Заместитель председателя правительства ответил на вопросы журналистов.
В Омском областном Доме журналистов 16 января состоялась пресс-конференция заместителя председателя правительства Омской области, министра финансов Омской области Вадима ЧЕЧЕНКО на тему «Предварительные итоги исполнения бюджета Омской области в 2024 году».
Об исполнении областного бюджета в 2024 году
Расходы по итогам года составили 160 млрд рублей. Доходная часть приросла на 6,3 млрд рублей – 151,9 млрд. Федеральные поступления сложились на уровне 2023 года. Дефицит бюджета составил 8,1 млрд рублей – 7,6% от налоговых и неналоговых доходов, в пределах допустимых ограничений.
К сожалению, в течение года не удалось выполнить план по доходам – 1,2 процентных пункта составило невыполнение, в деньгах 1,3 млрд рублей. Причина – у нас просел налог на прибыль. Общий объем неисполнения составил к плановому назначению 9,4 млрд. Снижение по сравнению с 2023 годом 6,2 млрд рублей – почти на 19%. Причем по итогам первого полугодия отставание от уровня 2023 года достигало 35%. Риски были серьезные, ситуация немного стабилизировалась к концу года.
Самое главное, этот негативный тренд удалось переломить за счет других налоговых источников. Очень активно прибавил НДФЛ – плюс 22% к уровню прошлого года, семь млрд рублей. По всем остальным налогам рост от 12% до 25%. Подросли акцизы хорошо, прежде всего акцизы на пиво, упрощенка почти 20% дала, налог на имущество также почти 20%.
О долговой политике региона
Обычно в течение года мы прирастали доходами, поэтому удавалось подсократить коммерческие заимствования. В прошлом году это сделать не получилось. В итоге общий объем госдолга составил 73,4 млрд рублей. Две трети в структуре составляют бюджетные кредиты, за которые платим минимальные проценты. Треть – коммерческие заимствования, в них основной объем – 22,5 млрд – банковские кредиты. В течение года объем банковских кредитов вырос с 14 млрд – не очень хороший тренд сформировался в основном за счет того, что мы финансировали расходы за счет кредитных ресурсов. Кроме того, амортизация по облигациям в прошлом году составила 1,5 млрд рублей, бюджетные кредиты возвращали – 1,7 млрд.
Негатив банковских заимствований на фоне роста ключевой ставки, конечно, заключается в том, что это дорогие деньги. Поэтому расходы на обслуживание госдолга угрожали вырасти кратно по сравнению с расходами в 2023 году – в итоге они вырослидо одного млрд рублей, на 0,52 млн. Это хороший результат на фоне того, что происходило с ключевой ставкой, которая к концу года с 16% выросла до 21%. Традиционно использовали остатки со счетов бюджетных и автономных учреждений, привлекли бюджетный кредит дополнительный во втором полугодии – Минфин РФ предоставил нам 8,1 млрд рублей, 2,5 млрд мы с городом поделились, у нас здесь консолидированная позиция и взаимоподдержка. Картина по госдолгу абсолютно управляемая, мы вписались во все ограничения, которые Минфин России в соглашении прописал. Общий объем коммерческих заимствований в пределах 25%, этой планки не достигли, все стабильно.
О ключевых приоритетах расходов бюджета
Безусловно, приоритетные расходы – это финансирование национальных проектов. В прошлом году был сопоставимый бюджет по сравнению с предыдущими годами. В принципе поставленные задачи достигнуты. Некоторые проекты удалось сдвинуть с мертвой точки: наконец-то была достроена школа в Исилькуле, в Серебряном береге – объект еще не сдан, но проблемы, которые не позволяли вывести его на нужные темпы строительства устранены, с подрядчиком разобрались, удалось получить дополнительное финансирование на удорожание из федерального бюджета.
Три четверти бюджета – социальные расходы, мы все профинансировали в прошлом году в нужные сроки и в нужных объемах. Не было внесено изменений в бюджет во втором полугодии, к которым все уже привыкли. В связи с тем, что мы не добрали доходы налоговые и неналоговые, фактически работали с бюджетом, который приняли в марте, в течение всего года – это было непросто, такое впервые произошло за последние 15 лет. Тем не менее возникали проблемы, которые необходимо было оперативно решать. Например, ситуация в Усть-Ишиме: мы очень оперативно с коллегами из правительства перераспределяли средства с одних мероприятий на другие. Порядка, наверное, 14 млрд в течение года перераспределили.
Об инициативном бюджетировании
В плане инициативного бюджетирования год был выдающимся с точки зрения объемов работы и затрат. Миллиард рублей направлен на эти цели: половина средств пошла на программу «Решают люди», которая в Омске реализовывалась, другие 500 млн – в муниципалитеты. Нам удалось не только переварить такой объем проектов, но, главное, вовлечь жителей Омской области в процесс.
Это был первый год, когда все муниципалитеты участвовали – южные районы активнее северных. 188 проектов реализовано, почти 200 тысяч граждан задействованы. Общий объем средств – почти 570 млн рублей, включая деньги областного бюджета, муниципалитетов, внебюджетные. Надеюсь, в последующие годы активность будет только увеличиваться, а результативность программы останется на достаточно высоком уровне.
О федеральных поступлениях
Ситуация освоения федеральных средств улучшилась по сравнению с 2023 годом и составила больше 98%. Порядка 400 с чем-то миллионов – объем лимитов неиспользованных. Из этой суммы 178 млн сэкономлены по направлению Минприроды – ремонт свалок. Такого подхода к использованию федеральных средств в прежние годы не наблюдалось. Правительство, губернатор очень жестко контролируют еженедельно исполнение кассового плана.
Конечно, денег много не бывает и их хочется больше. Была конкретная установка от губернатора – активно привлекать федеральные средства. Но на этапе завершения нацпроектов сложно дополнительные объемы привлечь. Отмечу, что у нас произошла диспропорция по 2024 году в части целевых средств – между субсидиями, субвенциями и иными трансфертами.
На ближайшую перспективу объемы финансирования будут увеличены, потому что стартуют новые нацпроекты, знаковые объекты будут реализовываться. В 2025 году пока этих денег еще нет, они стартуют в основном с 2026 года. Это и аэропорт, и гидроузел, и Северный обход. По всем этим проектам есть не только добро руководства страны, но и средства предусмотрены, что немаловажно в непростых условиях, когда каждая копейка на счету.
Еще одна задача на ближайшие годы – социалка и нацпроекты, конечно, первостепенны – сократить в государственном долге коммерческие заимствования. Будем работать с Федерацией для того, чтобы привлечь бюджетные кредиты и сократить расходы на обслуживание государственного долга, потому что оно может достигать неприличных цифр.
О коммерческих заимствованиях
Общий объем коммерческих заимствований – 26 млрд рублей. Только 3,5 млрд осталось облигаций, которые мы размещали четыре года назад. Их доходность составляет 6,45%. К сожалению, амортизация наступает в этом году, то есть нам придется их чем-то замещать.
Основной объем 22,5 млрд – банковские кредиты. По ставке «ключ» плюс один нам удалось их привлечь. Это плавающая ставка, то есть на сегодня 22%. Конечно, это дорого, без всякого сомнения. Длина кредитных линий небольшая – от нескольких месяцев до полутора лет. Ситуация непростая, потому что по ставке «ключ» плюс один банки не готовы сегодня кредитовать – не только наш регион.
Ряд регионов идет на размещение облигаций. Я считаю, что это крайняя мера, потому что ликвидность обращения этого долга низка. Будем принимать все меры для того, чтобы попытаться получить бюджетные кредиты.
О сокращении налога на прибыль
С такой ключевой ставкой непроизвольно падают объемы кредитования, плюс Центробанк ввел ограничения по корпоративным займам и займам физическим лицам, ипотека сократилась. Все это сказалось на доходах банковского сектора, а у нас довольно большой объем был от него по налогу на прибыль. Особенно Райффайзен Банк просел, через который проводились межгосударственные платежи.
Внешний рынок – прежде всего Европа – был закрыт, поэтому снизился объем реализации экспортной продукции, как и, соответственно, налог на прибыль. На самом деле здесь обвинять предприятия не в чем. Более того, я должен отметить, что героические усилия менеджмент прилагал для того, чтобы уменьшить потери. Омский бизнес отработал достойно.
О задержке аванса бюджетникам
Сбой платежей был не только в Омской области – он общероссийский. Система «легла» и не работала в течение дня. Заявленные платежи долго не проходили, специалисты федерального казначейства были даже готовы вручную их обрабатывать. Основные объемы средств были зачислены уже вчера, остальная часть – сегодня утром. Я действительно вмешался, но вмешался тогда, когда пошел негатив в соцсетях – просто пояснил людям, что происходит и когда это закончится. А специалистам не нужно было указывать, что делать – они профессионалы и сами все понимают.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 января 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ.