Все рубрики
В Омске суббота, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 79,7296    € 93,5626

Сергей ГРАЧЕВ, АО «Почта России»: «Никогда не принимаю кардинальных решений быстро. Надо ранжировать, когда нужно действовать реактивно, а когда, как китайцы, мелкими шагами идти к великим целям»

13 декабря 2025 09:30
1
237

На данный момент в 342 отделениях почтовой связи Омской области можно получить заказы с маркетплейсов. Это услуга дает трафик. 

С тех пор, как в 1971 году было отправлено первое электронное письмо, способы отправки корреспонденции сильно изменились. Стала другой и почта. Чем сегодня занимаются почтальоны, какие услуги оказывают в отделениях почты в Омской области и что компания может предложить малому, среднему и даже крупному бизнесу, обозреватель еженедельника «Коммерческие вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у нового директора Управления федеральной почтовой связи Омской области – АО «Почта России» Сергея ГРАЧЕВА.

– Сергей Александрович, в конце прошлого года вы заняли пост директора Почты России в нашем регионе. Какая у вас стратегия работы?

– Я придерживаюсь позиции открытости и выстраивания коммуникаций. Когда мы решаем кросс-функциональные вопросы, нужно вовлекать максимальное количество участников. Мне интересны проектные подходы, все новое. Приведу пример. На HALFEST на G-Drive Арене предлагали заполнить анкету и выиграть возможность презентации своей компании в течение минуты. Я был там с двумя заместителями, и мы приняли участие, ведь там присутствовали 3 тысячи человек, которые могут стать нашими клиентами. И выиграли эту минуту! Мы должны гордиться тем местом, где живем, работаем. Когда у меня появилась возможность рассказать, что современная Почта России – это не почтальон Печкин, а крупная федеральная логистическая компания, включенная в список стратегических предприятий Российской Федерации, я ею воспользовался. Почта России – это железнодорожные, водные, автомобильные и авиационные перевозки. Два железнодорожных состава ходят по стране в графике пассажирских и гарантируют нашим клиентам четкие и сжатые сроки доставки.

– Расскажите, что сегодня представляет собой омский филиал.

– На данный момент в регионе работают 10 почтамтов, 623 отделения почтовой связи, магистрально-сортировочный центр на железнодорожном вокзале, где происходит обмен корреспонденции, а также автотранспортное предприятие, кстати, одно из крупнейших в регионе. В нем порядка 250 единиц автомобилей разной тоннажности. Плюс в нашем управлении курьерской доставки работают 16 машин. Ежегодно почтовый автотранспорт проходит по региону 7 млн километров. Сейчас у Омского управления Почты России более 100 маршрутов внутри региона. Если оперировать цифрами, филиал отправляет 27 млн писем, 700 тысяч международных мелких пакетов, 2 млн посылок, 300 тысяч денежных переводов, 8 млн платежей, 24 млн счетов по коммунальным услугам, а также распространяет 3,5 млн экземпляров газетно-журнальной продукции.

– 27 млн писем – солидная цифра. Сегодня большая их часть – от госорганов? Обмен корреспонденцией между гражданами ушел в прошлое?

– Да, чаще всего это письма от УФНС, приставов, ГИБДД и других структур. Граждане все еще пишут письма, однако в рамках цифровизации объемы корреспонденции, конечно, в разы меньше, чем раньше. Кстати, недавно мы, открывая музей Почты России на базе музея железнодорожного транспорта, рассказывали детям, что такое письмо. А в парке Победы на 9 мая устанавливали стойку, где любой желающий мог написать письмо или открытку и бесплатно отправить. Такими акциями стараемся сохранять историческую память.

– Время от времени в СМИ появляется информация о закрытии почтовых отделений из-за недостатка кадров. Сколько из общего числа могут закрыться по этой или другим причинам?

– На данный момент в регионе из 623 отделений почтовой связи изменен формат работы у 14. Ключевые причины две. Первая – сокращение в населенном пункте жителей до 100-200 человек. Вторая – отсутствие универсального специалиста, готового обучаться, брать на себя ответственность. А нам нужен именно такой. Мы активно работаем с главами поселений, биржами труда, но сегодня большая часть жителей села – пожилые люди, которые зачастую не хотят осваивать цифровизацию. А почтовый работник, не зависимо от того – почтальон, оператор или начальник отделения – это универсальный специалист. Только вдумайтесь: наши сотрудники предоставляют населению более 100 услуг!

– Какая судьба ждет эти 14 отделений?

– Из них не целесообразно сохранять 11, потому что они находятся в селах, где проживает менее 150 человек. Но мы понимаем, что Почта России в сельской местности – это центр притяжения. Поэтому ни один населенный пункт не оставим без почтовых услуг. Есть выездные форматы, например, мобильный почтовый терминал, который привозят сотрудники почтамтов. С его помощью люди оплачивают коммунальные и прочие услуги.

– Сегодня почтовые отделения в селах открывают в быстровозводимых конструкциях. Сколько таких в Омской области?

– Существует федеральная программа ремонта сельских и отдаленных отделений Почты России. Она стартовала по распоряжению нашего Президента В.В. ПУТИНА в 2022 году. Тогда мы отремонтировали 10 отделений почтовой связи, в 2023-м – восемь, в 2024-м – 18 и в 2025-м – три. По программе делаем капитальные ремонты зданий и устанавливаем быстровозводимые конструкции (БВК) там, где почта находилась в деревянном и ветхом строении. В прошлом году мы построили 12 БВК и отремонтировали 6 зданий. На данный момент в Омской области уже в 13 БВК функционируют почтовые отделения.

– Что внутри? Какое оснащение?

– Это аналог ФАПа. В зависимости от количества населения они бывают двух форматов – 24 кв.м и 48 кв.м. После входной группы идет сервисная зона для покупателей. Кстати, мы сейчас ставим продукты питания на открытый доступ, как в супермаркетах, чтобы покупателю было удобно выбирать. За барьером находятся оператор и начальник отделения. За ними располагаются стеллажи. Есть бытовое помещение, где находится техника – холодильник, микроволновая печь, чайник и, конечно, санузел. В каждом БВК установлены кондиционер и электроконвектор для отопления.

– Какой процент почтовых отделений в Омской области планируется отремонтировать до 2030 года?

– По прогнозам, порядка 35-40%. И мы, и руководство региона делаем все возможное, чтобы количество таких отделений было максимальным.

– С кем работаете по курьерской доставке?

– Почта России заключила в Омской области порядка 2 тысяч договоров. Количество вроде бы значимое, но доля рынка пока небольшая, ведь в регионе только малого бизнеса свыше 30 тыс. субъектов. И сейчас мы активно увеличиваем нашу долю – работаем и с компаниями, и с региональными министерствами. Еженедельно встречаемся с первым заместителем министра цифрового развития Омской области Максимом Игоревичем МАКАЛЕНКО. Составили дорожную карту. Подключаем Министерство промышленности и торговли. Мы хотим популяризовать Почту России на различного рода мероприятиях. Подготовили презентации о наших ключевых возможностях – логистических, цифровых и т.д.

– Можете приоткрыть нюансы дорожной карты, которую разрабатываете с Министерством цифрового развития?

– Мы заинтересованы в налаживании контактов напрямую с предприятиями. Первый важный шаг – коммуникация с компаниями в ходе семинаров, встреч, чтобы руководители своими глазами увидели нашу работу, задали вопросы, состоялся диалог. Почта России имеет все возможности для доставки грузов и отправлений в срок. На рынке логистики мы очень конкурентноспособное предприятие.

– Почта России в Омской области ищет клиентов среди малого и среднего бизнеса?

– И крупного тоже.

– Что вы можете предложить, например, малому бизнесу?

– Все зависит от того, чем он занимается. Наше ключевое направление – это логистика. Сейчас – век электронной торговли. Можем предложить доставку изделий от производителя до склада маркетплейса. Не зависимо от того, где он находится. Можем сделать доставку до конечного пользователя. Почта России работает со всеми регионами.

– За счет чего планируете увеличить долю Почты России в логистике?

