«Я сказал, что хочу на нефтезавод или в Газпром. Он предложил вместе поработать. Я согласился и первое время просто принимал, выставлял товар. Окончив университет, планировал, как и хотел, уйти в корпорацию, но компаньон убедил меня продолжить заниматься здоровым питанием».
Продолжаем публикации с форума для предпринимателей и самозанятых «PRОмск», который состоялся в Областном конгресс-холле (начало читайте здесь).
Александр СКРИПКИН, сооснователь сети магазинов DFS: «Раз в полгода оплачиваем сотрудникам чек-ап на дефициты и, конечно, годовой абонемент в тренажерный зал»:
— Мне 30 лет, окончил ОмГТУ по специальности «Химическая технология». С восьми лет в спорте – отсюда режим, правильное питание, витамины. В студенческие годы ходил по магазинам, искал различные добавки по доступным ценам. Параллельно этим же занимался мой будущий компаньон, с которым я тогда еще не был знаком. Он учился в другом университете, тоже занимался спортом, тоже искал добавки в омских магазинах. И ему пришла в голову мысль, что в Омске очень мало качественного спортивного питания. Он заказал линейку продуктов в Санкт-Петербурге и стал торговать из дома через социальную сеть ВКонтакте: фильтровал мужчин из Омска от 18 до 50 лет, заходил на их страницы и, определив по фотографиям, что человек приближен к спорту, писал ему свое предложение по добавкам. На этот крючок я и клюнул – стал покупать у него начиная с первого курса университета.
Потом он открыл свой маленький-маленький магазин на Театральной площади, и я приходил туда. И когда был на третьем курсе, он задал вопрос: а что дальше планируешь делать? Я сказал, что хочу на нефтезавод или в Газпром. Он предложил вместе поработать. Я согласился и первое время просто принимал, выставлял товар, консультировал людей. Окончив университет, планировал, как и хотел, уйти работать в корпорацию, но компаньон убедил меня продолжить заниматься здоровым питанием.
В 2016 году мы открыли первый филиал на Лермонтова, огромный магазин на 200 квадратов. В 2018-2019 годах начался бум биохакинга, моды на различные экстракты, добавки, витамины. Стало понятно, что в тему придется серьезно погружаться, чтобы предлагать покупателям лучшее, и эта роль выпала мне. Я отучился в Москве в Центре нутрициологии и спортивного питания и начал обучать команду, приглашать для консультаций известных спортсменов.
Цель нашей компании – сделать здоровый образ жизни доступным. Работаем со всеми мировыми брендами, являемся официальными дистрибьюторами американских и европейских производителей. Сейчас у нас в штате около 70 человек, в каждом филиале у нас есть карьерный рост, свой учебный класс. Развиваем отдел доставки. Обучаем нутрициологии сотрудников, занимаемся корпоративной культурой: оплачиваем проезд на работу и с работы, парням, чтобы они выглядели классно, раз в месяц барбершоп, девушкам – маникюр, педикюр. Раз в полгода – чек-ап на дефициты, чтобы консультанты умели расшифровывать свои анализы и делились опытом с гостями. И конечно, оплачиваем годовой абонемент в тренажерный зал. За счет средств компании отмечаем все праздники, устраиваем мероприятия, стараемся поддерживать боевой дух, много вкладываем в коллектив.
Михаил ДЕРЕВЯНКО, генеральный директор ООО «Сибирская торговая компания»: «Если ты что-то смог продать китайцам, то продашь это всему миру»:
— Я родился и вырос в Омске, окончил университет, немножко поработал в омских компаниях, немножко, после армии, в федеральных. Потом, в 2010-м, в моей жизни случился бизнес – больше 10 разных проектов в разных направлениях. Первым была сеть салонов сотовой связи, затем мы с партнером переключились на общепит. В 2016-м я оба бизнеса продал, меня вильнуло в IT. В том же году в Омске проводился форум ШОС, на котором я познакомился с китайцами: так в моей жизни случился Китай. Я начал туда постоянно ездить – что-то возили из Китая, что-то пытались там продать.
Затем в 2017-м к нам пришли ребята из ИТ-компании, занимавшиеся промышленной автоматизацией, предложили нам попробовать продать их программное обеспечение в Китай. Три года я практически безвылазно там жил, раз в два-три дня летал в очередной китайский город, встречался с производителями на предмет внедрения российской технологии. Лично посетил больше двухсот заводов, переговорил с огромным количеством директоров, собственников. Средний чек у нас был один миллион долларов. Такие продукты не продаются по телефонному звонку, исключительно через личный контакт. Нужно было стать другом собственнику или топ-менеджеру, вызвать доверие. Среднее плечо сделки у нас было примерно полгода. В 2020-м границы государств закрылись, продажи встали. А в 2022-м большая часть команды релоцировалась, и этот бизнес пришлось закрыть.
Я продолжаю заниматься развитием отношений с Китаем, вожу туда россиян с деловыми миссиями, привожу китайцев в Россию, привлекаю инвестиции в омскую особую экономическую зону «Авангард». В следующем году в июне планирую провести форум и привезти на него 100 китайских компаний.
Китай – другая планета, об отличиях китайского бизнеса от российского можно разговаривать не то что часами, а сутками. Но если ты что-то смог продать китайцам, то продашь это всему миру. С ними нужно понимать, как работать, знать их менталитет. Если все делать по китайским традициям, можно закрыть сделку за неделю, а если все делать иначе, то могут уйти месяцы. Поэтому важно изучать их культуру, пожить там, но не как турист, а как предприниматель, завести там побольше друзей.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 ноября 2024 года.
Фото © Максима КАРМАЕВА