Афера 21-го века, или Преступление без наказания».
Скоро уже мы расстаемся с героем публикаций последних пяти лет – генеральным директором АО «Омскэлектро» Андреем Александровичем ЖУКОВСКИМ и его сподвижниками в деле успешного освоения миллиардной бюджетной субсидии. Хотелось бы надеяться, что не насовсем, и нас ждут интересные репортажи из зала суда.
А появление следующих материалов, уже в федеральных средствах массовой информации, будет зависеть от одного: дадут реальный ход заявлению, которое публикую ниже, или будут спускать дело на тормозах.
«Прокурору Омской области
государственному советнику юстиции 3 класса
А.Е. АФАНАСЬЕВУ
от гражданина РФ А.В. ЛИХАЧЕВА
ЗАЯВЛЕНИЕ о совершенном преступлении.
В январе 2020 года мною подано заявление в прокуратуру Омской области о совершении группой неустановленных лиц из числа должностных лиц Администрации города Омска и АО «Омскэлектро» в 2019 – 2020 годах преступлений, связанных с неправомерным завладением бюджетными средствами из бюджета города Омска в размере одного миллиарда рублей, выделенными целевым образом для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по судебным решениям за счет средств субсидии из федерального бюджета.
Данные чиновники, действуя совместно и согласованно между собой и неустановленными должностными лицами АО «Омскэлектро», вместо того чтобы передать поступившие в бюджет г. Омска средства субсидии из вышестоящего бюджета Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов (ст. 190.1 ЖК РФ) и (или) управляющим организациям конкретных домов (ст. 165 ЖК РФ), явно выйдя за рамки должностных полномочий, подписали неправомерное постановление Мэра города Омска от 16.12.2019 года № 816-п, на основании которого провели так называемый отбор получателей субсидий, не предусмотренный жилищным законодательством, а затем, даже видя неверное и неполное представление документов со стороны АО «Омскэлектро», все же в нарушение своего же постановления об отборе предоставили ему субсидию и не изъяли ее впоследствии, ни когда данные факты были обнародованы, ни когда истек срок действия Соглашения № 907-865 о предоставлении из бюджета города Омска субсидий, а со стороны неустановленных должностных лиц АО «Омскэлектро» – полагаю также признаки преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ «Мошенничество», так как главное для состава преступления по данной статье – умысел – легко доказывается, ведь оформить и представить на отбор недостоверные документы (акты осмотра технического состояния многоквартирных домов (дефектные ведомости) и сметы) на сотни домов нельзя без умысла, а можно только специально, желая получить незаконным путем бюджетные средства, добиться преступного результата, что и было реализовано группой неустановленных лиц.
По поручению прокуратуры г. Омска проверку моего и ряда представителей домов заявлений (КУСП 16378/80161 от 08.04.2020 года) проводил оперативный работник подполковник полиции О.Н. КУЗНЕЦОВ, который усмотрел в действиях группы неустановленных должностных лиц признаки преступлений, предусмотренных статьями 159 («Мошенничество»), 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») и 286 («Превышение должностных полномочий») УК РФ.
В мае 2020 года документы были переданы для дальнейшей процессуальной проверки в отдел по расследованию преступлений в сфере экономики следственного управления УМВД России по г. Омску, где приняты к производству старшим следователем майором полиции В.Г. КОЖЕМЯКИНЫМ.
В ходе проверки указанный следователь никаких мероприятий, на которые имел право в рамках статьи 144 УПК РФ, не осуществил, хотя об этом неоднократно поступали ходатайства заявителей (не произвел выемку актов осмотра (дефектных ведомостей), на недостоверный характер которых указывали заявители, экспертизу достоверности смет и т. д.), а 19 августа 2020 года вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях должностных лиц признаков указанных выше преступлений.
Единственным аргументом, изложенным в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, являлись результаты опроса работников АО «Омскэлектро», указавших, что действительно на объектах не были, но составили акты осмотра, дефектные ведомости и сметы по Интернету, используя данные систем «ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ».
