей – на 26% меньше, чем в прошлом году (308 тысяч). С января-февраля 2022 года мы жили еще в нормальном рынке, сейчас идет заметное отставание, но ненадолго. В прошлом году у Lada было 50% рынка, теперь 30%, китайцы существенно разбавили продажи: Haval показал троекратный рост, Geely и Changan четырехкратный.
Что касается конкретных моделей, то лучше всего у нас пока продается Lada Granta. Топ-5 иностранцев полностью состоит из китайцев: Haval Jolion, Geely Coolray, Geely Tugella, Haval F7, Geely Atlas. На фоне активных продаж столь же оперативно расширяется дилерская сеть. Автомобили находятся в разных сегментах, но большинство из них все-таки кроссоверы. Ждем новые бренды из Поднебесной.
Статистика не учитывает дилерский беспробежный поток автомобилей, официально все поставки закрыты. Параллельный импорт де-юре почти не фиксируется. Тем не менее автомобили в дилерских центрах есть. На сегодня основных каналов по ввозу марок, у которых нет официального дилерства (практически вся Корея, почти вся Япония, сейчас уже вся Европа, Америка), существует, наверное, пять: Казахстан; Белоруссия; Европа (через дружественные страны); Корея через Владивосток и через Казахстан; Япония через Владивосток. Там можно взять и беспробежку по РФ (2013-2018 годов) японский праворукий автомобиль, и вообще новый кореец или японец, которые сейчас особо популярны в Сибири и на Дальнем Востоке.
Почти все эти пять каналов хорошо заработали на низком курсе доллара в прошлом году. Сейчас посложнее по этим каналам завозить, потому что рубль ослаб, курсовая разница становится более ощутимой, а цены в России в общем-то стабилизировались и на новые автомобили, и с пробегом. Особенность этих каналов в том, что их юридическое оформление и покупка обеспечиваются только через физических лиц с индивидуальной покупкой, индивидуальным переоформлением, растаможкой, индивидуальным перегоном. Автомобили невозможно ввезти юридическими лицами, оплатить безналично, зарегистрировать их как новые, передать. Они оформляются как машины, имеющие владельца, поэтому в отчеты дилеров, в статистику АЕБ как новые не попадают несмотря на то, что продаются в салонах.
Из-за ухудшения курса рубля, в связи с очень тяжелой и недешевой логистикой, с очень сложной и дорогой таможней (мы ждем послаблений!) цены на автомобили только растут, спрос очень сильно падает, плюс ко всему россияне не богатеют. Весной Lada, «УАЗ Патриот» подорожали более чем на 10%, все модели Chery на 60-80 тысяч рублей каждая, Changan от 20 до 500 тысяч. Пока держится «Москвич», но он и так немало стоит – 1,9 млн рублей. Эксперты обосновывают подорожание только одним фактором – дефицитом автомобилей. Производители выставляют максимальную цену, по которой продастся имеющийся небольшой объем, то есть эластичность по цене отсутствует вообще. Китайцы уже сейчас продаются как премиум-класс полтора года назад. Не в лучшую сторону меняется себестоимость автомобилей. У Lada, Автоваза проблемы с запчастями, локализация остается на уровне 70%. Плюс в цену закладывается немножко другой курс доллара – не 80 и не 90 рублей, а так называемый переводной – он намного выше.
Что касается автомобилей с пробегом, то здесь цены тоже растут, но не так значительно. С начала года они выросли на 10-15%, в апреле–мае на 2%. В среднем подержанный автомобиль стоит 1,3 млн рублей. Рост средней цены зафиксирован аналитиками на уровне 7%, а это очень существенно. Новые машины из-за дефицита уходят в отрыв по цене, а пробежные стабилизировались, выровнялись. Поэтому весной повысился спрос, в апреле поставив рекорд продаж. По предварительным данным продажи автомобилей с пробегом выросли почти на 30% по сравнению с прошлым апрелем.
