Все рубрики
В Омске пятница, 5 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,9708    € 89,9011

Екатерина БАТАЛИНА: «ИИ может собирать статистику, сколько обращений клиентов обрабатывает человек. Это дает возможность измерять с помощью искусственного интеллекта производительность труда и повышать ее»

19 октября 2025 14:00
2
1055

Произошел переход к массовому распространению искусственного интеллекта – конечно, решения дорогостоящие, но даже их на рынке становится все больше и больше. 

В рамках Североазиатского международного форума «Право для бизнеса», организованного юридической компанией «Лексфорт» и маркетинговым B2B агентством partisans, в Омске в конце сентября прошла панельная сессия, посвященная цифровизации компаний. Представляем читателям выступление на этом мероприятии директора практики по управлению персоналом, организационным дизайном и изменениями компании «Технологии Доверия» Екатерины БАТАЛИНОЙ:

— 2025-й можно охарактеризовать как год стремительного развития искусственного интеллекта. В России произошел переломный момент, когда искусственный интеллект вошел в большинство компаний: свыше половины крупного бизнеса применяют этот инструмент.

Три наиболее актуальные в этом году характеристики искусственного интеллекта. Первое – оптимизация, использование новых возможностей и гиперперсонализация. Помните, еще год-два назад все опасались, что искусственный интеллект всех заменит. Сейчас пришло понимание, что это источник сокращения трудозатрат, анализа большого массива данных и принятия более взвешенных решений. С другой стороны, это подобранные именно под вас курсы обучения, новости, документы. Если мы говорим о человекоцентричной модели, к которой все стремятся в настоящее время, то искусственный интеллект как раз таки является таким проводником. С точки зрения конкуренции компании, уже использующие искусственный интеллект, лучше работают со своими затратами и получают больше возможностей.

Вторая характеристика – переход от экспериментов к стратегии и целостной системе использования искусственного интеллекта. Год-два назад многие компании, даже крупные, только пробовали инструмент, а сегодня уже более взвешенно подходят к его использованию, строя прогнозные модели. И третье – переход от закрытых моделей к открытым и массовому распространению искусственного интеллекта. Да, конечно, решения дорогостоящие, но даже их на рынке становится все больше и больше, становится больше провайдеров.

Как только мы у себя в «Академии ТеДо» запустили тренинги по искусственному интеллекту, получили массовый отклик, потому что коллеги из всех индустрий стали приходить, чтобы узнать, какими нейросетями лучше пользоваться, ведь их сейчас целый спектр. Нужно обучать сотрудников, как правильно писать промты. При этом, разумеется, очерчивая контур безопасности. Вы знаете эти «прекрасные» истории, когда один известный производитель электроники решил спросить искусственный интеллект, как лучше прописать стратегические инициативы, и отправил в интернет целиком стратегию развития компании на пять лет, и она стала доступна всем пользователям на рынке.

Мы уже три года подряд проводим исследования о том, какие решения с использованием искусственного интеллекта внедряют российские компании в области HR. Они научились делать очень сложные истории. Например, в 2023 году Сбер заявлял о том, что хочет измерять эмоциональное состояние сотрудников контактного центра. Если сотрудник нервничает или настроен агрессивно, система сразу дает сигнал, что ему нужно отдохнуть, успокоиться перед тем, как разговаривать с клиентом. И что вы думаете, в текущем году мы проводили интервью и оказалось, что большинство компаний уже сейчас это применяют! Два года для внедрения таких технологий – очень немного.

С точки зрения HR, искусственный интеллект чаще всего применяется в обучении персонала, рекрутинге и HR-сервисах для сотрудников. Понятно, искин способен быстро проанализировать резюме и разработать персонализированные системы обучения. Достаточно давно в компаниях существуют HR-боты, которые помогают отвечать на часто задаваемые вопросы. С одной стороны, это экономит время, с другой, очень облегчает жизнь сотрудника. Так вот, в этом году происходит массовое переобучение чат-ботов. Если раньше они были простые, отвечали на 2–3 вопроса (причем, не дай бог, неправильно задашь, тебя вообще не поймут), то сейчас внедряют модели с гораздо более разнообразными возможностями.

Часто применяемая история – программа ротаций. Как вы знаете, многие сотрудники сейчас покидают компании, потому что, например, хотят из экономиста переспециализироваться в айтишника. С другой стороны, компаниям нужны свои айтишники, поэтому им лучше пригласить того же самого сотрудника попробовать себя в другой роли. Или распространена история, когда сотрудник упирается в карьерный потолок: он вырос, руководитель отдела есть, вторым руководителем он быть не может, идти ему некуда. Программы карьерной ротации позволяют посмотреть на компанию шире и подумать, где его компетенции могут пригодиться – в другом подразделении, в другом регионе, может быть, в другой специализации или другой экспертной ветке.

Очень часто искусственный интеллект применяется для разработки рекомендательных моделей и для того, чтобы проработать, например, модель прогнозирования прохождения испытательного срока. Весьма востребованная история в этом году. Сотрудник пришел в компанию, мы смотрим, насколько быстро он набирает связи, какое количество писем отправляет, со сколь многими сотрудниками коммуницирует, в какие проекты вступает. На основании этого прогнозная модель говорит о том, что сотрудник, например, плохо адаптируется, возможно, ему стоит уделить дополнительное внимание. Это помогает избежать ситуации, когда человек увольняется раньше, чем прошел трехмесячный испытательный срок.

В Сбере огромное количество инструментов с искусственным интеллектом. Например, они ищут сотрудников, похожих на реального Ивана Ивановича: загружают огромное количество параметров – на какой он работает позиции, какими обладает знаниями, какие у него компетенции, в каких проектах участвует, на каких конференциях выступал, какие курсы проходил. Для новых проектов подбирают аналогичных Ивану Ивановичу сотрудников. Хорошая вещь, когда конкретного специалиста очень хочется клонировать.

В последнее время стали популярны аватары, с которыми можно записывать обучающий курс, в виде вымышленного существа или известного человека. Например, законы классической механики может объяснять сам Ньютон.

По мере развития отечественной экономики, российских бизнесов становится все важнее уделять максимальное внимание качеству больших данных. Например, собирать статистику, сколько обращений клиентов обрабатывает человек. Это дает возможность измерять с помощью искусственного интеллекта производительность труда, повышать ее и становиться более конкурентоспособными на рынке.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 октября 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Ну так-то, да 20 октября 2025 в 09:19:
например в нашем магазине Искин подсчитывает число посетителей. А по серьезному именно ИИ должен заменить минфин, составлять и исполнять бюджет. А депутатам предоставить право вносить в него поправки в пределах 1-2 процентов. Вот тогда вся страна почувствует насколько же мы богаты.
ДЖОКЕР 20 октября 2025 в 09:03:
А кто будет мерить производительность этой авторши? Судя по бесформенности производительность то не ахти!!!
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.