Однако действующие преподаватели вузов не видят уникальности в инициативе.
В сентябре в «Точке Кипения Омск» в рамках первого фестиваля цифровых технологий «ОмФест 2024» состоялась конференция «Цифровые Кадры 2024».
На ней технический директор IT-компании Effective Алексей КОРОВЯНСКИЙ (на фото) выступил с предложением создать в Омске передовую ИТ-кафедру при поддержке Ассоциации цифрового развития Омской области «Омская Цифра», соучредителем которой он является. Спикер подчеркнул: в ассоциацию входит более 20 омских компаний более чем с двумя тысячами сотрудников и суммарным оборотом более 2,5 млрд рублей. Как бизнес, все эти предприятия заинтересованы в увеличении выручки, а значит, нуждаются в высококвалифицированных кадрах.
– Мы уже оказываем широкое содействие омским вузам и колледжам, – отметил КОРОВЯНСКИЙ и привел конкретные примеры: это и курсы по мобильной разработке, веб-разработке, тестированию для факультета информационных технологий и компьютерных систем ОмГТУ, и проектная деятельность на летних каникулах в проекте Student Labs, и помощь в открытии Центров AstraLinux и IBS (Luxoft) на базе СибАДИ, развитие технологического предпринимательства там же в рамках Акселератора -0+500. В качестве индустриальных партнеров участники «Омской Цифры» сотрудничают с ФЦТК ОмГУ, оказывают содействие в профориентации школьников, помимо этого участвуют в маркетинговых кампаниях вузов с целью привлечения абитуриентов на IT-направления.
КОРОВЯНСКИЙ заявил, что у него с коллегами находится в разработке проект создания кафедры для подготовки высококвалифицированных IT-специалистов по направлению «Программная инженерия». Первые 60 студентов «Омская Цифра» намерена, в идеале, набрать уже в 2025 учебном году:
— Мы открыты к диалогу и ищем содействия федеральных компаний в части формирования образовательной программы, а также вузов, потому что еще не решили, в каком хотели бы видеть нашу кафедру. Не пытаемся объять необъятное: попытаемся за четыре года подготовить качественных специалистов – программистов и специалистов по тестированию.
Предприниматели готовы оплачивать часы работы индустриальных преподавателей и помогать в разработке образовательной программы, участвовать в роли индустриальных партнеров на проектной деятельности, организовывать и проводить образовательные мероприятия для студентов.
Заведующий кафедрой компьютерной математики и программного обеспечения факультета цифровых технологий и кибербезопасности ОмГУ Руслан СИМАНЧЕВ поинтересовался, почему предприниматели определили в первый набор именно 60 студентов. КОРОВЯНСКИЙ ответил, что именно на этой цифре у них стали сходиться экономические расчеты, а значит проект способен быть рентабельным:
– С точки зрения финансирования возможны как государственные места, так и коммерческие. Но мне кажется, омичи не ломятся четыре года платно учиться на айтишников. Поэтому мы в первую очередь рассчитываем на бюджетные места.
КОРОВЯНСКИЙ даже представил примерную образовательную программу, разработанную при участии доцентов факультета информационных технологий и компьютерных систем ОмГТУ Ольги КАНЕВОЙ и Татьяны ФИНК. В качестве референсов были использованы факультет компьютерных наук Высшей школы экономики (Москва), Иннополис (Казань) и факультет прикладной математики, информатики и механики Воронежского государственного университета:
– Мы готовы финансово взять на себя введение в разработку программного обеспечения, веб-дизайн и веб-разработку, сетевые технологии, кросс-платформенную разработку, операционные системы, мобильную разработку, тестирование и автоматизацию, информационную безопасность, системный анализ, технологическое предпринимательство, HR и рекрутинг и многое другое. Проектная деятельность в нашей программе начинается с первого курса. На третьем и четвертом курсе больше прикладных дисциплин.
«Я посмотрел на программу и не увидел практически ни одного незнакомого слова. Мы очень часто говорим о необходимости включения фундаментальных разделов, но у вас их мало», – покритиковал СИМАНЧЕВ.
КОРОВЯНСКИЙ попытался поспорить: есть, мол, и алгебра, и дискретная математика, и логика, и теория вероятности, и теория алгоритмов и так далее. Да, если требовалось воспитать людей, способных писать собственные нейронные сети, понадобилась бы другая программа, но омским предпринимателям нужны именно программные инженеры, и они не пытаются решить все проблемы сразу:
— Мы готовы содействовать в создании и других направлений, просто начать предлагаем именно с этого.
Руководитель центров разработки Т-Банка по Уралу и Сибири Елена КОЗЛОВА, приехавшая на форум из Екатеринбурга, поинтересовалась, зачем программистам обучение DevRel – отношениям с разработчиками. КОРОВЯНСКИЙ объяснил:
– На IT-факультетах всегда достаточно людей, которые пришли учиться, но не хотят работать программистами. На наш взгляд, обучив их организаторским способностям, мы сможем задействовать их в профильных проектах для связей с общественностью.
