Омский Минздрав заверил жителей, что поликлиника № 1 на ул. Кемеровской продолжит работу, но станет подразделением поликлиники №13.
В феврале в Штабе общественной поддержки «Единой России» состоялась встреча представителей Минздрава и горожан. Поводом стал скандал с поликлиникой № 1, в отношении которой уже некоторое время звучат формулировки «прекращает действие» и «ликвидация».
На последнем заседании Омского городского совета депутаты утвердили кандидатуры для включения в состав комиссии «по оценке последствий принятия решения о прекращении деятельности обособленных подразделений БУЗОО «Городская поликлиника № 1». Речь идет о четырех подразделениях: поликлиническом отделении № 1 на ул. Кемеровской, 1 и трех здравпунктах – на ул. Яковлева, 5, Волховстроя, 5 и на ул. Красный путь, 143. После таких формулировок не удивительно, что жители, относящиеся к этой поликлинике, обеспокоились.
Однако заместитель министра здравоохранения Омской области Дмитрий РЯБИКОВ заверил, что поводов для этого нет:
— Распоряжение № 819 от 28 декабря 2024 года за подписью министра здравоохранения Омской области предусматривает, что в мае 2025 года поликлиника на ул. Кемеровской прекращает работу, но она там же будет возобновлена силами Городской поликлиники № 13. Весь персонал, который сейчас работает на Кемеровской, полностью перейдет под юрлицо ГП № 13. То есть для жителей ничего не изменится. Участковые специалисты как были, так и будут принимать. На Кемеровской нет невролога, эндокринолога, офтальмолога (она в декретном отпуске). Эти специалисты будут приезжать по графику в поликлинику на Кемеровской из поликлиники № 13, которая находится на ул. Яковлева.
– В приказе написано: «ликвидировать поликлинические отделения». Я думаю, эта фраза и вызвала возмущение жителей. Когда стал читать его, то подумал, что серьезные последствия могут быть. Но сам смысл приказа в том, что отделения ГП № 1 прикрепляются к ГП № 13, – пояснил ситуацию депутат Законодательного собрания Омской области Игорь ПОПОВ, который стал инициатором мероприятия. Кроме того, речь идет о том, чтобы поликлинику на ул. Либкнехта присоединить к Клиническому диагностическому центру.
Игорь ПОПОВ заметил, что у него по ситуации возникли четыре вопроса: во-первых, о маршрутизации, т. е. как изменения отразятся на доступности учреждений, во-вторых, что будет со зданиями, не собираются ли их продать, в-третьих, как граждане смогут получать медицинское обслуживание в Клиническом диагностическом центре (далее КДЦ), ведь там большая нагрузка, в-четвертых, ухудшится ли положение тех, кто сейчас обслуживается в поликлинике № 13.
— Это вопросы, которые меня беспокоят. Без ответа на них я как член комиссии по оценке последствий принятого минздравом решения принять его не могу. Мы два раза собирались комиссией, обсуждали и не пришли к общему мнению. Я предложил провести сегодняшнюю встречу, чтобы замминистра здравоохранения, главврач Городской поликлиники № 1 Сергей Павлович КОВАЛЕНКО, главврач Городской поликлиники № 13 Вадим Петрович МИГУНОВ встретились с вами и могли задать любой интересующий вас вопрос, — озвучил цель встречи Игорь ПОПОВ и пообещал:– Я информацию донесу до членов комиссии, и тогда уже будем принимать соответствующие решения.
– Да, была создана комиссия по ликвидации. По-другому она называться, к сожалению, не может. В нее входит 10 человек: два от Минздрава, два депутата Заксобрания, два депутата горсовета, два от общественных организаций и два – от профессиональных медицинских профсоюзов. Пока решение еще не принято, — подтвердил Дмитрий РЯБИКОВ.
Он пояснил, что при реорганизации ГП № 1 улучшится обслуживание пациентов с сахарным диабетом, поскольку в ГП № 13 находится межрайонный эндокринологический центр, а все имеющееся медицинское оборудование останется на месте.
– Нам объяснили совсем по-другому, что мы – жители – будем ходить к узким специалистам в поликлинику № 13, – пояснила беспокойство омичей бывший председатель КТОС «Центральный-9», старшая по дому ул. Волочаевская, 15 Людмила КАЛЬНИЦКАЯ.