– Во-первых, анализируя витринную тарификацию, которая есть в открытом доступе, мы понимаем: предложения Почты России либо на уровне, либо интереснее. Во-вторых, предлагаем хорошие сроки, поскольку, как я уже говорил, осуществляем перевозки по железной дороге на своих составах. Доставка на автовозах дольше и имеет больше рисков. В-третьих, у нас гибкие тарифы, зависящие от объемов. Например, оформляем доставку под полную загрузку вагона, самолета. Интересные условия могут получить и те, кто работает с Китаем, – на авиа- и железнодорожные перевозки.

– Как у вас складываются отношения с маркетплейсами?

– Они активно развиваются и создают нам конкуренцию, в том числе в традиционных почтовых услугах. Поэтому мы сейчас выстраиваем с ними больше партнерские отношения. На данный момент в 342 отделениях почтовой связи Омской области можно получить заказы с маркетплейсов. Это услуга дает нам трафик, возможность получения дополнительного дохода сотрудниками, помогает выстраивать отношения с ключевыми игроками электронного рынка. У Почты России есть централизованный договор. Мы на территории являемся его исполнителями. Утвержден брендбук, согласно которому оформляем окно, обучаем оператора. Когда человек делает заказ на маркетплейсе, он видит, что его можно получить в том числе в отделении почтовой связи.

– Это работает только в сельской местности?

– Есть и в Омске – в 272 офисах. Все заказы с маркетплейсов приходят в магистральный сортировочный центр, а дальше на нашем транспорте развозятся по отделениям почтовой связи.

– Вы говорили о цифровизации. Расскажите, как она сегодня реализуется в почтовых отделениях.

– Сейчас наша приоритетная задача – улучшение сервиса для клиентов, сокращение времени обслуживания. Поэтому внедряем проект по отправке и получению отправлений по QR-кодам. В мобильном приложении Почты России клиент может все оформить и в отделении отправить корреспонденцию буквально за несколько минут, показав оператору QR-код. Я сам постоянно тестирую наши услуги и вижу, как это удобно. Сегодня этим пользуется 60% населения Омска и области. Кроме того, есть знаковый проект по отправке электронных заказных писем, когда почта приходит через Госуслуги. Он имеет большое значение в плане экологии, ведь мы исключаем бумажную переписку. По нашим расчетам, в 2025 году мы сэкономили более 18 тонн бумаги, т.е. сохранили примерно 450 деревьев. Также сейчас продвигаем проект по отправке писем со знаками онлайн оплаты – это аналог обычных почтовых марок. Думаю, сегодня далеко не все знают, что почтовая марка, по сути, – это стоимость отправки письма. Знак онлайн оплаты оформляется в личном кабинете, после чего отправка письма в почтовом отделении занимает буквально 30 секунд. Сегодня все привыкли пользоваться кассами самообслуживания. И в Почте России тоже внедряются такие зоны. Человек сам взвешивает бандероль, посылку, оформляет и сдает оператору без очереди. Сейчас такая возможность есть в 20 отделениях связи: в 19 – в Омске и в одном – в рабочем поселке Кормиловка. Кроме того, мы осуществляем выдачу писем и посылок через почтоматы. В Омске их уже более сотни.

– Какой товар сегодня можно купить на почте?

– У нас можно приобрести кондитерские изделия, бакалею, чистящие и моющие средства, бытовую технику – фены, чайники, микроволновки. Наша первая десятка SKU точно в рынке – растительное масло, сахар, мука, макаронные изделия собственной торговой марки «Почтовая марка» (СТМ) и т.д. Мы делаем, к примеру, свои конфеты. Розница – немаловажный проект, особенно для села. Многие пенсионеры покупают нашу продукцию, почтальоны ее доставляют на дом, причем без наценки. Когда приносят пенсию, могут захватить и некоторые продукты питания.

– А если доставку закажут сразу несколько человек, как почтальон справится?

– Понятно, что 10 килограммов он не понесет. Берет в доставку шоколад, лотерейные билеты и еще что-то не тяжелое. Доставка – это, скорее, внутренние коммуникации. Наши почтальоны, особенно на селе, являются доверенными лицами для пенсионеров.

– Что, кроме макарон, вы выпускаете под СТМ «Почтовая марка»?

– Конфеты, о которых я упомянул, шоколад, консервы, пряники, печенье.