На рынке с пробегом такая же ситуация, как и на новом: автомобилей очень мало. Выпадают многие сегменты, причем отличные в разных городах. В Омске, например, почти отсутствует сегмент легкового автомобиля на автомате 8-12 лет. На имеющиеся выставляются очень высокие цены, которые доходят до 900 тысяч. Год назад эти машины стоили 500 тысяч, плюс они прибавили в пробеге, то есть лучше не стали. Кроссоверы в сегменте 1-1,2 млн рублей тоже подорожали – теперь они продаются по ценам 1,5-1,6 млн и выше, хотя раньше стоили 800-900 тысяч. Эти сегменты просто вымыты.
Перекупы, по сути, сейчас выравнивают рынок, оказывая на самом деле важную экономическую услугу: при выпадении определенных сегментов они начинают активно с других регионов привозить нужные машины, восполнять отсутствие, нивелировать дикий рост цен, то есть выполнять, я бы сказал, санитарную функцию. Иначе люди бы вообще отказывались от покупки автомобиля, либо переплачивали, либо оказывались вынуждены покупать совсем плохие машины. Но это работает только на определенные сегменты в определенное время. Можно пригнать и зависнуть с авто. В целом на сегодня в Омске одни из самых низких цен в Сибири, видимо, из-за низкого же спроса.
Дилерские салоны, к сожалению, после обнуления трейд-ина почти перестали заниматься пробегом, так и не сформировав бизнес-модель этой сферы. Официальные профессиональные салоны в Омске по пальцам пересчитать, а это никак не цивилизует рынок, хотя сейчас самое время. Появилось много новых хаотичных стоянок по продаже авто, как это было в 1990-е с сомнительным ценообразованием и непрозрачностью сделок.
Что касается кредитной обстановки, то тут падение сильнейшее. В пробеге снижение идет на треть. Банки не меняют программы, оставляя прежние проценты. Люди перестали активно брать автокредиты из-за снижения доходов и неуверенности в будущем. Если раньше около 6% выражали готовность купить/поменять автомобиль, то сейчас эта цифра снизилась до 3%. Из них половина давно перекредитована, поэтому получает отказы. С другой стороны, в стране сформировался высокий отложенный спрос, который в любой момент может проявиться на рынке, но поскольку авто нет, это сыграет на цене. Такую ситуацию мы в Омске наблюдали в апреле, так же начался этот июнь. Я это связываю со стабилизацией цен, которая дает сигнал, что на имеющемся автомобиле больше не заработаешь, и люди начинают искать варианты выгоднее поменяться или сначала все-таки продать машину.
Что касается дилерского сервиса и рынка запчастей, то все новые автомобили, купленные в прошлом-позапрошлом году, полностью гарантийно сопровождаются. У ушедших марок есть определенные проблемы с запчастями, но они решаются более длинным ожиданием без потери гарантийных обязательств. Это тяжелая работа для дилеров, но они с ней справляются. Дилеры, к сожалению, не могут объединиться в закупочные группы, каждый вынужден самостоятельно искать поставщиков запчастей и выстраивать логистику с дружественными странами (хоть Hyundai, хоть Renault или Mazda), максимально увеличив объем закупок для получения хорошей цены, соответственно, наполняя неликвидом склад со съеданием оборотных средств. Но других вариантов пока нет, сетевые сервисы в этом направлении явно выигрывают.
Цены на запчасти за год выросли примерно на 50%. Омичи отреагировали соответственно: ездят до последнего, пока поломка не станет совсем уж критичной, расцветает гаражный ремонт узлов и агрегатов, продажа некачественных запчастей.
Резюмируя, отмечу, что мировая ситуация абсолютно рукотворная (мало чем отличается от ковидной или полупроводниковой), поэтому расклад на авторынке способен точно так же развернуться в другую сторону в любой момент. Наблюдаем, но не откладываем покупку или обновление автомобиля. Чем себя еще порадовать при таком количестве ограничений?
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 июня 2023 года.