— Не знаю, откуда такая информация появилась. Все остаются. Я по каждому пункту проверил штатное расписание ГП № 13 – все ставки с Кемеровской будут в отделении ГП № 13, – еще раз пояснил Дмитрий РЯБИКОВ.
«Мы поняли, что остаемся. Это хорошо, потому что пешком в ГП № 13 не дойти, а транспорта нет», – отметила Людмила КАЛЬНИЦКАЯ.
Затем микрофон передали главному врачу поликлиники № 13 Вадиму МИГУНОВУ, который тоже заверил участников встречи, что для жителей, приписанных к ГП № 1, абсолютно ничего не изменится: «Ни одного врача, ни одного квадратного метра поликлиники мы никуда не отдаем!». Об этом сообщил журналистам до начала встречи и Дмитрий РЯБИКОВ:
— Хочу развеять миф, что Минздрав планирует продажу этих зданий. Нет, это заблуждение! Они находятся в оперативном пользовании Минздрава, а вообще принадлежат Министерству имущественных отношений Омской области.
На закономерный вопрос, зачем все это нужно, Дмитрий РЯБИКОВ отвечал несколько раз. По его словам, реорганизация направлена на сокращение административно-управленческого персонала, чтобы сэкономить финансы и направить их на увеличение размера зарплат. Правда, заместитель министра здравоохранения отметил, что в поликлинике на ул. Кемеровской сокращения персонала не будет. Оно ожидается, когда на следующем этапе оптимизации поликлинику на ул. Либкнехта присоединят к КДЦ.
«Сократится ставка и должность главного врача, заместителей, закупщиков, юристов. Медицинский персонал, электрики, сантехники останутся на местах. Главврачу мы предложим другую работу, потому что у нас есть ряд учреждений, где нет главных врачей», – рассказал Дмитрий РЯБИКОВ и пояснил, что сегодня вакантны ставки руководителей в Клинической медико-санитарной части № 7, в Тюкалинской и Называевской ЦРБ.
Замминистра здравоохранения Омской области пояснил, что поликлиника на ул. Либкнехта также останется в собственности Омской области, но перейдет в оперативное управление КДЦ. Эта информация несколько смутила собравшихся. Одна из участниц заметила:
— Кто владеет собственностью, тот и решает. То, что вы говорите, совершенно не подходит под разумность распоряжения помещением. Поликлиника № 1 лишается самостоятельности. Это ваше право. Но собственность уже относится к Министерству имущественных отношений. А я знаю, как они распоряжаются. У нас на Спартаковской, 3 есть помещение, которое принадлежит Минимуществу, оно находится в цокольном этаже. Мы не имеем права туда заходить, а все коммунальные линии проходят через них! Поменяется собственник – поменяется и структура помещения.
«Поликлиническое отделение как было, так и будет», – еще раз повторил Дмитрий РЯБИКОВ.
– Но основании чего вы это утверждаете? – поинтересовалась омичка.
– На основании распоряжения, – ответил РЯБИКОВ.
– Как надолго? – не сдавалась жительница Омска.
– Навсегда, – немного растерявшись, пообещал замминистра, но и это не убедило участников встречи.
Дмитрий РЯБИКОВ объяснял, что в строящихся рядом микрорайонах застройщики не предусматривают создание поликлиник (в отличие от детских садов и школ), а значит, поликлиники будут востребованы. А омичка резонно заметила, что расчет количества специалистов сегодня нарушен, что он в поликлиниках должен вестись не по факту посещаемости, а по числу жителей районов: «У нас в поликлинике на ул. Либкнехта не хватает терапевтов. Очередь – две недели. Как вы можете решить эту проблему?».
— Приглашать новых терапевтов. Сейчас люди идут работать только за деньги, т.е. надо повышать зарплату. Другого механизма нет, – ответил Дмитрий РЯБИКОВ.
Он сообщил, что в регионе планируется объединение еще ряда «мелких поликлиник», однако каких именно, уточнять не стал.
Активное участие в обсуждении темы принял председатель Омского областного общества потребителей в сфере ЖКК Александр ЛИХАЧЕВ. Начал он с вопросов, касающихся комиссии по «ликвидации»: кто и каким документом утвердил ее состав, почему на сайте Минздрава он не выложен, сможет ли КТОС получить копию этого документа.