– В городских почтовых отделениях тоже реализуются продукты?

– Да. Понятно, что в Омске на них спрос меньше, скорее, это уже импульсная покупка. Однако продажи идут, потому что цены приятные.

– Какой вид деятельности для омского управления Почты России наиболее доходный?

– Конечно, традиционные почтовые услуги – посылки, письменная корреспонденция. Розница примерно в центре турнирной таблицы. Я возглавил омское управление Почты России в ноябре 2024 года и за это время успел побывать в 31 районе из 32. Остался только Усть-Ишим. Особенность в том, что 73% отделений почтовой связи – сельские. А почтовые отделения в деревнях – это, по сути, многофункциональные центры, куда человек приходит за решением широкого спектра вопросов. Там можно получить почтовые услуги, банковские, купить товары народного потребления, застраховать имущество, жизнь, получить ОСАГО, оплатить коммунальные платежи и многое другое. Сегодня Почта России де-юре – акционерное общество, но де-факто мы все-таки федеральная компания, потому что берем на себя социальные обязательства – присутствовать практически в 100% населенных пунктов. Мы понимаем, что закрытие почтового отделения связи на селе – это коллапс. Поскольку я три года назад пришел в Почту России из коммерческой структуры, то приведу пример из ритейла. Если появляются магазины-клиники, т.е. экономически не рентабельные, их сначала лечат, а если не получается, закрывают, потому что дальше генерить убыток коммерческое предприятие не будет. Почта России – тоже самоокупаемое коммерческое предприятие. Государство помогает нам только по федеральной программе, о которой я уже говорил. И это большое подспорье. Но чтобы выполнять свои обязательства и находиться в максимальном количестве населенных пунктов, сохранять отделения, имеющие отрицательную экономическую ситуацию, за счет других направлений, мы реализуем массу программ, работаем над популяризацией почты.

– Много говорят про то, что Почта России осуществляет доставку лекарств в сельской местности. Насколько это востребованно? О каких объемах идет речь?

– Сейчас в 448 отделениях почтовой связи Омской области население может приобрести средства для оказания первой медицинской помощи и БАДы. Плюс в рамках федеральной программы по модернизации отделений у нас открываются уголки здоровья, где можно бесплатно измерить давление, температуру, уровень сахара в крови.

– А заказать через Почту России лекарство возможно?

– Да, в этом году доставили почти 45 тысяч штук. Но речь идет о нерецептурных средствах, не требующих особых условий хранения и транспортировки.

– Профессия почтальон уходит в историю? Сколько сегодня в регионе осталось почтальонов? Какую зарплату они получают?

– Не скажу, что профессия уходящая. В Почте России она актуальна, тем более в сельских отделениях. Каждому четвертому пенсионеру Омской области мы доставляем пенсию на дом, а также печатные издания. Пенсионеры, как вы знаете, – сегодня основной читающий слой населения. В нашем филиале работает более 1,5 тыс. почтальонов. Средняя заработная плата у них порядка 22,5 тыс. рублей. Она состоит из оклада и премиальной части. Последняя зависит от продаж, например, от реализации продуктов питания они получают 3%, от лотерейных билетов – 6% и т.д. Наши почтальоны – очень уважаемые люди. Они по 40-50 лет пешком, на велосипедах, на катерах, паромах доставляют почту. Буквально сегодня получил об этом видео от начальника почтамта в Тевризе. Кстати, 1 октября мы открыли в Омске два участка доставки пенсии и пособий – УДПП. Это узкофункциональные отделения, которые занимаются только данным видом деятельности. Они нужны, чтобы сохранить высокое качество услуги и освободить от этой функции все остальные отделения города. Почтальоны УДПП передвигаются на автомобилях.

– Как вы пришли работать в Почту России, с каким опытом?

