Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Банк «Траст» считает, что полкоттеджа ТУРМАНИДЗЕ продали с нарушением закона

30 марта 2024 18:00
2
2562

Конкурсный кредитор подал кассационную жалобу, в которой указал, что омские суды постановили реализовать недвижимость бизнесмена-банкрота наперекор общепринятой практике. 

Уже после того как успешный бизнесмен Леван ТУРМАНИДЗЕ (на фото) превратился в банкрота, своеобразную славу обрел его дом, возведенный в элитном коттеджном поселке около Старозагородной рощи. Тяжбы по поводу того, кому на самом деле принадлежит коттедж и можно ли за счет его продажи погасить часть долгов перед конкурсными кредиторами, тянулись несколько лет. И вот наконец дом на улице 2-я Кольцевая официально обрел нового собственника. Финансовый управляющий Левана ТУРМАНИДЗЕ Евгений БОРИСОВ опубликовал уведомление о том, что 6 марта предложил выкупить долю должника в праве собственности его бывшей супруге Людмиле ТУРМАНИДЗЕ, а та предложение приняла. В итоге 11 марта был заключен договор купли-продажи, согласно которому Людмила ТУРМАНИДЗЕ стала единоличной владелицей всего дома. Но «Коммерческим Вестям» стало известно, что в этой истории точку ставить рано. По мнению ключевого конкурсного кредитора, судебные решения, на основании которых совершена сделка, противоречат судебной практике.

Приключения коттеджа

Конкурсные кредиторы заинтересовались домом на 2-й Кольцевой еще в далеком 2017 году, когда Левана ТУРМАНИДЗЕ только объявили банкротом. ТУРМАНИДЗЕ предъявил им договор о том, что еще в 2013 году подарил коттедж своему сыну Эдуарду, но в мае 2018 года суд признал договор дарения недействительным. Спустя два месяца, в июле 2018 года, бывшая супруга должника Людмила ТУРМАНИДЗЕ вдруг объявила, что дом на самом деле принадлежит ей по соглашению о разделе имущества, составленному еще в феврале 2013 года. Однако во время судебного разбирательства выяснилось, что соглашение содержит ссылки на события 2014 года и документы 2017 года, а значит, подлинным не является. Коттедж остался в конкурсной массе Левана ТУРМАНИДЗЕ.

И все же в 2019 году Первомайский районный суд признал недвижимость совместно нажитым имуществом, поскольку при строительстве этого коттеджа Леван и Людмила ТУРМАНИДЗЕ состояли в браке. В 2021 году Людмила ТУРМАНИДЗЕ потребовала преобразовать дом из индивидуального в двухквартирный, но суд отказал в удовлетворении этого иска. Первомайский райсуд согласился с доводами кредиторов, что это больше всего похоже на затягивание процедуры банкротства.

Только к началу 2023 года финансовому управляющему БОРИСОВУ удалось добраться до главного – до положения о порядке реализации этого объекта недвижимости. Правда, согласовывать и утверждать положение через арбитражный суд пришлось почти весь 2023 год. К тому времени признанная несостоятельной в августе 2021 года Людмила ТУРМАНИДЗЕ уже успела выйти из банкротства по заявлению конкурсного кредитора: к сентябрю 2023 года у него претензий к ней не осталось. Однако итоговое положение о продаже имущества устроило не всех участников тяжбы.

Равно ли целое сумме его частей?

Финансовый управляющий БОРИСОВ предлагал выставить коттедж на аукцион, продать, а вырученную сумму разделить пополам, так как бывшим супругам принадлежит по половине дома. Причитающиеся Левану ТУРМАНИДЗЕ деньги поступили бы в его конкурсную массу для дальнейшего распределения между кредиторами. Конкурсные кредиторы ПАО «Банк Траст» и АО «ИТ Банк» идею поддерживали, поскольку это распространенная в подобных случаях практика.

Представитель Левана ТУРМАНИДЗЕ возражал: нужно продавать исключительно имущество должника, то есть принадлежащую ему долю в праве собственности на дом. Право на преимущественное приобретение доли должно принадлежать второй собственнице – Людмиле ТУРМАНИДЗЕ.

Во время судебного разбирательства была проведена экспертиза для определения стоимости дома. Банк «Траст» результатами этой экспертизы остался недоволен, усмотрев в экспертном заключении нарушения. На земельном участке, помимо коттеджа имелись объекты со спорным статусом. Поэтому Арбитражный суд Омской области выполнил расчеты самостоятельно и оценил половину коттеджа в 29,621 млн рублей.

В итоге суд первой инстанции утвердил положение о продаже в измененной редакции. Документ теперь гласил, что реализации подлежит принадлежащая Левану ТУРМАНИДЗЕ половинная доля в праве собственности на дом. Эту долю за 29,621 млн рублей нужно предложить Людмиле ТУРМАНИДЗЕ как лицу с преимущественным правом покупки. Если потенциальная покупательница откажется от сделки, то долю Левана ТУРМАНИДЗЕ следует продавать с молотка.

Конкурсный кредитор банк «Траст» обжаловал определение Арбитражного суда Омской области в Восьмом арбитражном апелляционном суде, который тоже расположен в Омске. Кредитор заявил, что внесенные в положение о продаже поправки противоречат сложившейся в России судебно-арбитражной практике. Но апелляционный суд полностью поддержал выводы суда первой инстанции. Финансовому управляющему пришлось исполнить определение Арбитражного суда Омской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда – продать долю Левана ТУРМАНИДЗЕ Людмиле ТУРМАНИДЗЕ по установленной судом цене.

