Письмо Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ в защиту поликлиники уже подписали больше тысячи человек.
Месяц назад, 12 февраля, «Коммерческие Вести» опубликовали материал о встрече общественности с руководителями Минздрава по вопросу о реорганизации поликлиник в центральной части города, где было упомянуто о моем участии. Поскольку общеизвестно, что тема не моя (у меня даже карточки в поликлинике никогда не было, вот на днях завел), должен пояснить, как туда попал: народ попросил принять участие, так как длительное время был на этой территории депутатом, а действующие депутаты, когда обратились жители, – защищать поликлинику не пожелали.
К сожалению, требование ч.1 ст.41 Конституции РФ о том, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», органами исполнительной власти Омской области нарушается, люди пытаются защитить свои конституционные права и законные интересы – сохранить «Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская поликлиника №1» (далее – поликлиника), так как ровно к столетию этого учреждения здравоохранения Правительство Омской области с подачи регионального Минздрава преподнесло подарок – поликлинику закрывают, а пациентов фактически вышвыривают на улицу или в платные клиники, на что далеко не у всех есть средства.
Вся беда и провинность нашей поликлиники перед новыми властями области заключается в одном – в расположении здания по ул. К. Либкнехта, 3 в историческом центре, на которое имеются более выгодные претенденты, чем больные люди.
Поскольку общение с Министерством здравоохранения Омской области и депутатами от «Единой России» к положительным результатам не привело – нас просто не слышат, а местные средства массовой информации, зависящие от распространения рекламных материалов из средств областного бюджета, публикуют информацию односторонне, с изложением только официальной точки зрения, решил подготовить этот материал, а люди вынуждены обратиться к Президенту Российской Федерации, уже собрали более тысячи подписей.
Больные люди не просят ни денег, ни льгот или иных преференций – лишь сохранить поликлинику, которую власти решили закрыть в год ее столетия.
«Ростикс» и «Бобы»
Поликлиника №1, начавшая свою работу в апреле 1925 года – старейшее в Омской области общедоступное поликлиническое учреждение здравоохранения (до этого имелись только экстерриториальная железнодорожная поликлиника, ведомственные военный госпиталь и медучреждение при сельскохозяйственном училище).
Так как в тот период за пределами небольшого центра города просто не было кирпичных зданий достаточной площади, к нашему теперешнему несчастью поликлинику разместили в самом историческом центре – на единственной торговой улице Ленина в доме №7/9.
Первый набег на поликлинику власти совершили в 2006 году, но тогда пациентам удалось отстоять медицинское учреждение – его перенесли в здание на соседней улице, изъятое у ставшей жертвой реформ закрытой областной специализированной травмотолого-ортопедической больницы, для медицинских работников и населения условия даже улучшились: площади увеличились в два раза, появились дополнительные кабинеты и узкие специалисты. А на месте бывшей поликлиники, как и положено по новым временам, теперь рестораны «Ростикс» (бывший «КFC»), «Бобы» и другие торговые объекты, с которыми больные конкуренции за внимание местных властей явно не выдержали.
В связи со вступлением в силу приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 №543н, утвердившего «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» с прилагаемыми «Рекомендуемыми штатными нормативами поликлиники», с целью сохранения имеющегося количества ставок узких специалистов при увеличившихся нормах обслуживания, прежний руководитель Минздрава Омской области провел реорганизацию путем присоединения к поликлинике №1 бывшей поликлиники закрывшегося государственного предприятия «Сибзавод», также в центральной части города (распоряжение Правительства Омской области от 21.01.2015 №2-рп).
В настоящее время в поликлинике трудятся 279 человек, в том числе 78 врачей и 119 средних медицинских работников, постоянный контингент (без учета прикрепленных 12 тыс. студентов из общежитий) составляет 37398 человек (в т.ч., по исторической территории поликлиники – 16771 чел., по территории бывшей поликлиники №14 Сибзавода – 20627 чел.). Имеются почти все узкие специалисты. Кроме того, на базе поликлиники (так как она расположена в самом центре) с 1960 года работает известное каждому омичу круглосуточное травматологическое отделение, официально оказывающее помощь контингенту 250 тыс. человек, а реально – сюда едет весь город.
