Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Наталья ДОХВАТ, начальник ГУ контрактной системы Омской области: «Мы идем к структурированному контракту, который начнет применяться с 1 апреля 2024 года»

21 января 2024 09:30
0
2412

Госзакупки неуклонно оцифровываются. 

В конце декабря в конференц-зале Центра «Мой бизнес» состоялась встреча предпринимателей с начальником Главного управления контрактной системы Омской области Натальей ДОХВАТ.

Она рассказала об изменениях законодательства в сфере закупок. Цитирую ее выступление:

– Будем надеяться, что в 2024 году непрекращающиеся видоизменения 44-го федерального закона немножко притормозят – по информации Минфина РФ, все ключевые изменения закона уже приняты, будет только точечная настройка.

Хочу сказать пару слов о документах, которые вы размещаете в единой информационной системе, на электронных площадках и непосредственно заявке. В тексте закона и подзаконных актах сказано, что ответственность за достоверность информации, которая там содержится, несет тот, кто ее размещает. Поэтому, единожды закинув туда свои документы, не забывайте про их актуализацию – у вас же все равно периодически что-то меняется в компании. Очень часто бывают проблемы с адресами участников закупок: он должен содержать наименование населенного пункта, улицу, номер дома, номер офиса при наличии.

Гораздо больше проблем с документами тех, кто участвует в закупках свыше 500 тысяч рублей. Документ о соответствии дополнительным требованиям, напоминаю, размещается на электронной площадке не в момент подачи заявки, а чуть раньше. Есть два варианта предоставления информации: вы полностью сами все документы предоставляете либо даете ссылку на номер реестровой записи. Это удобно: вам не нужно скачивать или копировать документы. Но у многих участников есть впечатление, что если они представили номер реестровой записи, то это автоматически означает, что контракт однозначно подойдет. К сожалению, это не так. Не поленитесь, потратьте полчаса, сами зайдите в реестр и проверьте, что там все документы есть.

Что нужно для того, чтобы признать ваш контракт соответствующим? Во-первых, сам контракт в полном объеме – договор со всеми приложениями. Не выкидывайте, пожалуйста, «лишние» страницы. Сумма по актам выполненных работ, товарным накладным должна соответствовать цене контракта копейка в копейку – железное правило. Только в этом случае контракт можно считать исполненным. Во-вторых, в некоторых случаях требуются дополнительные документы. Если речь идет о стройке, например, нужно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При поставке продуктов питания надо предоставить, как правило, очень объемный пакет актов о приемке, потому что продукты зачастую поставляются мелкими партиями.

Еще одна новация, по которой только-только нарабатывается практика, – структурирование характеристик объекта закупки. Они указываются с использованием единой информационной системы. Причем происходит заполнение интерактивных экранных форм, а не просто прикрепление файлика. С 1 октября всех заказчиков обязали все раскладывать по полочкам. Сначала выбирается тип характеристики – качественная или количественная. Для количественных указывается предлагаемое значение. Если в КТРУ характеристик нет, то заказчик пишет свои характеристики, вводит вручную.

Ради чего все эти мучения? Мы идем к структурированному контракту, который начнет применяться с 1 апреля 2024 года. Следующий шаг – перенос характеристик, описания закупки, заявки в цифровой контракт. То есть мы будем подписывать уже структурированные цифровые контракты.

Информация, которая заполнена в единой информационной системе в структурированной форме, имеет приоритет перед тем, что заказчик пишет в прикладываемых файлах. Когда мы перейдем на структурированный контракт, что-либо поменять там будет невозможно, поэтому лучше чтобы противоречий не было. Прикрепить какой-то файл вам, конечно, никто не запрещает, эта возможность осталась, но вопрос: надо ли это делать? По идее в описании объекта должны быть указаны все характеристики. Если мы прикрепляем что-то еще, у нас возникает проблема расхождения.

У нас часто бывают ситуации, когда участники, которые делают предложения о выполнении работ, где в принципе кроме согласия ничего не требуется, любят прикрепить какую-нибудь смету, перечень материалов или еще что-нибудь. Мы это, естественно, тщательно читаем и проверяем, хотя по закону это не требуется, но раз участник предложил, значит, он хочет обратить на это внимание. На этапе подготовки закупки оказывается, что извещение немножко видоизменилось, и получается, что смета другая. В итоге нам приходится все это анализировать и говорить, что, увы, господа, вы не выразили согласие с нашими условиями, и, по сути, предлагаете что-то другое. Поэтому золотое правило: никаких лишних документов.

Что касается списания неустойки, то в прошлом году появились новые основания в связи с санкциями и мобилизацией. Претендовать на списание неустойки можно только при исполненном контракте. История с коронавирусной инфекцией, слава богу, ушла в прошлое, этим практически никто сейчас не пользуется. Списание неустойки, связанной с ростом цен на строительные материалы и так далее, тоже практически в прошлом.

Если заказчик списал неустойку, об этом нужно сделать отметку в реестре контрактов. Если никакой информации не будет, за вами этот контракт так и будет висеть, что он у вас исполнен с какими-то нарушениями.

Уже вроде полтора года норма действует, но до сих пор некоторые заказчики спотыкаются, устанавливая большие сроки оплаты. Для конкурентных процедур не более 7 рабочих дней срок оплаты должен быть установлен. Если контракт подписывается без подписания документов приемки, без использования единой информационной системы, максимально 10 рабочих дней. Даже в маленьких прямых договорчиках через электронный магазин, 10 рабочих дней это предел – больше быть не может. Единственное, для контрактов с допуском к гостайне может быть 20 дней, но это не очень распространенная история.

Был ко мне вопрос, что такое доведенные лимиты бюджетных обязательств. Я подозреваю, что он связан с обоснованием начальной максимальной цены контракта. Мы, как уполномоченный орган, не обладаем функциями контроля в сфере закупок и не можем проверить, действительно ли у заказчика столько средств, сколько он заявляет – это может сделать только контроллер. Если заказчик говорит, что у него именно столько денег, нам, конечно, приходится верить ему на слово.

Был вопрос по начислению пени по 44-ФЗ. Ключевая ставка растет в этом году: чем она выше, тем больнее неустойка для исполнителя по контракту. К сожалению, этим рулит Центробанк, мы помочь ничем не можем, придется пока потерпеть.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 декабря 2023 года.

Фото автора



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.