Поддержала омского спикера столичная гостья, начальник отдела развития образовательной среды ООО «Открытая мобильная платформа» Мария ПОЛЯКОВА:
– Когда мы просим наших специалистов рассказать студентам о нашем продукте, представить его на конференции, сталкиваемся с массой трудностей. Пытаемся, конечно, прокачивать скиллы наших опытных разработчиков… Но для взрослых бородатых дядей это сложно! Так что я полностью поддерживаю идею учить начинающих разработчиков уметь представлять свои идеи и результаты своих трудов.
Вступился за коллегу и президент Ассоциации цифрового развития Омской области «Омская цифра», директор отделения собственных платформ в компании IBS Константин КУРДЮМОВ, также участвовавший в проектировании образовательной программы пока еще не существующей IT-кафедры:
– Идея, конечно, не в том, чтобы воспитать деврела или рекрутера. Но мы считаем важным, чтобы студенты с самого начала понимали важность найма и развития персонала, зачем нужны деврелы и эйчары. На мой взгляд, это лишь символическая часть программы, чтобы выпускаемые специалисты знали, чем занимаются они сами и их коллеги по отрасли.
Заведующий кафедрой «Автоматизированные системы обработки информации и управления» ОмГТУ Алевтина БЕЛИК обратила внимание, что представленная предпринимателями программа обучения, по сути, не отличатся от того, что уже предлагает факультет информационных технологий и компьютерных систем, который она представляет:
— Может, вам проще сразу прийти к нам на кафедру?! Дисциплины совпадают один в один.
«Не изобретаете ли вы велосипед, да?!» – откликнулся с места СИМАНЧЕВ.
– Здесь много кубиков, которых всем хорошо знакомы, из которых составляются образовательные программы, но я не согласен с ним, что это повтор. Если бы это существовало, мы бы уже видели результаты, – парировал КОРОВЯНСКИЙ. – Сейчас каждая кафедра живет сама по себе и зовет к себе абитуриентов. Мы же предлагаем делать все централизованно. Даже если предложенная нами программа будет всего на 2% отличаться от того, что уже есть, но будет работать – нас это полностью устраивает. То есть мы не претендуем на Нобелевскую премию, на колоссальные инновации, поймите нас правильно. Мы практики и нам нужны конкретные специалисты.
«На каком основании вы делаете вывод, что нынешние выпускники плохи?» – не отступил СИМАНЧЕВ.
«На основании собеседований», – моментально нашелся КОРОВЯНСКИЙ.
«Может дело все-таки не в образовательных программах?» – продолжил заведующий кафедрой в ОмГУ.
«Вопрос дискуссионный», – пожал плечами предприниматель.
Заведующий кафедрой «Математические методы и информационные технологии в экономике» ОмГТУ Юрий БАХМУТСКИЙ (на фото) напомнил, что в 2020 году в ОмГТУ состоялась стратегическая сессия факультета информационных технологий и компьютерных систем о распределении специализации между кафедрами, где заведующие договорились о четком позиционировании каждого профиля, чтобы не пытаться научить студентов всему сразу в IT, что, естественно, невозможно:
– Я не понимаю, кто получится у вас на выходе и чем они будут отличаться от имеющихся специалистов. Пока выглядит как излишняя внутренняя конкуренция с существующими профилями, без обид. Вы не предлагаете уникальных компетенций. «Программная инженерия» – формальные слова, означающие образовательное направление. Обычно дальше идет название профиля, которого у вас сейчас нет. И те, кто программируют компьютерные игры, и те, кто программируют микроконтроллеры, – программисты.
«Мы считаем, что наш профиль называется «инженер-программист».«Системный программист» – более глубокий уровень. «Прикладной программист» – наоборот», – попытался пояснить КОРОВЯНСКИЙ.
Но БАХМУТСКИЙ его перебил: «Как вы объясните школьнику, кто такой инженер-программист?!»
«Легко. Школьники сами активно это ищут в интернете. Мы объясним, что научим писать классные программы, мобильные приложения», – пояснил предприниматель.
«То есть вы будете готовить программистов для вэба и мобилки?» – уточнил БАХМУТСКИЙ.
«Мы будем готовить инженеров-программистов, – не сдался КОРОВЯНСКИЙ. – Они смогут писать на любом языке, понимать, как работает бэкенд, как работает инфраструктура, писать любые приложения».
«Бэкенд и фронтенд – это не фишка, это база!» – настоял заведующий кафедрой.
– Вы начали презентовать программу с учебного плана, а вообще любая образовательная программа начинается с описания целей и задач обучения, компетенций, которые планируется выдать на выходе, – подсказал СИМАНЧЕВ. – Нужно начинать с различий по сравнению с другими программами.
Ректор Сибирского автомобильно-дорожного университета Александр ЖИГАДЛО отметил: поскольку IT-отрасль достаточно молодая, неудивительно, что, осознавая острый кадровый голод, предприниматели берут воспитание сотрудников в свои руки. Он также высказал идею возврата к системе распределения выпускников вузов, получивших высшее образование за государственные деньги.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 сентября 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