Посмотреть в компьютере эти информационные базы, видимо, следователю было не судьба, поскольку они содержат только общие данные о доме – адрес, число подъездов и этажей и т. п., но никак не позволяют получить сведения о площадях конструктивных элементов, диаметрах и длинах трубопроводов и все другое, что необходимо для подготовки любой дефектной ведомости и сметы.
В отношении остальных 14 аргументов заявителей в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела просто ничего не сказано, из чего можно заключить, что эти доводы вообще не проверялись.
Более того, подписав данное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела 19 августа 2020 года, в нарушение требований УПК РФ следователь заявителям ничего не сообщил, хотя позднее встречался с ними, и заявители узнали о вынесенном по их заявлениям процессуальном решении только в декабре 2020 года, когда Арбитражный суд Омской области, где шел гражданский процесс, запросил материалы из следственного органа.
При таких обстоятельствах 21.12.2020 года мною подано заявление в прокуратуру Омской области об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. 15.01.2021 года и.о. прокурора города Омска С.А. КАРТАВЦЕВЫМ вынесено постановление о признании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела необоснованным и его отмене.
Параллельно по поручению прокурора Омской области от 18.09.2020 № 7/2-17-2020 Управлением Федерального казначейства по Омской области в период с 05.11.2020 по 28.12.2020 проведена внеплановая выездная проверка использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации, по итогам которой составлен акт от 28.12.2020 года, подтвердивший фактическими материалами все наши выводы о неправомерных действиях должностных лиц и дополнивший перечень совершенных правонарушений нецелевым использованием бюджетных средств, о чем мы ранее, естественно, знать не могли.
А.А. ЖУКОВСКИМ данный акт был оспорен в вышестоящем органе Федерального казначейства, поэтому в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Омской области от 25.03.2021 № 22-кд в период с 20.04.2021 по 01.07.2021 проведена повторная внеплановая выездная проверка АО «Омскэлектро» уже в ином персональном составе контролеров-ревизоров, по итогам которой составлен акт от 01.07.20211 года, где указано еще больше фактов, подтверждающих совершенные преступления, чем в акте первой проверки от 28.12.2020 года.
14.02.2021 через одного из депутатов Государственной Думы Российской Федерации удается вручить Генеральному прокурору Российской Федерации И.В. КРАСНОВУ заявление о совершенном преступлении, уже с приложением первого акта УФК по Омской области.
В итоге 05 апреля 2021 года следователем по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления СК РФ по Омской области полковником юстиции Д.А. ПОНУРОВСКИМ возбуждено уголовное дело № 12102520036000007 по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, в отношении неустановленных лиц Администрации г. Омска и неустановленных должностных лиц АО «Омскэлектро».
В Администрации г. Омска и АО «Омскэлектро» происходят обыски и выемки документов. Материалы проверки по моему первому заявлению на имя прокурора Омской области (КУСП 16378/80161 от 08.04.2020 года) также изымаются из УМВД России по Омской области и приобщаются к уголовному делу.
В течение 2021 года полковником юстиции Д.А. ПОНУРОВСКИМ следствие было практически завершено, я лично и другие известные мне лица как из числа должностных лиц, так и из числа представителей домов были неоднократно допрошены, к делу приобщены материалы повторной внеплановой проверки УФК по Омской области.
В декабре 2021 года материалы направлены в прокуратуру Омской области для получения необходимых согласований перед направлением дела в суд, однако бывшим прокурором Омской области в подписании документов по делу было отказано, а направлено требование провести дополнительные следственные действия для более точного определения размера ущерба, нанесенного собственникам помещений в многоквартирных домах.
Следователем, как и мною лично, данное требование расценено как попытка воспрепятствовать передаче в суд фактически расследованного дела, поскольку состав преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» формален, и преступление считается совершенным с момента подписания фигурантами незаконных документов, в данном случае – Постановления Администрации города Омска от 16.12.2019 года № 816-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 19 января 2018 года № 40-п» и Соглашения Администрации г. Омска и АО «Омскэлектро» № 907-865 «О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов», согласно которому 26.12.2019 года АО «Омскэлектро» перечислена бюджетная субсидия на выполнение указанных работ в размере 997 миллионов 611 тысяч 030 рублей 59 копеек.
Они уже превысили должностные полномочия вне зависимости от наличия ущерба собственности третьих лиц, бюджету и размера этого ущерба.
Как указано в постановлении о возбуждении уголовного дела:
«В период с 16.08.2019 по 31.12.2019 неустановленные должностные лица Администрации г. Омска, АО «Омскэлектро», находясь на территории г. Омска, совершили превышение должностных полномочий, т.е. действия, явно выходящие за пределы их полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства, при предоставлении и использовании субсидии на обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов на территории г. Омска, грубо нарушая регламентированный нормативными правовыми актами порядок деятельности органов местного самоуправления и муниципального образования, необоснованно создали условия, при которых АО «Омскэлектро» получило экономически выгодную возможность подписания соглашения о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, т.е. последнему необоснованно предоставлены выгоды имущественного характера, в результате чего существенно нарушены права и законные интересы граждан, лишенных права выбора подрядчика для выполнения работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также охраняемые законом интересы общества и государства, что повлекло наступление последствий в виде дискредитации и подрыва авторитета органов местного самоуправления, причинены тяжкие последствия в виде материального ущерба бюджету г. Омска на сумму не менее 573 823 518, 96 руб.» (Последняя цифра – это размер нецелевого использования).
Далее дело передано для дальнейшего расследования другому следователю – капитану юстиции А.С. ПЕЛЯКУ, и неустановленными должностными лицами Прокуратуры Омской области и Следственного управления Следственного Комитета РФ по Омской области, по моему мнению, вопреки интересам службы, совершены действия по «развалу» расследованного уголовного дела с целью увода преступников от уголовной ответственности.
С этой целью, в нарушение требований ст. 153 УПК РФ, указанное выше уголовное дело соединяется в одно производство с возбужденным 08.04.2021 года уголовным делом о том, что неустановленные лица «подписали документы об оплате якобы выполненных работ на объектах капитального ремонта, которые фактически не выполнены, в результате чего существенно нарушены права и законные интересы граждан, а также причинены тяжкие последствия в виде нереализованных мероприятий по содействию развитию инфраструктуры г. Омска, а также в виде материального ущерба бюджету г. Омска на сумму не менее 10 026 011, 54 руб.».
Не случайно изначально старший следователь по особо важным делам Д.А. ПОНУРОВСКИЙ возбуждал не одно уголовное дело, а два разных дела, так как ни под первый пункт ч. 1 ст. 153 УПК РФ, ни под второй диспозиция данных дел не подходит: нескольких лиц, совершивших одно преступление в соучастии, нет – раз обвинение выдвинуто только против одного М.В. НИКОЛАЕНКО, а второй вариант: совершение нескольких преступлений одним липом – также исключен, поскольку М.В. НИКОЛАЕНКО в силу малозначительности своей должности всяко не мог подписать ни Постановление Администрации г. Омска, ни Соглашение о получении АО «Омскэлектро» денежных средств, ни платежные поручения.
Кроме того, объединяя уголовные дела, следователь и прокурор не могли не видеть, что, во-первых, по природе своей превышение должностных полномочий совершено и окончено вне зависимости от ущерба, тогда, когда еще не было известно вообще: будет ли ущерб и каким будет его размер, так как ремонт еще не начался (почему следователь и отказался признать потерпевшими представителей домов), а также то, что вообще два этих уголовных дела касаются разных бюджетных субсидий: в одном случае воровали первый миллиард на фасады по гостевому маршруту, а во втором случае воровали второй миллиард – на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Весь 2022 год занимались пустой малозначительной работой: было создано пять оперативно-следственных групп, следователи и оперативные работники ходили по домам с участием свидетелей из числа собственников помещений и работников УК и замеряли: где метр трубы украли или банку краски недокрасили. В итоге намерили аж на целых три миллиона рублей из одного миллиарда – хотя не могли не понимать, что в 21 веке крупные аферы совершаются не здесь, где принимающих чиновников в комиссии больше, чем самих рабочих.
