Все рубрики
В Омске суббота, 21 Июня
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 78,5016    € 90,1356

«Льготное кредитование – это, по сути, перераспределение из одной отрасли в другую. Выигрыш на микроуровне может быть проигрышем на макроуровне. Дешевые деньги в условиях ограниченных ресурсов не решают проблемы»

8 июня 2025 16:45
0
1004

Омские финансисты и предприниматели встретились с советником председателя Банка России Кириллом ТРЕМАСОВЫМ. 

В конце мая в областном Конгресс-холле состоялась коммуникационная сессия на тему «Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Банка России. Региональный аспект».

АНТИПОВ

Управляющий отделением Омск Банка России Владимир АНТИПОВ отметил, что экономические тенденции Омской области соответствуют общероссийским, но промышленный профиль региона определяет отличительные особенности его развития:

– В первом квартале этого года Омск стал первым в Сибири по промышленному росту. Значительную долю выпуска занимает производство нефтепродуктов на площадке модернизированного нефтезавода. Сильнее всего выросло производство компьютеров, электроники – на почти 39%. А также текстильных изделий. Опережающими темпами растет пищевая промышленность. Развитие сельского хозяйства и реализация инвестиционных проектов в животноводстве, производстве продуктов и напитков позволяют омским предприятиям выходить на экспортные рынки – здесь, конечно, влияет близость с Казахстаном. Если говорить о динамике инфляции в Омской области, то она тоже сонаправлена российской. Ускорение инфляции в регионе во второй половине 2024 года вызвано тем же, что и в целом по стране: высокий спрос позволял предприятиям сразу и в полной мере привносить в цены увеличение издержек. Рост потребительской активности постепенно замедляется, но в отдельных секторах экономики сохраняется высокий спрос. Стремительно развивается онлайн-торговля, продолжает расти сфера общественного питания.

АНТИПОВ рассказал, что Банк России собирает обратную связь по проводимой им денежно-кредитной политике: в Омской области ежемесячно опрашивается около 300 предприятий. Предприятия в основном сетуют на нехватку персонала и увеличение издержек, которые включают затраты на сырье, оплату труда и логистику. Особенно остро проблема с кадрами стоит в строительстве и промышленности. Согласно данным опроса, загрузка производственных мощностей в регионе сохраняется на высоком уровне и возможность увеличения выпуска продукции ограничена:

– Высокий спрос при ограничении производства в стране в целом привел к разбалансировке экономики и высокой инфляции. И чтобы вернуть равновесие, Банк России ужесточает денежно-кредитную политику, убирает избыточную поддержку спроса со стороны кредитования. Повышение ключевой ставки уже отразилось на динамике корпоративного портфеля. Его рост замедлился после пика в осенние месяцы прошлого года. Рост задолженности крупных региональных предприятий снижается. Наблюдаем мы и снижение розничного кредитования. Выдачи потребительских и ипотечных кредитов сократились – ставки по этим кредитам рыночные, поэтому они повысились вслед за ключевой ставкой. Сложившиеся условия кредитования помогают охладить спрос, сдерживают рост долговой нагрузки и снижают возможности спонтанных покупок. В Омской области мы видим картину сохранения сберегательной модели поведения как у населения, так и у бизнеса. Предприятия с начала года постепенно вовлекают в оборот свободные денежные средства, объем средств на срочных депозитах остается на историческом максимуме.

ТРЕМАСОВ

Советник председателя Банка России Кирилл ТРЕМАСОВ сообщил, что еще в конце прошлого года, в ноябре-декабре, цены росли со скоростью, близкой к 14% в год, а уже с начала этого года процесс замедлился – до 6–7% в феврале-марте:

– Скорость изменения цен в апреле в Омской области аномально низкая – около +2%. Инфляция замедляется. Является это поводом для снижения ключевой ставки? Да. Снизим ли мы ставку на июньском заседании? У меня нет ответа на этот вопрос. Для того, чтобы снизить ставку, мы должны убедиться в том, что процесс замедления носит устойчивый характер. В начале прошлого года мы тоже имели сильное замедление инфляции (6 июня ключевая ставка была уменьшена с 21% до 20% годовых – Е.В.).

