Еще раз по поводу Красногорского гидроузла.
Вчера, 15 августа, экс-губернатор Омской области, а ныне президент Омского регионального общественного фонда «Духовное наследие» Леонид ПОЛЕЖАЕВ высказался об омском гидроузле. Высказался не только как бывший губернатор, но и как профессионал — инженер-гидротехник и заслуженный строитель Российской Федерации. Традиционно представляем его позицию полностью без» изъятий и контрибуций»:
— Заходишь в сеть, едва ли не каждый второй высказывает озабоченность по поводу состояния реки Иртыш. Впрочем, сети не нужны: все видно с берега.
Суждений много, разных. Как и в 2006-ом, когда Правительство Омской области в своем годовом плане действий впервые поставило задачу строительства регулирующего сооружения на реке Иртыш в створе села Красная горка. Идея была отвергнута с порога – так называемой общественностью. Пресса, экологи, политики, краеведы, просто жители города включились в резкую критику решения правительства. Началась борьба за «спасение» реки от волюнтаристского желания губернатора не только погубить Иртыш, но и Омь. Откройте ради интереса газеты тех лет. Многие омичи стали «гидрологами» и «гидротехниками». Доводы профессионального гидролога и гидротехника, бывшего разработчиком и руководителем строительства уникальной водохозяйственной системы СССР – канала Иртыш-Караганда, – не слышал никто. Вернее, не хотел слышать. А стоило бы прислушаться. Ведь схема водопользования реки Иртыш была разработана еще до войны и утверждена решением Совнаркома вместе со строительством Бухтарминской ГЭС. Кстати, это решение было подписано самим И.В. Сталиным. Подготовительные работы по возведению Бухтарминской ГЭС начались в 1939–40-х годах. Но война заставила остановить строительство. Схемой водопользования реки Иртыш предусматривалось строительство на территории Омской области трех низконапорных плотин, которые бы обеспечивали необходимые уровни воды в реке, для затопления пойменных лугов, судоходства и сохранения флоры и фауны реки.
В 50-х годах строительство Бухтарминской ГЭС возобновилось, и к середине 60-х годов она была введена в эксплуатацию. Старожилы должны помнить эти годы, когда на реке не было весеннего паводка. Весь сток реки был направлен на заполнение Бухтарминского водохранилища. Ущерб от отсутствия паводка оказался огромный. Были утрачены заливные луга Семипалатинской, Павлодарской и Омской областей, упал уровень реки в русле, пострадало рыболовство. В связи с этим, Совмин СССР принял решение о проведении ежегодных весенних попусков из Бухтарминского водохранилища для затопления пойменных лугов. Это решение временно сняло проблему, но в 80-х годах прошлого века вошла в строй еще одна гидростанция Иртышского каскада – Шульбинская ГЭС и ситуация вновь обострилась.
В системе единой энергосистемы Советского Союза как-то удавалось решить вопрос пополнения русла реки Иртыш переводом станций в разряд пиковых. Что такое пиковая работа гидроэлектростанции? Это включение станции в работу в период пиковых нагрузок единой энергосистемы – в утренние и вечерние часы. Администрации Омской области с начала 90-х годов удавалось согласовывать с Правительством Казахстана этот режим: весенние попуски в значительных объемах продолжались, но к началу нулевых годов все станции Иртышского каскада сменили собственников и все гидростанции перешли в режим постоянной генерации, что потребовало больших запасов воды в водохранилище. В это же время резко увеличилось водопользование реки Черный Иртыш в Китае и в центральном Казахстане. Руководство Омской области многократно ставило вопрос о решении Трансграничного деления стока реки Иртыш между Китаем, Казахстаном и Россией. Но по крайней мере одна из сторон на это не идет до сих пор.
Остается последнее – вернуться к довоенной схеме водопользования Иртышом в границах Омской области, т.е. сезонным регулированием стока вод, посредством низконапорных плотин. Этот принцип и был заложен в наш региональный план действий в 2006-ом. В следующем, 2007 году, Правительство Омской области внесло в Правительство России Проект постановления «О подготовке к празднованию 300-летия города Омска в 2016 году».
В эти мероприятия входило возведение ряда крупных инфраструктурных объектов: метро, Красногорского гидроузла, аэропорта. На встрече губернатора Омской области с Президентом России В.В. Путиным, последний заметил: «Не рано ли вы собрались праздновать?» Губернатор ответил: «Не рано. Выпить, сплясать и спеть мы можем и без подготовки, но юбилей города-милионника нужно встречать решениями, обеспечивающими его развитие». Президент здесь же подписал Указ о праздновании юбилея Омска. Следом было подписано и Постановление Правительства с перечнем всех мероприятий. В 2010 году начались подготовительные работы по строительству гидроузла и аэропорта.
Такова забытая всеми новейшая история. Однако то Постановление Правительства остается действующим до сих пор, нет решения об его отмене.
Прошло 12 лет. Почему не заработал гидроузел и омичи не увидели полноводный Иртыш и почему не поехали в омском метро, – вопрос к руководителям Омской области, управлявшим регионом после мая 2012 года. Искать иные причины бессмысленно, нужно просто это признать.
Интересы социально-экономического развития города Омска требуют от федеральных и региональных властей незамедлительных действий. Украшать город скверами, парками, газонами и лавочками, безусловно, нужно, но интересы его настоящего и будущего требуют других решений и действий иного масштаба. Для этого нужны только знания, энергия и политическая воля.