«По федеральному закону положено, чтобы в комиссию входили два представителя от общественных организаций, которые защищают права потребителей. Скажите, пожалуйста, кто конкретно из таких организаций вошел в состав комиссии?» – уточнил Александр ЛИХАЧЕВ, а Дмитрий РЯБИКОВ назвал председателя Омской областной организации «Всероссийское общество инвалидов» Людмилу ЛЕОНОВУ и представителя Омской региональной общественной организации инвалидов «Планета друзей». В ответ Александр ЛИХАЧЕВ предложил дополнительно внести в состав комиссии кого-то из жителей, а когда РЯБИКОВ отказал с мотивировкой «Федеральным законом это не предусмотрено», возразил: «А где написано, что нельзя?!».
— Там четко указан паритетный состав комиссии, – заметил замминистра.
— Понятно. Врет. Следующий вопрос. Скажите, пожалуйста, почему от Омского городского совета в комиссию попали депутаты от Кировского и Октябрьского округов? Мы живем в Центральном, и у нас тоже имеется территориальный депутат? – перешел к следующему вопросу Александр ЛИХАЧЕВ.
«Мы отправляли запрос в горсовет. Они определили», – пояснил РЯБИКОВ.
Затем ЛИХАЧЕВ уточнил, почему, пока депутат ПОПОВ не поднял вопрос, Минздрав не собирал население в КТОСах и не обсудил последствия реорганизации.
— По ст. 29.1 публичные слушания проводятся только в муниципальных районах при ликвидации обособленного единственного структурного подразделения, – ответил РЯБИКОВ.
Но ЛИХАЧЕВА ответ не устроил:
— Вы опять юлите! Тут написано, что «обязаны» провести, а вы – «имеете право». Это разные вещи! Почему вы не провели?!
«На будущее я это учту», – пообещал замминистра.
В итоге встречи Александр ЛИХАЧЕВ предложил провести публичные обсуждения в двух КТОСах, расположенных на территории, а также добавить в состав комиссии активных жителей района.
– Почему вообще присоединили Волочаевскую? Потому что норма не выходила. Не хватало до 20 тыс. жителей. Значит, теперь здание ГП № 1 в любое время можно будет убирать, потому что у нас нет 20 тыс. человек, правильно я понимаю? – обратился с еще одним вопросом к замминистра Александр ЛИХАЧЕВ.
– Нет, неправильно. У нас нехватка помещений, и убирать их и ухудшать доступность никто не собирается, – заверил РЯБИКОВ.
Он довольно много времени уделил остроте кадрового вопроса. В частности, рассказал, что на выпуск специалистов в ОмГМУ приезжают представители ХМАО, Тюменской области и других богатых регионов и сразу предлагают юным врачам и квартиру, и 100 и более тысяч рублей зарплаты:
— Мы, к сожалению, такого предложить не можем. Вопрос квартир обсуждался с губернатором. В прошлом году начал решаться – молодым специалистам выделили 16 квартир. Надеюсь, в этом году эта практика продолжится. Но опытные специалисты, к сожалению, в Омске тоже не задерживаются: как только они набираются опыта, их начинают переманивать Москва, Санкт-Петербург на другие зарплаты. В КМХЦ у нас работают уникальные специалисты, которые проводят операции по микрохирургии кисти, эндопротезированию. Их неоднократно переманивала Москва. И Вадиму Григорьевичу БЕРЕЖНОМУ приходится повышать им зарплату, чтобы не уехали. Вопрос стоит и на селе. Сейчас там доплачивают по 50 тыс. рублей медицинским сестрам и фельдшерам, поэтому часть медицинского персонала из города переехала в близлежащие районы.
Дмитрий РЯБИКОВ рассказал, что в тюменских поликлиниках все ставки закрыты, потому что там терапевты зарабатывают по 120 тыс. рублей.
Замминистра напомнил собравшимся историю передачи поликлиник:
— В 2012 году вся муниципальная собственность, которая была под городским департаментом здравоохранения, была передана в казну Омской области. В каждом округе был отдельный филиал – главный врач округа, один бухгалтер и один кассир. И они рассчитывали зарплату во всех поликлиниках. Что произошло после 2012 года? Наши поликлиники разрослись юридическими службами по 5-6 человек, бухгалтерами, потом появилось нововведение, которое я, как лечебник, поддержать не могу, – «заместитель главного врача по экономическим вопросам»! Что в городской поликлинике делает этот человек? Чем занимается?! За счет сокращения этих должностей мы сможем повышать зарплату и удерживать врачей в наших поликлиниках.
Ранее репотаж был доступен только в печатной версии газеты “Коммерческие вести» от 12 февраля 2025 года.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ.