Принятие закона о локализации такси может взвинтить цены на поездки и увести в серую зону часть водителей.
В октябре на пресс-конференции в ИА «Национальная служба новостей» обсудили закон о локализации такси. Он вступит в силу с 1 марта 2026 года. Согласно ему для перевозки пассажиров смогут использоваться только автомобили, произведенные в России, имеющие большую часть отечественных узлов или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИКов). В перечне, который представил Минпромторг России, указаны конкретные модели: Lada (Granta, Iskra, Vesta, Niva Travel, Niva Legend, Aura, Largus), УАЗ («Патриот», «Хантер»); Sollers (SP7), Evolute (i-Pro, i-Joy, i-Sky, i-Jet, i-Space), Voyah (Free, Dream, Passion), Москвич (3, 3e, 6, 8). Список пока предварительный. Готов ли бизнес к закону о локализации такси, сможет ли узкий перечень моделей автомобилей обеспечить автопарк России, обсудили федеральные эксперты.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий ГУСЕВ отметил, что в ходе доработки закона необходимо учесть несколько моментов:
— Водители, которые работают на своих автомобилях и являются самозанятыми, то есть подработчиками, никогда не будут выполнять эту норму. А значит, уйдут в черную зону, и те задачи, которые хотел решить этот закон, выполнены не будут. Человек, работающий на заводе и выходящий вечером подработать в течение 2–3 часов, не станет проходить медосмотры, техосмотры, не будет перекрашивать машину и уж тем более покупать автомобиль, который, по мнению Минпромторга, является локализованным, т. е. российским. Мы этот вопрос обсуждали в Госдуме РФ и предлагали для подработчиков изменить схему локализации. На совещании были представители всех фракций, все агрегаторы, общественники, профсоюзы таксистов, таксопарки. И сегодня мы официально услышали позицию профильного департамента, который поддержал идею, что на водителей, работающих на своих автомобилях – на самозанятых, не должна распространяться локализация. Точнее, она может быть распространена, но с отложенным сроком действия.
Кроме того, Дмитрий ГУСЕВ обратил внимание на итоги предыдущих изменений закона о такси, введенных два года назад:
— До 1 сентября 2023 года все люди были подключены к различным агрегаторам. Машины приезжали быстро, их было много. После принятия закона произошло несколько событий. От 300 до 500 тысяч ушли на СВО. Более чем из 2 млн людей, оказывающих услуги такси, осталось около 800 тысяч. Столько машин зарегистрировано в официальном реестре.
Он также обратил внимание на другую цифру:
— 1,3–1,5 млн человек находится сейчас в серой зоне. Это вызывает вопросы о безопасности, комфорте пассажиров. Надо что-то сделать.
Председатель совета директоров таксопарка «369», член генерального совета «Деловая Россия» Алексей БЫКОВ настроен более оптимистично. Он рассказал, что некоторые таксопарки уже готовятся к реализации нового закона о такси – обновляют автопарки. Правда, им в этом мешают высокие ставки по лизингу.
Вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян ХАЙЦЕЭР посмотрел на положение дел с другого ракурса:
— Ситуация непростая и для бизнеса, и для производителя, поскольку у бизнеса все-таки есть определенные требования к автомобилям такси. Нужны надежные седаны с автоматическими коробками, как минимум для крупных мегаполисов. Попробуйте на ручной коробке поездить по пробкам! Это вопрос безопасности. Ни один из перечней автомобилей фактически не отвечает этим критериям. И это сложность для таксистов. Понятно, что закон будет принят. Я очень надеюсь, что перечень расширят. Государство заверило нас в этом. Российский производитель должен не гордиться монопольным положением, а исправлять свои автомобили.
Удивление и вопросы у эксперта вызвали некоторые позиции и в перечне автомобилей, например, электромобиль Evolute, который в Липецкой области собирает ООО «Моторинвест»:
— Я не понимаю, кто его будет использовать и где. Для меня самый разумный из этого списка – «Москвич-6.
Алексей БЫКОВ напомнил собравшимся, что перечень автомобилей будет увеличиваться и окончательный можно будет увидеть только 1 марта 2026 года:
— На сегодняшний день в список вошли марки, которые изначально производят в России, или компании, успевшие подписать специальные инвестиционные контракты. Однако есть производители, которые еще не подписали СПИКи. Они тоже будут к этому двигаться.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров, зампред Общественного совета при Минтрансе России Илья ЗОТОВ отметил, что плавность реализации закона обязательно отразится на пассажирах – на том, сколько они будут платить за поездку, и порассуждал о ситуации:
— Министр промышленности недавно сказал, что у нас в стране производится 20 брендов. Совершенно непонятно, почему все они по умолчанию не допущены для работы в такси. Можно запустить единый инструмент приобретения автопарка для такси за счет государственного софинансирования – такой, как инструмент закупки автобусов, чтобы многие могли к этому подключиться. Тогда можно было бы приобретать отечественные автомобили. Если бы субсидия составляла миллион рублей, это было бы существенное подспорье для отрасли. На данный момент подобных инструментов, за исключением Москвы, не существует. Но такая программа напрашивается под единым оператором. Регионы бы подавали заявки, проводили конкурсы среди водителей.
Илья ЗОТОВ полагает, что очень важно учесть, что отрасль такси держится на физических лицах и самозанятых:
— Если мы отменим режим самозанятости, это затронет сферу такси. Мне кажется, государство должно найти баланс и не оставить сотни тысяч семей без возможности получения дополнительного дохода в угоду отечественному автопрому. Надо понимать, что взлет цен на такси на 30–40% неминуемо отразится на электоральной истории.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров полагает, что если режим самозанятости будет отменен для водителей, имеющих в собственности автомобиль, то для этой категории должен быть создан другой специальный режим. В противном случае отрасль в развитии откатится назад на несколько лет. Илья ЗОТОВ уверен: чем больше брендов автомобилей будет допущено к использованию в такси, тем лучше, тем вернее удастся избежать взлета цен.
Обсуждая стоимость поездки в такси, Алексей БЫКОВ процитировал председателя Общественного совета при Минтрансе России Татьяну ГОРОВУЮ, которая недавно в Сочи озвучила цифру: общее количество поездок в такси в России составляет около 3 млрд, и заметил:
— Это колоссальный спрос. Примерно 21% от общего объема пассажирских перевозок, включая автобусы и другой вид транспорта. Предложение будет снижаться, потому что есть дополнительные ограничения для самозанятых, для парков и т. д. в связи со вступлением в силу нового закона. Цены на услуги такси будут расти, потому что, как говорил Карл Маркс, спрос регулирует предложение. Спрос большой, предложение низкое, соответственно, цены растут.
Илья ЗОТОВ также отметил, что спрос на такси растет, однако любые ограничения взвинтят цены. Ян ХАЙЦЕЭР тоже прогнозирует рост стоимости на услуги такси:
— Могу сказать, что сегодня такси – это роскошь, а не средство передвижения. И те времена, когда мы могли проехать за 200-300 рублей, да еще в эту сумму входила чашечка кофе, прошли. Цена на такси должна соответствовать доходам населения. Если будет помощь таксопаркам в плане приобретения автомобилей, то это, конечно, сдержит рост цен на такси. Если помощи не будет, тарифы будут активно расти.
Алексей БЫКОВ напомнил, что до прошлого года государство давало таксопаркам субсидии через лизинговые компании, это помогало приобретать новые машины. Однако сегодня Минпромторг России не рекомендует таксопаркам рассчитывать на поддержку.
Председатель союза цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий КОРНЕЕВ начал выступление с риторического вопроса: до каких пор российские законодатели будут игнорировать физическую реальность:
«По сведению агрегатора, более 90% водителей покупают автомобили для частного использования и только 10% работают на них хоть в какой-то мере как профессиональные водители. Такие люди не приобретали локализованные автомобили и не будут. Надеемся, что руководство Минтранса РФ все-таки обратиться к реальности и водители на собственных автомобилях из этого закона о локализации такси будут исключены».
— Каким образом требования к медосмотрам, техосмотрам, к цвету такси и внесению автомобилей в реестр относятся к самозанятым на своих автомобилях? Конечно, они их не исполняют потому, что это физически невозможно – у нас нет пунктов техосмотра, медосмотра. И смысла в них нет, потому что нигде в мире такого нет. Когда на заседании в Госдуме РФ мы говорили, что все это невозможно исполнить, представитель Минтранса сказал, что это не новое регулирование, что оно существовало еще со времен Советского Союза. Я могу сказать, что и в Советском Союзе его никто не исполнял. У меня отец работал в таксопарке и рассказывал, как реально все происходило. Если это фактически никогда не исполнялось, то зачем мы это тащим в новое регулирование?! Если идея об отдельном цвете такси была придумана в 1903 году в Нью-Йорке, чтобы выделить автомобили такси из потока, чтобы можно было махнуть рукой и сесть, то зачем это нам сейчас?! Тем более зачем это самозанятым, ведь понятно, что свой автомобиль перекрашивать они не будут, потому что покупают его для себя, а не только для подработки, – эмоционально выступил Валерий КОРНЕЕВ и резюмировал: – Хочу призвать наших законодателей, чтобы они не игнорировали физическую реальность и здравый смысл и прислушивались к мнению экспертов.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 октября 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ, из архива «Коммерческих Вестей»









