Мэр столицы уверяет: Москва половину заработанного отдает стране, но остается богатой, потому что умеет работать с частными инвестициями.
В рамках юбилейного, десятого Московского финансового форума в сентябре прошло пленарное заседание «Финансовая система: вызовы и задачи».
Эльвира НАБИУЛЛИНА, председатель Центрального банка РФ: «У нас происходит замедление экономики, но рецессии нет»:
— Оперативные данные за лето показывают, что рост экономики продолжается. Да, более умеренными темпами. И это естественно, к сожалению, после перегрева экономики. Мы видим даже признаки активизации потребительского спроса, заметно увеличивается корпоративное кредитование.
У нас происходит замедление экономики, но рецессии нет. Даже когда говорят о технической рецессии, имеют в виду, что экономика снижается два квартала подряд. У нас и этого не наблюдается. Обычно рецессия сопровождается падением реальных доходов населения, высокой безработицей. А если рецессия вызвана переохлаждением спроса, то сопровождается низкой инфляцией. Да, у нас инфляция снизилась, но она еще остается выше цели. Поэтому никаких признаков, которые относятся к понятию экономической рецессии, на мой взгляд, нет.
Может быть разговоры о рецессии подпитывает сложная ситуация в отдельных отраслях, связанная с внешним спросом: в добывающей, в угольной промышленности, в металлургии, в тех секторах, где наблюдался перегрев. Мне кажется, мы не учитываем то, что в экономике происходит структурная перестройка. Поэтому в разных секторах неравномерная динамика.
Антон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ: «Чтобы сделать устойчивыми финансы, мы закладываем в бюджете снижение зависимости от нефтегазовых доходов»:
— Одними станками, оборудованием и деньгами не решить вопрос производительности и эффективности экономики. Деньги большие выделяем, НИОКРы осваиваются, техника покупается. Где результат? Результата нет. Мы помогаем разгильдяям, но не помогаем эффективным! Надо помогать тем, кто тащит!
Сегодня у предприятий модно приходить в Минфин и говорить: «Посмотрите, у нас убытки, долги, огромная беда, спасайте!». Одно предприятие, второе, третье... Это уже такая политика. Мы большие ресурсы тратим на то, чтобы просто поддерживать безубыточность, а надо наоборот ресурсы вкладывать, требуя повышения производительности труда, повышения эффективности, требуя конкурентного продукта. А не просто – выпустил продукт, никто не берет, ладно, ничего страшного, государство купит.
Чтобы сделать устойчивыми финансы, мы закладываем в бюджете снижение зависимости от нефтегазовых доходов. Сегодня 60 долларов за баррель, к 2030 году планируем снизить планку до 55 долларов. Доля нефтегазовых доходов в следующем году будет 22%, а раньше была под 50%. Мы должны сделать бюджет более мускулистым, который бы отвечал на любые ограничения, с которыми мы сталкиваемся, был защищен от внешних воздействий.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: «Производительность труда не повысится без концентрации населения в крупных мегаполисах»:
— Несколько лет тому назад доля инвестиций Москвы была в два раза меньше. Сегодня структура бюджета другая. Каждый бюджетный рубль дает кратное привлечение частных инвестиций. Собственно, это и есть волшебная палочка: оптимизация текущих расходов, максимальное увеличение доли инвестиций, которые обеспечивают рост экономики в том числе в виде налоговых поступлений. Формула простая: ты в штопоре уходишь вниз, когда уменьшаешь инвестиции, или по спирали идешь вверх, когда увеличиваешь долю инвестиций в бюджете. Вот и все. Не надо быть экономистом с семью пядями во лбу, чтобы понимать эту прямую зависимость. Тем более, бюджетные изъятия в нашей стране немаленькие. Каждый рубль налоговых и неналоговых поступлений, который зарабатывается в Москве, делится пополам: бенефициар – Министерство финансов.
Вспомните период деиндустриализации Москвы – это же происходит с другими крупными мировыми городами. Советская Москва на 60% жила за счет промышленности, 40% территории были заняты промкой. Сегодня в Москве промышленная доля – 12–14%. Этот процесс уже не остановить. Но лет 5–7 тому назад произошла удивительная история: предприятия, которые реинвестировали и развивались в регионах, сделали разворот и начали возвращаться в Москву. Первая и главная причина – кадры. Производство советского периода и нынешнего значительно отличается. Оно стало более высокотехнологичным, требует более квалифицированных кадров. И, конечно, такие кадры, в первую очередь, можно получить в больших городах. Я не говорю про Москву, вообще про все большие города, где хороший потенциал инженерного образования, среднепрофессионального.
Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы создать для предприятий хорошую среду для развития. Прибыль от таких предприятий, если посмотреть в налогах, вообще небольшая. Но это технологический стержень, вокруг которого создаются конструкторские бюро, появляются инновации, развиваются высокотехнологичные направления – микроэлектроника, фармацевтика, производство беспилотных авиационных средств и т.д. Он создает другой, более сбалансированный город, более устойчивую и независимую экономику.
В Германии производительность труда выше, чем в нашей стране, в 1,7 раза. Вы видели немцев, которые переработали?! Большой обеденный перерыв, бокал пива... Или в той же Италии: пицца, полуденный перерыв, сон... Сложно представить, что наш Иван Иванович на заводе трудится меньше, чем они! Речь идет не о количестве труда, а о высокой концентрации населения. В большинстве европейских стран экономика услуг генерирует совершенно другую производительность естественным образом. Поэтому в больших городах, в том числе в Москве, производительность труда примерно такая же, как в Германии, и значительно выше (на 60%), чем в среднем по стране.
Мы можем придумывать разные мероприятия, внедрять станки с программным управлением и т.д., но без концентрации населения в крупных мегаполисах – я говорю не о Москве, а в целом, сегодня количество миллионников выросло на 60% за последние годы, до 16 – производительность труда не повысится. Концентрация должна отличаться от скученности. Концентрация – когда много людей живут на небольшой территории, но при этом они комфортно себя чувствуют с точки зрения экологии, услуг и т.д.
Так как наш бюджет в большей степени начинает зависеть от поступлений налогов не сверхкрупных компаний, а среднего, малого бизнеса, очень важно смотреть, кто и сколько платит. Важен принцип, как это ни странно, справедливости. Сегодня у нас что происходит? Два соседа живут на одной лестничной площадке, работают на одном предприятии, один на постоянной основе, а другой, к примеру, самозанятый. Живут они одинаково, получают одинаковые доходы, делают одинаковую работу. Но один платит в федеральный бюджет 47% налогов, а другой 5%. Чем больше мы увеличиваем налоговое изъятие, тем больше создаем стимулов переходить в серый, теневой сектор!
В Москве мы платим 180 млрд за неработающее население в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Регионы в целом – около триллиона. Если мы посмотрим, за кого платим, то вырисовывается чудесная картина. Понятно, что должны за пенсионеров платить, за многодетных мам, за инвалидов, за студентов. Правильно. Но мы еще платим за десять млн в целом по стране людей, которые не обременены никакими ограничениями, не работают и даже заявление о страховании, о социальной поддержке не написали. Лоботрясам, которые ничего не делают, мы гарантируем защиту, даже не спрашивая, нужно ли им это! Сотни миллиардов просто выдаем, мотивируя не работать, еще и пенсию выплатим. А потом у нас дефицит трудовых ресурсов, мигранты нам нужны и т.д. Если немножко проанализировать большие банковские данные, окажется, что как минимум четверть из них имеют на счетах около миллиона рублей, еще четверть получает ежемесячно доходы в размере от 50 до 100 тыс. рублей. Слушайте, этим надо заниматься. Мы увеличиваем пресс на людей, которые работают легально, открыто, позволяя части населения работать в тени и не платить налогов или платить мизерные налоги. Это становится не только социальной, но и политической проблемой.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 сентября 2025 года.
Фото © mff.minfin.ru