ТРЕМАСОВ подчеркнул, что ценовые ожидания бизнеса снижаются, то есть ослабляются их намерения повысить стоимость своих товаров и услуг. Связано это с тем, что многие компании видят ослабление спроса в своих отраслях. Инфляционные ожидания населения растут последние два месяца. Для устойчивости инфляционных процессов ожидания должны вернуться в область однозначных значений – текущие 13–14% все же высоковаты:

– Два последних года российская экономика росла со скоростью около 5%. Такими темпами мы росли только в середине нулевых. Во-первых, это связано с восстановлением после провала 2022 года, когда в первом квартале экономика рухнула на 5%. Второй фактор – принципиальное изменение бюджетной политики. Напомню, что в 2017 году было введено бюджетное правило, которое ограничивало использование нефтегазовых доходов. Была установлена цена отсечения 40 долларов за баррель, которое каждый год индексировалось на 2%. Все выше 40 долларов за баррель шло в резервы, а мы тратили только те доходы, которые формировались от цены ниже 40 долларов. После 2022 года бюджетное правило было возвращено в модернизированном виде, где цена отсечения составляла уже 60 долларов за баррель. В предыдущие годы при низкой цене отсечения правительству удалось сформировать большие резервы, которые на сегодняшний день в значительной мере потрачены – речь идет о триллионах рублей. Последние три года мы не только расходуем намного больше, чем ранее, но еще и тратим резервы. Это кардинальное изменение бюджетной политики, безусловно, сыграло важнейшую роль в мощном экономическом росте, который мы наблюдаем. Сейчас возможностей для продолжения той же экспансионистской бюджетной политики уже нет. Во-первых, резервы в значительной мере потрачены. Во-вторых, экономика изменилась. Цены на российскую нефть сейчас ниже отсечения, ближе к 50 долларам за баррель.

Сейчас на повестке дня снижение цены отсечения: решение будет приниматься осенью в рамках формирования трехлетнего бюджета. Принятие решения будет означать переход к более консервативной бюджетной политике. Главным фактором, ограничивающим рост экономики, по словам ТРЕМАСОВА, остается жесткая нехватка свободных рук:

– Очень часто мы слышим от бизнеса: «Дайте нам льготные кредиты, мы построим новые производственные мощности, наберем персонал и завалим страну товарами и услугами, добьемся ценовой стабильности». Эта логика естественна на микроуровне, но на макроуровне другие законы. Да, вы получив льготный кредит, можете действительно построить новые производственные мощности. Но если вы перетащите к себе сотрудников другого предприятия, то оно будет вынуждено закрыть свое производство. То есть льготное кредитование – это, по сути, перераспределение из одной отрасли в другую, от одного предприятия к другому. Выигрыш на микроуровне может быть проигрышем на макроуровне. Дешевые деньги в условиях ограниченных ресурсов не решают никакой проблемы.

Официальный прогноз Банка России таков: инфляция на конец этого года составит 7–8%, скорость роста цен – вблизи 4%. Среднегодовое значение ключевой ставки – 19,5–21,5%, то есть она может как повыситься, так и снизиться. Инфляция в 2026-2027 годах ожидается на уровне 4%. Именно такой был в 2017–2020 годах. Прогноз ключевой ставки в 2026 году – 13,5–14,5%, в 2027 году – 7,5–8,5%:

– Это диапазон нейтрального уровня, когда ключевая ставка не оказывает ни стимулирующего, ни подавляющего влияния на экономическую активность. Мы считаем, что в 2027 году российская экономика будет находиться в равновесии, ее рост – соответствовать потенциальным возможностям, которые оцениваются в 1,5–2,5%. О 4–5%, которыми мы росли последние два года, речи не идет при нашей демографии. Экономический рост точно замедлится. Развилка только в том, произойдет замедление с высокой инфляцией или с низкой. Для того, чтобы нам пойти по траектории плавного замедления, не допуская рецессии, обвала, нам нужно, конечно, ювелирно сработать. Затягивать с моментом нельзя, потому что иначе нас ждет риск более глубокой просадки и сокращения деловой активности. Но и не хочется начать преждевременное снижение ключевой ставки, так как в этом случае мы можем получить новую волну инфляции и придется все начинать сначала.

ЧЕЧЕНКО, ШКУРЕНКО и другие

Министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО обратил внимание, что повышение ключевой ставки спровоцировало существенный рост расходов на обслуживание госдолга – в 2025 году они увеличились по сравнению с 2023-м в 6 с лишним раз – более чем 3 млрд рублей:

– Мы отказались от коммерческих заимствований в этом году. Сегодня вынуждены вкладываться в балансирование бюджета. С наполнением доходной части бюджета в прошлом году было непросто: были риски неисполнения прогноза по налоговым и неналоговым доходам. Тем не менее, благодаря профессиональной деятельности налоговой службы и ответственности омского бизнеса, ситуацию стабилизировали. Недобор небольшой сложился – 1,2 процентных пункта. Все задачи, поставленные правительством Омской области, мы выполнили в прошлом году. В этом году прогноз достаточно амбициозный: 12,1% роста запланировано по итогам 4 месяцев. Есть риски неисполнения, но мы пытаемся добиться положительного результата.

Отвечая на вопрос из зала про инвестиции, ТРЕМАСОВ признал, что последние четыре года их объемы росли по 8% с лишним в год, в то время как с 2013 по 2020 год включительно в отечественной экономике висела инвестиционная пауза. Один из факторов роста вложений – скачки прибыли (под 30% в 2023 году), которые пережил бизнес за последние годы. В 2024 году, несмотря на проблемы, с которыми столкнулась экономика, прибыли, по словам советника председателя Банка России, удержались на высоком уровне. Спикер привел данные Росстата за прошлый год о том, что 57% инвестиций финансируются за счет собственных средств предприятий:

– Да, динамика ухудшается, но это естественный процесс. На макроуровне мы не видим начала инвестиционного спада.

Генеральный директор ООО «Торговый дом Шкуренко» Виктор ШКУРЕНКО признался, что полностью поддерживает политику Центробанка:

– Регулировать экономику лучше монетарными способами, а не административными воздействиями. Я помню попытки правительства вручную влиять на цены на подсолнечное масло: у бизнеса это в лучшем случае вызывало смех, в худшем – возражения. На уровне вице-премьеров собирали всю цепочку движения товара от производства до розницы и стремились вырегулировать то, сколько каждый может заработать. Мы не хотим обратно в эти манипулирования! И прекрасно понимаем, что альтернатива высокой ключевой ставке – административное регулирование цен. Поэтому будем вместе с вами ждать, когда инфляция стабилизируется, и будем продолжать нашу инвестиционную деятельность. У меня, как предпринимателя, произошли изменения: мой инвестиционный интерес от оптово-розничной торговли продуктами сдвинулся в сторону общественного питания и производства – там больше маржа, и туда, соответственно, приходит капитал.

У ТРЕМАСОВА поинтересовались, какой рентабельностью должен обладать бизнес, чтобы текущие кредитные ставки стали для него подъемными. Эксперт парировал:

– Во-первых, у нас в экономике треть компаний работает вообще без долгов. Во-вторых, поверьте мне, на каждой встрече с предпринимателями в регионах, каждый четвертый акционер, руководитель предприятия жмет мне руку и благодарит за высокую ключевую ставку. У таких предпринимателей пока нет инвестиционных потребностей, они размещают свободные средства на депозитах, и они выигрывают у конкурентов, которые в свое время проводили агрессивную политику: много занимали денег, много что покупали. Теперь, воспользовавшись тяжелым положением конкурентов с долгами, предприниматели купят их подешевевшие активы. Это абсолютно естественная конкуренция. Так что есть бизнес, который выигрывает от высоких ставок. На самом деле расходы, связанные с обслуживанием кредитов, до прошлого года были не велики – от 3% до 5% по отношению к их себестоимости. Я слышал от многих предпринимателей, что повышать ключевую ставку правильно, так как их расходы, связанные с высокой инфляцией (на сырье, на оборудование, на персонал), намного более болезненные, чем расходы, связанные с обслуживанием долга. А уж с каким уровнем долга работать – это всегда выбор компаний. Есть инструмент привлечения акционерного капитала, его популярность растет.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 мая 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.