Все рубрики
В Омске понедельник, 17 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 85,5694    € 93,6087

Вадим ЧЕЧЕНКО, министр финансов Омской области: «В связи с тем, что мы не добрали доходы, фактически работали с бюджетом, который приняли в марте, в течение всего года – такое впервые произошло за 15 лет»

8 февраля 2025 14:30
12
1376

Заместитель председателя правительства ответил на вопросы журналистов. 

В Омском областном Доме журналистов 16 января состоялась пресс-конференция заместителя председателя правительства Омской области, министра финансов Омской области Вадима ЧЕЧЕНКО на тему «Предварительные итоги исполнения бюджета Омской области в 2024 году».

Об исполнении областного бюджета в 2024 году

Расходы по итогам года составили 160 млрд рублей. Доходная часть приросла на 6,3 млрд рублей – 151,9 млрд. Федеральные поступления сложились на уровне 2023 года. Дефицит бюджета составил 8,1 млрд рублей – 7,6% от налоговых и неналоговых доходов, в пределах допустимых ограничений.

К сожалению, в течение года не удалось выполнить план по доходам – 1,2 процентных пункта составило невыполнение, в деньгах 1,3 млрд рублей. Причина – у нас просел налог на прибыль. Общий объем неисполнения составил к плановому назначению 9,4 млрд. Снижение по сравнению с 2023 годом 6,2 млрд рублей – почти на 19%. Причем по итогам первого полугодия отставание от уровня 2023 года достигало 35%. Риски были серьезные, ситуация немного стабилизировалась к концу года.

Самое главное, этот негативный тренд удалось переломить за счет других налоговых источников. Очень активно прибавил НДФЛ – плюс 22% к уровню прошлого года, семь млрд рублей. По всем остальным налогам рост от 12% до 25%. Подросли акцизы хорошо, прежде всего акцизы на пиво, упрощенка почти 20% дала, налог на имущество также почти 20%.

О долговой политике региона

Обычно в течение года мы прирастали доходами, поэтому удавалось подсократить коммерческие заимствования. В прошлом году это сделать не получилось. В итоге общий объем госдолга составил 73,4 млрд рублей. Две трети в структуре составляют бюджетные кредиты, за которые платим минимальные проценты. Треть – коммерческие заимствования, в них основной объем – 22,5 млрд – банковские кредиты. В течение года объем банковских кредитов вырос с 14 млрд – не очень хороший тренд сформировался в основном за счет того, что мы финансировали расходы за счет кредитных ресурсов. Кроме того, амортизация по облигациям в прошлом году составила 1,5 млрд рублей, бюджетные кредиты возвращали – 1,7 млрд.

Негатив банковских заимствований на фоне роста ключевой ставки, конечно, заключается в том, что это дорогие деньги. Поэтому расходы на обслуживание госдолга угрожали вырасти кратно по сравнению с расходами в 2023 году – в итоге они вырослидо одного млрд рублей, на 0,52 млн. Это хороший результат на фоне того, что происходило с ключевой ставкой, которая к концу года с 16% выросла до 21%. Традиционно использовали остатки со счетов бюджетных и автономных учреждений, привлекли бюджетный кредит дополнительный во втором полугодии – Минфин РФ предоставил нам 8,1 млрд рублей, 2,5 млрд мы с городом поделились, у нас здесь консолидированная позиция и взаимоподдержка. Картина по госдолгу абсолютно управляемая, мы вписались во все ограничения, которые Минфин России в соглашении прописал. Общий объем коммерческих заимствований в пределах 25%, этой планки не достигли, все стабильно.

О ключевых приоритетах расходов бюджета

Безусловно, приоритетные расходы – это финансирование национальных проектов. В прошлом году был сопоставимый бюджет по сравнению с предыдущими годами. В принципе поставленные задачи достигнуты. Некоторые проекты удалось сдвинуть с мертвой точки: наконец-то была достроена школа в Исилькуле, в Серебряном береге – объект еще не сдан, но проблемы, которые не позволяли вывести его на нужные темпы строительства устранены, с подрядчиком разобрались, удалось получить дополнительное финансирование на удорожание из федерального бюджета.

Три четверти бюджета – социальные расходы, мы все профинансировали в прошлом году в нужные сроки и в нужных объемах. Не было внесено изменений в бюджет во втором полугодии, к которым все уже привыкли. В связи с тем, что мы не добрали доходы налоговые и неналоговые, фактически работали с бюджетом, который приняли в марте, в течение всего года – это было непросто, такое впервые произошло за последние 15 лет. Тем не менее возникали проблемы, которые необходимо было оперативно решать. Например, ситуация в Усть-Ишиме: мы очень оперативно с коллегами из правительства перераспределяли средства с одних мероприятий на другие. Порядка, наверное, 14 млрд в течение года перераспределили.