В 2022 году проводился единственный объективный, по нашему мнению, контроль работы поликлиник города – не по бумажкам, а по положительным и отрицательным отзывам пациентов в соцсетях, где наша поликлиника заняла почетное 4-е место.
Так люди и жили спокойно, зная, что в любой момент могут обратиться в свою поликлинику, а ночью и в травматологию (оттуда не выгонят, и таблетку нужную дадут, когда припрет), пока вслед за вступлением в должность нового губернатора к руководству Минздравом не пришел решивший стать реформатором Дмитрий Маркелов.
Втайне
Долго ждать не пришлось: 06.07.2024 новый министр вступил в должность, почти сразу сменил заместителей, а уже 21.11.2024 Минздравом Омской области было подготовлено и вскоре подписано министром здравоохранения Омской области распоряжение от 28.12.2024 №819-р «О мерах по совершенствованию организации оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе по территориально-участковому принципу, в отдельных государственных учреждениях здравоохранения Омской области, расположенных на территории Центрального административного округа города Омска» о ликвидации филиала поликлиники. Иными словами, никакого анализа не проводилось, данное решение очень далеко от интересов пациентов, от интересов здравоохранения.
И ведь действительно видят новые областные руководители непорядок: вот напротив нашей поликлиники был старейший роддом №1 – это было как-то неправильно, в самом центре города – а теперь правильно – там разместился офис федерального застройщика «Эталон» и ресторан «Хуан».
А тут какая-то поликлиника затесалась в торговые ряды. Но люди не виноваты, что в советское время получили квартиры в центральной части города. Тогда работали ликвидированные Сибзавод, два хлебозавода, баня №2, «Сельхозтехника», на месте которых теперь торговые объекты, людям давали жилье. Многие из поставивших подписи под письмом Владимиру Путину во втором и третьем поколении обслуживаются в этой поликлинике. За что областная власть с нами так? Ведь многие из нас отчисляют средства от зарплаты в Социальный фонд России. Мы имеем право на получение достойной медицинской помощи.
Во-первых, обращает на себя внимание тайность, с которой областная власть готовила этот переворот. Население узнало об этом случайно, когда проговорился председатель Омского городского Совета – дело в том, что по закону в таких случаях создается комиссия, и им нужно было направить туда депутата: приказ министра здравоохранения подписан 28.12.2024, а узнали люди об этом по информации из горсовета только 30.01.2025, а иначе бы и сейчас не знали. Это сразу говорит о темных намерениях – ведь когда власть дает прибавку к пенсии сто рублей – про это месяц говорят в СМИ.
Во-вторых, нет никакого объективного обоснования реформы, кроме имеющейся у нас информации об интересе другой федеральной компании к зданию поликлиники.
Дмитрий РЯБИКОВ и вопросы
Когда после начавшегося недовольства объясняться с представителями пациентов 7 февраля 2025 года пришел новый заместитель министра здравоохранения Дмитрий РЯБИКОВ – он назвал единственную причину: экономическая выгода от сокращения расходов на главврача, начмеда, главной медсестры, юриста и бухгалтерии. Цифр у него не было.
Нас всех действительно считают такими безграмотными? Мы тоже читаем федеральные документы: ну будет вместо главврача заведующий филиалом, вместо главной медсестры – старшая, а в бухгалтерии можно сократить только должность главного бухгалтера, так как остальные просто пересядут в другой кабинет, исходя из объемов проходящих средств.
В любом случае цифра экономии смехотворна, более того, больные обсуждали это и народ, как в древности, готов компенсировать областному бюджету эти суммы за счет средств жителей микрорайона и местных предпринимателей, чтобы сохранить поликлинику в нынешнем виде.
Также несерьезно заявление Дмитрия РЯБИКОВА о том, что после прекращения работы поликлиники зарплаты оставшихся врачей вырастут – кто хоть немного знаком с порядком финансирования учреждений здравоохранения, сразу скажут, что это не так: бюджетное финансирование-то подушевое: хоть в поликлинике №1, хоть в кремлевской больнице – вот есть 37 тысяч населения – на них и будет подушевое финансирование.
Кроме основной причины, Дмитрием РЯБИКОВЫМ были приведены еще две: возможность получения медицинского обслуживания эндокринологом и офтальмологом в поликлинике №13, куда хотят присоединить филиал поликлиники (бывшую поликлинику Сибзавода), и приобретение аппарата МСКТ за счет диагностического центра, куда хотят присоединить основную часть поликлиники №1.