В утвержденном бывшим прокурором Омской области обвинительном заключении не нашлось места ни для принятого с превышением должностных полномочий незаконного постановления Администрации города Омска № 816-п, с которого все преступление стало возможным, ни для представления АО «Омскэлектро» в Администрацию города Омска недостоверных документов, ни для передачи федеральной субсидии АО «Омскэлектро», не представившему положенных даже по этому незаконному постановлению документов.
Оказывается, превысил должностные полномочия один М.В. НИКОЛАЕНКО – лишней краски и труб списал на три миллиона рублей.
Иными словами, фактически следствие окончило расследованием и передало в суд второе уголовное дело – от 08.04.2021 года – о превышении должностных полномочий при приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
А первое уголовное дело от 05.04.2021 года, также по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, касающееся изначальных условий совершения последующего преступления М.В. НИКОЛАЕНКО: подписания незаконного постановления Администрации г. Омска, представления недостоверного и неполного пакета документов АО «Омскэлектро» на отбор получателей субсидии и подписания незаконного Соглашения и фактической передачи бюджетных денежных средств АО «Омскэлектро», – осталось нерасследованным.
Всего этого как бы и нет теперь вообще в юридическом смысле, и все нужно начинать сначала. На это и был умысел тех должностных лиц, кто разваливал уголовное дело. Что ж, начнем все сначала.
Когда в ноябре 2022 года я подал документы на личный прием у прибывавшего в Омск Генерального прокурора РФ И.В. КРАСНОВА с заявлением о невыполнении его поручения и волоките при расследовании указанного выше уголовного дела, срочно оформили необходимые документы и передали в суд дело о превышении должностных полномочий М.В. НИКОЛАЕНКО. Назвать вещи своим именем – обманули генпрокурора, так как он же не будет вникать в вопросы: тот номер дела или другой, кто конкретно там подозреваемые. Дело расследовано, обвинительное заключение утверждено прокурором, дело передано в суд. Волокиты нет, преступник понесет заслуженное наказание.
В связи с изложенным ответственно заявляю, что в силу малозначительности своей должности находящийся на скамье подсудимых заместитель генерального директора АО «Омскэлектро» М.В. НИКОЛАЕНКО никак не мог совершить преступные действия, инкриминируемые следствием первоначально по уголовному делу от 05.04.2021 года № 12102520036000007.
Если только не предположить, что этот тип зловредно с целью навредить мэру города и А.А. ЖУКОВСКОМУ подобрал ключи от кабинета мэра, утащил фирменные бланки и сам наваял и подписал за О.Н. ФАДИНУ незаконное постановление № 816-п, а потом по дороге от АО «Омскэлектро» в Администрацию города Омска подменил правильные акты осмотра домов и сметы на недостоверные, при этом часть из них вообще выкинул в урну, чтобы пакет был неполным – то концы с концами не сходятся.
Утверждаю, что преступление, если описывать кратко, произошло при следующих обстоятельствах».
Конец гарантии
Вторая часть заявления на имя прокурора Омской области будет опубликована в следующем номере.
Не могу не обратить внимание читателей на недобросовестность руководства АО «Омскэлектро». Раз вам дали субсидию, там законно или незаконно – вы ее получили, освоили. Вы прекрасно знаете о том, что срок гарантии на работы по капитальному ремонту – пять лет. На будущий год срок гарантии истекает – видимо, именно этого они и ждут. Если бы хотели, заботились о людях, о собственной репутации – давно проехали бы комиссионно по отремонтированным домам и подали исковые заявления к подрядным организациям.
А пока подают иски к подрядчикам только тогда, когда люди начинают на АО «Омскэлектро» писать жалобы.
Так, совсем недавно вступило в силу постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.04.2024 № Ф04-1011/2024 по делу № А46-4818/2023 об обязании… правильно, угадали – бессменного подрядчика АО «Омскэлектро» – екатеринбургского ООО «Квантор-Строй» – выполнить гарантийные обязательства по договору подряда не ремонт крыши дома по ул. 20 Партсъезда, 60, взыскании судебной неустойки.
Как следует из постановления окружного арбитражного суда, «В период гарантийного срока в адрес истца поступили обращения от собственников жилых помещений МКД с указанием на недостатки в выполненных ответчиком работах.». «25.02.2021 специалистом составлено заключение № 1-02/2021 по результатам обследования крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 20 Партсъезда, 60, после проведения капитального ремонта. В соответствии с актом осмотра от 07.06.2023, составленным ООО УК «Солнечный город», установлено наличие аналогичных недостатков, что свидетельствует об их не устранении». (В течение двух лет. – Прим. автора).
«Решением от 10.10.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 27.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, суд обязал ООО «Квантор-Строй» в течение тридцати календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу безвозмездно устранить недостатки работ по договору от 27.02.2020 № 312-29/20, выполнив гарантийные обязательства на объекте многоквартирный дом № 60 по улице 20-го Партсъезда в городе Омск, а именно:
– на потолочное покрытие из железобетонных плит со стороны чердачного помещения уложить пароизоляционный материал;
– выполнить крепление "Полирекса" к фановым канализационным трубам;
– выполнить утепление вентиляционных шахт;
– удалить строительный мусор в месте устройства мауэрлата;
– произвести замену вертикально установленных ног из бруса имеющих трещины по всей длине конструкции;
– установить в стропильной системе крыши отсутствующие деревянные элементы, которые должны обеспечивать устойчивость крыши от ветровой и снеговой нагрузки, в продольном направлении;
– устранить нарушения в соединении деревянных элементов верхнего (конек) прогона крыши, выполненного с нарушением строительных норм;
– установить опорные ноги прогонов крыши в местах устройства стыков;
– в стропильной деревянной системе крыши установить элементы в виде диагонально расположенных распоров между вертикальными опорными стойками крыши, обеспечивающие устойчивость в продольном направлении крыши;
– заменить вертикально установленные опорные ноги, выполненные из пиломатериала, имеющего трещины глубиной до 5 см;
– утеплить быковы (горизонтально расположенные кирпичные воздуховоды) с боковых сторон».
Это все, что нужно знать о капитальном ремонте от АО «Омскэлектро». Кто и как принимал эти работы, подписывал акт? Чтобы понимали неспециалисты: пароизоляция – это такая пленка, которая подшивается к обрешетке кровли – если члены комиссии правда были на чердаке – как можно было не заметить, что ее там просто нет?
Если по-русски, тут написано, что полкрыши нужно переделывать – они даже не всюду разместили пароизоляцию и не оборудовали должным образом основную несущую часть крыши – стропильную систему. И у подрядчика комиссия приняла работы – а следователи и прокуроры рассказывают омичам про ущерб всего 3 миллиона рублей. Да такая крыша вовсе не имеет потребительной стоимости, за нее нельзя было платить деньги – раз она не соответствует требованиям и эти несоответствия неустранимы без замены элементов каркаса крыши – стропильной системы. Это не просто покрасить цоколь – когда даже один элемент стропильной системы заменяется – требуется проверка, чтобы не расшаталась. А тут половину конструкции менять – проще новую построить.
В связи с этим резюме для тех, кто нас читает и где на домах был ремонт. Советую обратиться официально в свою управляющую организацию, ТСН, ТСЖ, ЖСК, чтобы провели совместно с собственниками внеочередной осмотр отремонтированной капитально части общего имущества – вы на это имеете право в силу требований постановления Правительства РФ № 491, кто бы что другое вам ни говорил. Нужно составить акт, направить заявления в департамент городского хозяйства Администрации г. Омска и в АО «Омскэлектро». Время летит быстро – гарантийный срок назад не вернуть.
Выступая с пламенной обвинительной речью в горсовете, когда за правду выгоняли депутата Юрия ФЕДОТОВА, г-н ЖУКОВСКИЙ по стенограмме, в частности, сказал: «Мы, коллеги, еще долго можем об этом говорить, но на самом деле все написали, информация у вас есть. Вопрос, на мой взгляд, достаточно простой. Мы все взрослые люди, видим, что происходит. Сейчас идет война. Это бизнес-война, не политика. Тут нет никаких партий, целей, которые бы касались власти. Это чисто деньги». Ни убавить ни прибавить, ведь прав Андрей Александрович.
Александр ЛИХАЧЕВ, председатель Общества потребителей в сфере ЖКХ.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 апреля 2024 года.
Фото Максим КАРМАЕВ