«Траст» обращается в Тюмень

И все же есть вероятность, что состоявшуюся сделку могут оспорить. В конце февраля в расположенный в Тюмени Арбитражный суд Западно-Сибирского округа поступила кассационная жалоба от банка «Траст». Заявитель полагает, что суды первой и апелляционной инстанции нарушили принцип единообразия арбитражной практики.

Законодательство о банкротстве защищает интересы кредиторов, поэтому ставит задачу реализовать имущество должников как можно быстрее и как можно выгоднее – в рамках дозволенного законом. Отсюда и практика продавать находящиеся в совместной или в долевой собственности здания, земельные участки, автомобили и прочие объекты полностью, а выручку от продажи впоследствии делить. Трудно поспорить с тем, что на коттедж найти покупателя гораздо проще, чем на долю в праве собственности с прилагающимися к ней хлопотами по налаживанию отношений со вторым владельцем. По мнению банка «Траст», своими поправками в положение о продаже имущества омские суды существенно снизили привлекательность лота на рынке: сбывать долю и долго, и невыгодно.

Некогда частный банк «Траст» в свое время выкупило государство, чтобы превратить его в банк непрофильных активов, или, как иногда говорят, «банк плохих долгов». Подобных Левану ТУРМАНИДЗЕ банкротов со старыми многомиллионными долгами у «Траста» много по всей стране. Соответственно, и практика взыскания богатая. На примеры из нее банк в своей жалобе и ссылается. Арбитражный суд Томской области тоже однажды утвердил положение о продаже долей в праве общей долевой собственности, а не имущества должника целиком. Однако Седьмой арбитражный апелляционный суд изменил это положение, сославшись на Постановление Пленума Верховного Суда РФ. В постановлении разъясняется: в деле о банкротстве одного из супругов подлежит реализации общее имущество – независимо от того, в совместной или долевой собственности оно находится, а второму супругу после продажи выплачивается стоимость его доли. Арбитражный суд Уральского округа, пересматривая определение Арбитражного суда Свердловской области по схожему делу, также подтвердил, что реализации подлежит имущество полностью, а на счет супруга или бывшего супруга после продажи перечислятся собственность его доли.

Банк «Траст» считает, что омские суды неверно истолковали Постановление Конституционного Суда РФ, уточняющее принципы продажи имущества, находящегося в долевой собственности. Банк просит, чтобы кассационная инстанция изменила порядок продажи коттеджа в соответствии с принятой в России арбитражной практикой. В частности, отдельным лотом должен стать непосредственно дом, а не половинная доля в праве собственности. Начальную продажную цену этого лота нужно установить на основании судебной экспертизы. Банк предлагает обязать финансового управляющего направить Людмиле ТУРМАНИДЗЕ предложение о приобретении доли Левана ТУРМАНИДЗЕ в праве собственности на дом по половине начальной продажной цены лота. Если Людмила ТУРМАНИДЗЕ откажется от предложения, банк «Траст» предлагает продать дом на аукционе.

Омская специфика

Собственно, то, о чем просит банк «Траст» в кассационной жалобе, уже произошло. Евгений БОРИСОВ предложил Людмиле ТУРМАНИДЗЕ выкупить долю бывшего мужа, получил согласие и совершил сделку. Доля продана. В чем же разница?

В цене. «Траст» требует, чтобы экспертиза определила рыночную стоимость целого коттеджа. Арбитражный суд Омской области не согласился с представленными ему и противоречащими друг другу выводами экспертной организации и финансового управляющего и сам вычислил цену лота – не коттеджа, а доли. Восьмой арбитражный апелляционный суд утвердил эти расчеты.

Почему омские суды отклонились от распространенной судебной практики? Кассационная жалоба – не тот жанр, где можно выдвигать версии, поэтому банк «Траст» ограничивается обтекаемой фразой о неверном истолковании Постановления КС РФ. Гипотезы тут можно строить разные...

Однако будущее постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа затронет интересы не только семьи Левана ТУРМАНИДЗЕ и его кредиторов. За 2022–2023 годы в России резко выросло количество физлиц-банкротов. У многих из них в совместной или долевой собственности находится подлежащее продаже за долги имущество. Массив судебной практики по поводу реализации такого имущества будет иметь значение для множества кредиторов и физлиц-совладельцев – особенно если речь идет не о скромном огороде в шесть соток, а действительно о ценных активах, наподобие оцененной в многомиллионные суммы недвижимости.

Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 марта 2024 года.

Фото из архива «Коммерческих Вестей»



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Омич 8 апреля 2024 в 14:26:
Александр, держи себя в руках, сопереживай пожалуйста тише и не мешай получать удовольствие от этого поединка.
Александр Цыпин 31 марта 2024 в 09:00:
Отстаньте вы уже от этой семьи со своими псевдоправопритязаниями.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий

В Омске суд в третий раз запретил работу полуподпольной нефтебазы «Памир» Павла МАКСИМОВА

Ранее оперативники УЭБиПК с привлечением спецов Ростехнадзора и бойцов спецназа СОБР зафиксировали нарушения промбезопасности

22 ноября 14:00
0
31

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.