Не знаем, кто скрывал от заместителя министра положение дел или он просто поленился подготовиться к встрече, но в поликлинике есть и эндокринолог, и офтальмолог, а если бы и не было – вообще то в силу требований пп.10) и 14) п.8 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного указом губернатора Омской области от 13.11.2007 года №133 – Минздрав Омской области как раз и отвечает, чтобы они были.
Не менее удивляет аргумент про приобретение аппарата мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ). Вообще-то травматологическое отделение поликлиники №1 – самое посещаемое в городе, а в силу требований пп. 33) п.8 указанного выше Положения – к полномочиям Минздрава относится «осуществление функций государственного заказчика по приобретению медицинского оборудования для государственных нужд Омской области» – и именно Минздраву нужно задать вопрос: почему в частных клиниках такие аппараты есть, а в главном травматологическом отделении города – нет, хотя положено в силу требований п.1 раздела «Кабинет компьютерной томографии» приложения №2.1 к указанному выше «Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
Третьей нашей претензией является создание положенной в силу требований ст.29.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ при ликвидации лечебного учреждения комиссии для оценки последствий такого решения без участия пациентов. Специально создали комиссию так, что от Омского городского Совета туда вошел депутат от другого административного округа, который в принципе встречаться с представителями пациентов не стал, а вместо положенных по Закону «общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья» включили председателей двух инвалидских организаций, к нашей поликлинике никакого отношения не имеющих и по понятным причинам зависимых и легко управляемых. Ни один из всех 10 членов комиссии к нашей поликлинике не приписан, а наше предложение включить в состав комиссии бывшего председателя комитета территориального общественного самоуправления «Центральный-1» Светлану. СЕРГИЕНКО и бывшего мэра города, председателя городской общественной организации «Совет ветеранов и пенсионеров» Геннадия ПАВЛОВА отклонено, как и наше предложение провести общественные слушания. Это же извращение сути федерального закона! И почему в комиссии только депутаты от «Единой России» закрывают нашу поликлинику – далеко не все мы за эту партию голосовали?
Четвертое. Не обсуждаем вопрос: законно ли ликвидировали Сибзавод, новую газовую котельную и продали территорию под застройку. Но только что, совсем недавно, было официально объявлено распоряжение мэра города, что на прилегающей территории частным застройщиком будут построены 29 домов высотой до 17 этажей на 5640 человек. Проектом микрорайона строительство медицинского учреждения не предусмотрено, что подтвердил на встрече зам. министра Дмитрий РЯБИКОВ.
Куда пойдут эти люди? А ведь поликлиника №13 (бывшая поликлиника распроданного под застройку объектами торговли оборонного завода им. Козицкого), куда присоединяют филиал поликлиники №1, уже сегодня переполнена, ее площади из расчета имеющегося прикрепленного контингента уже сейчас не отвечают требованиям приложения №1 к указанному выше «Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», что вынужден был признать, отвечая на вопросы, ее главный врач. А прикрепленный контингент увеличивается почти вдвое.
Сегодня к поликлинике №13 приписано 36209 человек, с учетом передаваемого филиала поликлиники №1 и 29 новых домов – пациентов станет 62546 человек, что на 12 тысяч человек больше предусмотренной приказом Минздрава России от 27.02.2016 №132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» максимальной численности населения на одну поликлинику 50 тысяч человек и в два раза больше проектной мощности объекта (он изначально рассчитан на 30 тысяч человек). То есть и для жителей микрорайонов бывших заводов – агрегатного им. В.В. Куйбышева и приборостроительного им. Козицкого медицинское обслуживание станет затрудненным. Это в свою очередь вызывает недоумение и недовольство у тех, кто всегда относился к поликлинике №13.
По нашему мнению, в действиях Минздрава Омской области по закрытию поликлиники №1 имеется коррупционная составляющая. Все знают, что недалеко располагаются объекты частной медицины, и очевидно, что если прекратить или сократить объем медпомощи в здании филиала поликлиники по ул. Кемеровской – часть пациентов просто плюнут и отдадут последнее, чтобы пройти те же процедуры, осмотры и лечение у частников – на то, на наш взгляд, и расчет чиновников.
Пятое, что касается публичных заверений Минздрава Омской области о том, что лакомое здание по ул. К.Либкнехта, 3, единственное в исторической части ул. Ленина остающееся не проданным под коммерцию, останется за поликлиникой как помещение филиала БУЗОО «Клинический диагностический центр» (далее – диагностический центр), то люди не верят чиновникам Минздрава, и для этого есть веские основания. Многие из жителей микрорайона уже были пациентами медучреждения, на базе которого создан диагностический центр – бывшей поликлиники облздравотдела, обслуживавшей руководителей города и области и жителей прилегающих кварталов.
Когда в 2013 году часть здания, где была поликлиника, стали закрывать якобы на ремонт и пошли слухи, что поликлинику закрывают и площади отдают коммерческому диагностическому центру, председатель городского совета ветеранов Геннадий ПАВЛОВ по просьбе обеспокоенных пенсионеров пошел на прием к министру здравоохранения области, и последний заверил, что после ремонта все вернутся в привычную поликлинику. Ровно через месяц карточки бывших руководителей передали в поликлиники по месту жительства, карточки «местных» – в соседнюю поликлинику, а помещения отдали под медуслуги по ДМС. Все в диагностическом центре платное, хотя оборудование куплено за наши бюджетные средства. Да, есть талоны по направлению из ЛПУ, но их ждать приходится месяцами. Но болезнь не ждет. Когда человек болеет – последнее заплатит, на что и расчет Минздрава.
Так будет и на этот раз: после ликвидации поликлиники №1 одним росчерком пера нас вправе уже без всяких комиссий и обсуждений вышвырнуть из диагностического центра, что уже один раз имело место. Филиал по определению бесправен.
Шестое – транспортная доступность. Как известно, теперь в здравоохранении основным является так называемая маршрутизация. Заместитель министра в одной речи сделал два взаимоисключающих утверждения: сначала – что пациентам не нужно будет ходить в здание поликлиники №13 и в диагностический центр, потом – что именно в этих медучреждениях будут созданы условия для приема узкими специалистами. То есть все-таки придется туда ездить, а на прежних местах оставят в лучшем случае только терапевтов. Вот и будет, что после первичного приема больным проложат маршрут до поликлиники №13 или диагностического центра.
Хотя по карте существующий филиал поликлиники №1 по ул. Кемеровской и поликлиника №13 по ул. Яковлева, 145 вроде как недалеко друг от друга – попасть туда прямо по карте не получится: нужно ехать окружным путем через центр города с пересадкой. Омск не Москва и не Санкт-Петербург, у нас ветераны имеют право только на 30 бесплатных поездок в общественном транспорте, а на одну поездку в поликлинику нужно будет израсходовать 4 талона. Но многие люди вынуждены ездить туда на процедуры два раза в неделю. Даже если никуда больше не ездить, им не хватит месячной нормы талонов из-за чиновников- реформаторов. А как быть тем, кто не имеет льгот и денег тоже?!
Что касается диагностического центра. Существующее здание поликлиники по ул. К. Либкнехта находится в середине жилого массива. Чтобы попасть туда – не нужно пересекать никаких транспортных магистралей, спускаться в переходы: взял палочку или ходунки и пошел себе потихоньку. Напротив, диагностический центр находится в другом районе города, аж через мост, и ехать туда нужно на общественном транспорте.
Вновь обратимся к принятому во исполнение федерального законодательства приказу Министерства здравоохранения Омской области от 15 февраля 2019 года №6 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 29.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в приложении «Критерии оценки последствий принятия решения о ликвидации медицинской организации, подведомственной Министерству здравоохранения Омской области, о прекращении деятельности ее обособленного подразделения» в п. 3 указано: «Обеспечение транспортной доступности получения медицинских услуг: обеспечено/не обеспечено». В нашем случае обеспечено, но дорого, сложно и явно хуже, чем сейчас.
А вот п.2 Критериев «Сохранение на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, в котором располагается медицинская организация, ее обособленное подразделение, алгоритма маршрутизации потоков пациентов» явно не обеспечено – маршруты меняются, и не в пользу пациентов.
Наконец, седьмое – последнее и главное – в чем подвох и обман со стороны чиновников. В шахматных задачах есть популярная комбинация: «мат в два хода», черные начинают и выигрывают (белыми назвать их не можем, так как дела их черные).
Мат в два хода
Принося на подпись губернатору эти бумаги, чиновники Минздрава все просчитали. Дело в том, что в силу требований приказа Минздрава России от 27.02.2016 №132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения», поликлиника положена при численности населения от 20 до 50 тысяч человек (если только это не село или райцентр, где просто больше народу нет).
Исходя из имеющейся численности прикрепленного контингента, сами по себе ни филиал поликлиники №1 на ул. Кемеровской (до постройки новых домов), ни головная часть по ул. К.Либкнехта – не имеют необходимого количества пациентов, то есть первым ходом черные убирают филиал на Кемеровской, а потом чиновники разведут руками и скажут, что мы бы и рады пойти вам навстречу и сохранить поликлинику, но вот остаются всего 16 тысяч человек. Мат народу от власти в два хода.
А главное, что мы хорошо понимаем – с того дня, как поликлинику №1 закроют, прекратится действие лицензии на медицинскую деятельность – мы становимся бесправны, решением любого чиновника от медицины нас можно перекидывать куда захотят. Наши права будут нарушены, люди решили бороться до конца, если хотите – за свою жизнь, чтобы этого не допустить.
К сожалению, как представляется, вновь назначенное руководство Минздрава Омской области в принципе нацелено на разрушение сложившейся десятилетиями структуры медицинских учреждений и отнюдь не в пользу пациентов.
В городе Таре, находящемся в 300 километрах от Омска, министр сначала закрыл отделение забора крови, а потом попытались еще и закрыть часть отделений Тарской центральной районной больницы, что не удалось только после обращения трудового коллектива к председателю СК России генералу Александру БАСТРЫКИНУ и уведомления о предстоящей голодовке медперсонала больницы. Причем и тарских пациентов пытались присоединить к … диагностическому центру за 300 километров. Странная любовь нового министра к этому медучреждению. (Или к новому руководителю, которого по известным только г-ну министру причинам пригласили из другого региона – видимо, у нас нет компетентных главврачей возглавить этот самый денежный объект здравоохранения).
И на поликлинике №1 эти ликвидаторы-реформаторы не остановятся, если не найдется руководитель, кто их остановит. Известно, что на очереди у правительства Омской области ликвидация роддома №4 в Советском округе. Когда его закроют, в Омске останутся всего три роддома из семи имевшихся, причем опять, как и ранее роддом №5 в Ленинском округе, закрывают иезуитскими методами: как поясняет персонал, людям просто не дают направления в этот роддом, потом рапортуют, что он не востребован. Как-то не вяжется с объявленным Президентом Российской Федерации новым национальным проектом «Семья». К слову, роддом №4 построен по типовому проекту именно под роддом в больничном городке.
Неудивительно, что в Омской области в 2024 году родилось всего 13962 ребенка, что более чем в два раза меньше, чем 10 лет назад (в 2014 году – 29791 ребенок). За 2024 год численность населения Омской области уменьшилась на 12 650 человек, в том числе 10 тысяч человек – естественная убыль населения, а как еще может быть, если рожать негде – родильные дома закрывают, и лечиться становится все сложнее и затратнее – раз поликлинику закроют.
Характерно, что на вопрос: поступало ли в Минздрав хотя бы одно обращение о необходимости реорганизации или закрытия поликлиники – Дмитрий РЯБИКОВ сообщил, что таковых не поступало.
Когда муниципальные поликлиники передавали из города в область (распоряжение Правительства Омской области от 02.11.2011 №152-рп), тогдашний мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР был против, о чем говорил публично, именно потому, что беспокоился, что часть учреждений будет сокращена. Тогдашнее руководство области, напротив, также публично заверяло омичей, что сокращения количества медицинских учреждений не произойдет. Прошло 14 лет, областные руководители сменились, прежние обещания забыты, бывший мэр города, к сожалению, оказался прав.
Долго молчал потому, что был у министра здравоохранения, который обещал встретиться и пояснить свои аргументы общественности, прошел месяц, стало ясно, что нас просто водят за нос, чтобы подписать бумаги у губернатора и поставить всех перед фактом – а пока врачам выдали уведомления об увольнении по сокращению штатов, два доктора уже нашли себе другие места.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 марта 2025 года.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