Об инициативном бюджетировании

В плане инициативного бюджетирования год был выдающимся с точки зрения объемов работы и затрат. Миллиард рублей направлен на эти цели: половина средств пошла на программу «Решают люди», которая в Омске реализовывалась, другие 500 млн – в муниципалитеты. Нам удалось не только переварить такой объем проектов, но, главное, вовлечь жителей Омской области в процесс.

Это был первый год, когда все муниципалитеты участвовали – южные районы активнее северных. 188 проектов реализовано, почти 200 тысяч граждан задействованы. Общий объем средств – почти 570 млн рублей, включая деньги областного бюджета, муниципалитетов, внебюджетные. Надеюсь, в последующие годы активность будет только увеличиваться, а результативность программы останется на достаточно высоком уровне.

О федеральных поступлениях

Ситуация освоения федеральных средств улучшилась по сравнению с 2023 годом и составила больше 98%. Порядка 400 с чем-то миллионов – объем лимитов неиспользованных. Из этой суммы 178 млн сэкономлены по направлению Минприроды – ремонт свалок. Такого подхода к использованию федеральных средств в прежние годы не наблюдалось. Правительство, губернатор очень жестко контролируют еженедельно исполнение кассового плана.

Конечно, денег много не бывает и их хочется больше. Была конкретная установка от губернатора – активно привлекать федеральные средства. Но на этапе завершения нацпроектов сложно дополнительные объемы привлечь. Отмечу, что у нас произошла диспропорция по 2024 году в части целевых средств – между субсидиями, субвенциями и иными трансфертами.

На ближайшую перспективу объемы финансирования будут увеличены, потому что стартуют новые нацпроекты, знаковые объекты будут реализовываться. В 2025 году пока этих денег еще нет, они стартуют в основном с 2026 года. Это и аэропорт, и гидроузел, и Северный обход. По всем этим проектам есть не только добро руководства страны, но и средства предусмотрены, что немаловажно в непростых условиях, когда каждая копейка на счету.

Еще одна задача на ближайшие годы – социалка и нацпроекты, конечно, первостепенны – сократить в государственном долге коммерческие заимствования. Будем работать с Федерацией для того, чтобы привлечь бюджетные кредиты и сократить расходы на обслуживание государственного долга, потому что оно может достигать неприличных цифр.

О коммерческих заимствованиях

Общий объем коммерческих заимствований – 26 млрд рублей. Только 3,5 млрд осталось облигаций, которые мы размещали четыре года назад. Их доходность составляет 6,45%. К сожалению, амортизация наступает в этом году, то есть нам придется их чем-то замещать.

Основной объем 22,5 млрд – банковские кредиты. По ставке «ключ» плюс один нам удалось их привлечь. Это плавающая ставка, то есть на сегодня 22%. Конечно, это дорого, без всякого сомнения. Длина кредитных линий небольшая – от нескольких месяцев до полутора лет.  Ситуация непростая, потому что по ставке «ключ» плюс один банки не готовы сегодня кредитовать – не только наш регион.

Ряд регионов идет на размещение облигаций. Я считаю, что это крайняя мера, потому что ликвидность обращения этого долга низка. Будем принимать все меры для того, чтобы попытаться получить бюджетные кредиты.

О сокращении налога на прибыль

С такой ключевой ставкой непроизвольно падают объемы кредитования, плюс Центробанк ввел ограничения по корпоративным займам и займам физическим лицам, ипотека сократилась. Все это сказалось на доходах банковского сектора, а у нас довольно большой объем был от него по налогу на прибыль. Особенно Райффайзен Банк просел, через который проводились межгосударственные платежи.

Внешний рынок – прежде всего Европа – был закрыт, поэтому снизился объем реализации экспортной продукции, как и, соответственно, налог на прибыль. На самом деле здесь обвинять предприятия не в чем. Более того, я должен отметить, что героические усилия менеджмент прилагал для того, чтобы уменьшить потери. Омский бизнес отработал достойно.

О задержке аванса бюджетникам

Сбой платежей был не только в Омской области – он общероссийский. Система «легла» и не работала в течение дня. Заявленные платежи долго не проходили, специалисты федерального казначейства были даже готовы вручную их обрабатывать. Основные объемы средств были зачислены уже вчера, остальная часть – сегодня утром. Я действительно вмешался, но вмешался тогда, когда пошел негатив в соцсетях – просто пояснил людям, что происходит и когда это закончится. А специалистам не нужно было указывать, что делать – они профессионалы и сами все понимают.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 января 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Антон 16 февраля 2025 в 10:06:
Странная злоба в отношении Чеченко. Состояние бюджета области лишь отчасти его заслуга. Губернатор налево и направо тратил и тратит, финфин не является одним из грбс, может выражать свое мнение в отношении трат и стараться оптимищировать в очень узких рамках. По мне, так он почти оптимистично. В части налоговой и не налоговой нагрузки у бизнеса реальный кошмар. А вы, комментаторы, как злобные детишки в песочнице песком и лопатками бросаетесь. Вроде КВ люди посерьёзнее читают.
Прохор 10 февраля 2025 в 03:05:
Если пуговицу на рубашке ему застегнуть, как по крою, то сможет ли он дышать?
Алена 9 февраля 2025 в 23:25:
Секретарша у него знатная, заграницы любит и должность советника имеет
Франс Ритович 9 февраля 2025 в 22:43:
Чечен очень осторожен, т.к. через тридцать лет хочет уйти с этого места на пенсию.
Рита Францевна 9 февраля 2025 в 20:03:
Если две трети социальные расходы, то значит Наделяй и Чечен отдали 106 млрд в том числе 22 коммерческих кредитов Куприяну на разграбление и рука не дрогнула. Органам задуматься
Рита Францевна 9 февраля 2025 в 16:29:
Наделяй и Чечен два сапога пара. Ни на что не способны кроме как лизать начальству.
Колоколов 9 февраля 2025 в 07:48:
Противно читать. По телевизору показывают, что всё хорошо в экономике и финансах России. А этот ноет. Зачем такие нужны? Там Наделяев есть. Рисковый парень. Двадцать лет уже штаны протирает в замах. Дайте ему порулить. Трусоват Чеченко.
Александр 8 февраля 2025 в 22:13:
Вроде по телевизору говорят, что в стране экономический рост. А Чеченко говорить про стагнацию выраженную в уменьшении налога на прибыль, а следовательно выручки от реализации. Про коммерческие кредиты непонятно. Омская омская область с такой собираемостью налогов живёт в долг?
Гоша 8 февраля 2025 в 17:43:
дервиш, кто вообще платит коммуналку на почте кроме глубоких пенсионеров?
дервиш 8 февраля 2025 в 17:37:
Из выступления Чеченко можно сделать только один вывод — дальше будет хуже, ведь не зря же в почтовых отделениях Омска плату за ЖКХ требуют производить только наличкой, с чего это вдруг, на каком основании, почему мужественно молчит прокуратура?
Куда ты завёл нас, проклятый Чеченко! 8 февраля 2025 в 17:19:
Ситуация с региональным госдолгом по итогам декабря оказалась пессимистической. К 1 января 2025 года, за предшествующий месяц госдолг вырос на 1,9%, составив 3,15 трлн рублей. Самым интересным фактом явилось сокращение долга по бюджетным кредитам на 3% при одновременном резком взлете менее выгодных коммерческих кредитов почти в 2,3 раза. Распространенным трендом стало срочное погашение долгов перед федеральным правительством. Но поскольку регионы не могли справиться со своими обязательствами, они вынуждены были брать кредиты в банках. Значительным ростом госдолга (более 10%) отличились три региона, которые особенно известны любовью к жизни в кредит. Омская область получила коммерческий кредит почти на 20 млрд (погасив бюджетный на 10 млрд). Аналогично Мурманская область взяла коммерческий кредит на 17,5 млрд, погасив бюджетный только на 10 млрд. А Нижегородская область решила не стесняться, взяв и коммерческий кредит на 15 млрд, и бюджетный на 3,7 млрд. Лидером по снижению госдолга (более 20%) стала Чукотка, где оказалось меньше госгарантий (на 2,7 млрд). Более 10% составило снижение госдолга в Иркутской области, погасившей бюджетный кредит на 12,2 млрд и взявшей коммерческий кредит на 7,8 млрд. Аналогично Магаданская область погасила бюджетный кредит на 3,3 млрд, взяв небольшой коммерческий кредит. Пензенская область погасила 3 млрд долга перед банками, а Курская область – 1,8 млрд перед федеральным бюджетом. Значительно упал госдолг Карачаево-Черкесии. В основном регионы занимались в декабре не очень приятным перекредитованием – они брали коммерческие кредиты, погашая бюджетные. Госдолг заметно вырос, отражая проблемы с регио
Слава Маяковский 8 февраля 2025 в 15:40:
Эффективные манагеры руководят областью, вот прибыль у бизнеса и прет
Показать все комментарии (12)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.