Заказ «Омскэлектро» обернулся для предпринимателя не только головной болью, но и убытками.
В августе Восьмой арбитражный апелляционный суд завершил рассмотрение апелляционной жалобы екатеринбургского ООО «Квантор-Строй» на решение Арбитражного суда Омской области от 25 января 2022 года по иску омского индивидуального предпринимателя Дениса РАЗИНА.
В первой инстанции РАЗИН добился удовлетворения своих исковых требований: взыскания с ответчика (ООО «Квантор-Строй») 670 тысяч рублей задолженности по договору от 01.11.2020 по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, которые заказчик (ООО «Омскэлектро») поручил подрядчику (ООО «Квантор-Строй») и 21 005 рублей неустойки за период с 23.05.2021 по 18.10.2021.
Жильцы домов Бородина, 39 и Стрельникова, 7, в которых проводил капитальный ремонт «Квантор-Строй» по заказу «Омскэлектро», пожаловались на промерзание квартир. Субподрядчиком работ на объектах выступал ИП РАЗИН. «Омскэлектро» не стало возлагать ответственность за устранение проблемы на своего подрядчика, а предпочло объявить новый тендер, заключив договор на ремонтные работы с ООО «СПК «Мегастрой». Заказчик объяснил все необходимостью спешного исполнения решения Центрального районного суда, обязавшего его устранить недостатки капитального ремонта домов Бородина, 39 и Стрельникова, 7. Существенный нюанс в том, что срок исполнения гарантийных обязательств на момент объявления тендеров еще не истек. «Квантор-Строй», по словам представителей «Омскэлектро», попросту игнорировал выставляемые ему претензии.
Субподрядчик настаивал, что в поставленные перед ним задачи и не входили работы по утеплению швов, как на то упирал екатеринбургский «Квантор-Строй», не желающий расплачиваться до конца с омским предпринимателем, а только по их герметизации. По словам строителя, только герметик и наружная заделка швов не обеспечат в квартирах тепло, так как это технически невозможно в хрущевках 335-й серии. Он также пояснял, что не отказывался от исполнения гарантийных обязательств, о существовании претензий ему стало известно только непосредственно в судебном процессе.
«Представляется справедливым и разумным утверждать, что обязанность проявить заботливость и осмотрительность по исправлению указанных недостатков лежит на обеих сторонах спора, которые, исполнив ее, могли избежать необходимость заказчику нести убытки в размере затрат, возмещаемых обществу «СПК «МегаСтрой». Риск устранения недостатков лежит как на подрядчике, так и на субподрядчике. Отсутствие должного сотрудничества и осмотрительности служит основанием для применения «смешанной» ответственности. Материалами дела подтверждается осведомленность сторон о некачественном выполнения работ по МКД на 19.10.2021 (более чем за год до сдачи работ после устранения недостатков вновь привлеченным подрядчиком – 15.11.2022). Допустив субподрядчика к выполнению работ в отсутствие письменного договора, в отсутствие полного пакета документов, необходимого при проведении подобного рода технически сложных, социально значимых работ, не опровергнув, что представленные материалы не повлияли на результат работ, недопустимо, чтобы ответственность нес исключительно субподрядчик в подобной ситуации. Общество «Квантор-Строй» в целом по делу занимало противоречивую позицию в отношении наличия (отсутствия) фактических обстоятельств», – указано в постановлении суда.
Восьмой арбитражный апелляционный суд постановил отменить решение Арбитражного суда Омской области и принять новый судебный акт: исковые требования РАЗИНА удовлетворить частично, взыскать в его пользу с ООО «Квантор-Строй» 670 тысяч рублей основного долга, 10 294 рубля неустойки, 16 559 рублей по уплате госпошлины по первоначальному иску, 34 703 рубля за проведение экспертизы ООО «Центр судебной экспертизы и оценки». Однако частично удовлетворены и встречные исковые требования «Квантор-Строя»: с РАЗИНА в пользу компании постановлено взыскать 872 549 рублей убытков, 13 506 рублей госпошлины и 10 734 рублей за проведение экспертизы. После зачета первоначальных и встречных исковых требований и судебных расходов РАЗИН должен «Квантор-Строю» 143 763 рубля. И с истца, и с ответчика постановлено взыскать средства за проведение экспертизы ООО «СургутГлавЭкспертиза» (61 965 рублей с РАЗИНА и 168 535 рублей с «Квантор-Строя»), а также за подготовку и участие в судебном заседании эксперта ООО «Архитектура и акустика» (2065 рублей и 7012 рублей).
РАЗИН намерен подать кассационную жалобу:
– Все, о чем мы говорили девять месяцев, не вошло в постановление. По договору субподряда у нас два способа устранения недостатков и оба в натуре. Предъявление расходов или убытков возможно только в случае нашего отказа от своих обязательств. «Квантор-Строй» предъявил требование об устранении недостатков только тогда, когда почти 20 дней на домах уже работал «Мегастрой» по договору с «Омскэлектро». То есть нам и не дали выполнить свои обязательства, хотя мы говорили в суде и указывали в письменных отзывах, что если судом будет установлена наша вина, мы все исправим за свой счет. Суд, кстати, почему-то принял встречный иск «Квантор-Строя» без оплаты госпошлины, при подаче апелляционной жалобы пошлина также не была оплачена, копии жалобы всем участникам процесса не направлялись. Компания не понесла ни копейки убытков, доказательств оплаты «Омскэлектро» расходов по устранению недостатков тоже не было представлено. Судьи, описывая в постановлении отказ нам в экспертизе, ссылаются на якобы необоснованность возражений по объему и качеству работ «Мегастроя», хотя мы предоставляли письмо прокуратуры Советского округа, которая по результатам проверки установила завышение объема стоимости материалов на 400 тысяч рублей! Это письмо есть в материалах дела, но его никто не принял во внимание. Также мы предоставляли фото и видео работ, на которых видно как «Мегастрой» использовал часть нашего материала и работ.
Напомню, что Октябрьский районный суд рассматривает уголовное дело в отношении директора по развитию и инвестиционной деятельности АО «Омскэлектро» Максима НИКОЛАЕНКО, обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями (ч.1 ст.285 УК РФ) и халатности с причинением особо крупного ущерба (ч.1.1 ст.293 УК РФ). По версии следствия, с апреля по декабрь 2020 года менеджер «Омскэлектро» незаконно обеспечил подписание актов технической готовности о приемке выполненных работ и справок о стоимости при проведении мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в Омске. По подсчетам следователей, материальный ущерб бюджету города составил более 3 миллионов рублей. Кроме того, как гласит обвинительное заключение, с сентября 2019 по март 2020 года обвиняемый обеспечил незаконное распоряжение средствами субсидии, имеющей целевое назначение, что повлекло наступление последствий в виде дискредитации и подрыва авторитета органов местного самоуправления, особо крупного ущерба бюджету города на сумму более 10 миллионов рублей.
Речь о ремонте домов на Ленинградской площади 1 и 3. По этим двум домам УФК по Омской области установило, что из 27,5 миллиона рублей, которые заплатило «Омскэлектро» «УК на Рабкоровской» (миллиардная субсидия была распределена по управляющим компаниям), 10 миллионов оказались приписками. Управляющая компания предъявила к АО «Омскэлектро» иск о возврате неосновательно полученных денежных средств и выиграла суд. Подрядчиком на объектах выступало ООО «Квантор-Строй».
«Коммерческие Вести» публиковали несколько репортажей из зала суда. На одном из последних заседаний был допрошен Денис РАЗИН. Он настаивал, что НИКОЛАЕНКО сделали крайним в этой преступной истории, а на скамье подсудимых на самом деле должен находиться генеральный директор АО «Омскэлектро» Андрей ЖУКОВСКИЙ. Предприниматель и в суде общей юрисдикции заявил, что подрядчик – «Квантор-Строй» – не предъявлял к нему никаких претензий по поводу качества работ. Множество замечаний к качеству других видов работ были у сотрудников стройконтроля, и по информации свидетеля, руководство «Квантор-Строя» угрожало специалистам надзорной организации, чтобы те не приходили с инспекцией на ими ремонтируемые объекты.
Фото © yandex.ru/maps
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 августа 2023 года.