– Я родился и вырос в Казахстане. Мои родители – железнодорожники, поэтому после армии пошел по их стопам. Но через пять лет понял, что это не мое. В 25 лет я приехал в Россию, получил гражданство и начал работать в охранном бизнесе. Затем трудился в торговле разных направлений, например, в компании «Санта Бремор» занимался региональными продажами в Кургане. Пару лет работал как индивидуальный предприниматель тоже в торговле. Было неплохо, но 2008 год все расставил по своим местам. Затем 12 лет я трудился в компании X5 Retail Group («Пятерочка»), где начинал с продавца-кассира, потом стал заместителем директора, директором, супервайзером, начальником отдела продаж, директором кластера, операционным директором Южно-Уральского дивизиона. В рознице если человек готов к релокации, то он может быстро расти по карьерной лестнице. У меня всегда были непростые регионы. В Башкортостане мы в рамках ограниченных ресурсов увеличили долю присутствия «Пятерочек» в 2,5 раза за счет ребрендирования нескольких сетей. Поэтому у меня есть опыт и по развитию сетей, и по работе с персоналом. Потом год работал в федеральной сети «Монетка». Там получил предложение от Почты России. Мне на выбор предложили два региона – Забайкальский край и Республику Бурятия. Поскольку главная моя ценность – это семья, я посоветовался с женой и детьми (у меня их трое), и мы выбрали Бурятию. Всегда хотел съездить в отпуск на Байкал. Мне казалось, что это место силы. Так и получилось. В Бурятии удалось успешно реализовать проект открытия МФЦ на базе 33 отделений почтовой связи в сельских населенных пунктах. Сейчас он стал федеральным и тиражируется в других регионах. Услугу оказывает сотрудник почты, устроенный на 0,25 ставки в МФЦ. Это позволяет ему получать дополнительный доход порядка 15 тыс. рублей в месяц. Деньги на оплату были выделены из республиканского бюджета.

В октябре 2024 года мне предложили возглавить отделение Почты России в Омской области. Для меня это был очередной вызов, ведь в Бурятии я отвечал за 260 отделений почтовой связи, а в Омске их 623. С 1 ноября 2024 года меня назначили руководителем, но до мая этого года вел оба филиала, пока в Бурятии не нашли нового управляющего. За это время изучил имущественный блок омской почты, инфраструктуру, людей, выстроил отношения. Для успеха любого предприятия важно, чтобы первые лица шли в одну сторону. Любое совещание может переходить в конструктивный спор, но с поиском компромиссного решения для филиала, т.е. это история не про отстаивание своих позиций, а про поиск максимально эффективного варианта.

– В Омске с вашим приходом состоялись кадровые перестановки?

– Назначения были там, где существовали вакансии. Я всегда смотрю на компетентность человека, считаю, что выстраивание личных отношений – это вопрос времени. Никогда не принимаю кардинальных решений быстро. Надо ранжировать, когда нужно действовать реактивно, а когда, как китайцы, мелкими шагами идти к великим целям. Какие были изменения. Например, у меня был и.о. заместителя по коммерции. Пообщавшись, посмотрев, как он выполняет задачи, я обратился к руководству, чтобы его назначили на должность. Если есть сотрудники, имеющие авторитет или неформальную лидерскую позицию, я тоже это правильно применяю, умею выстраивать партнерские отношения. В каждом регионе и на каждом предприятии существует своя ментальность, например, своя скорость принятия решений, сформированная на протяжении всей истории компании. Почта в советское время являлась, по сути, монополистом на рынке, потому что не было конкурентной среды. Все это сформировало определенный стиль работы, когда требуется время на принятие решений. Сегодня это приходится менять. В век цифровизации нужны другие скорости. Чтобы решать вопросы с наличием управленческого персонала, мы в Омске активно развиваем проект Кадровый резерв. Например, начальником отделения почтовой связи № 52 назначили молодую девушку, которая только полгода работает в Почте России. Мы пообщались, я увидел: человек готов расти, и ее включили в кадровый резерв. Это важно делать, ведь ситуация на рынке труда непростая, а нам важно, чтобы на руководящие должности изнутри приходили замотивированные компетентные сотрудники. Тогда у людей будет стимул, а предприятие станет активнее развиваться.

– Что увидели, когда посещали отделения почты в районах?

– Самое главное – людей. Я увидел, что сотрудники Почты России преданы своему делу и любят компанию.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 ноября 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
ДЖОКЕР сегодня в 11:44:
У меня такое чувство, что этот человек всегда ходит мелкими шагами и только по нужде!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.