В омском театре «Арлекин» показали, куда приводят мечты.
На прошлой неделе в Омском государственном театре куклы, актера, маски «Арлекин» состоялась премьера спектакля «Калоши счастья» по пьесе Пети ТРОФИМОВА в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Алексея СМИРНОВА и главного художника Московского театра кукол, лауреата премии «Золотая маска» Евгении ШАХОТЬКО. Балетмейстер – заслуженный артист России Виктор ТЗАПТАШВИЛИ.
Петя ТРОФИМОВ – это псевдоним Алексея СМИРНОВА как драматурга (нетрудно догадаться, что имя взято из чеховского «Вишневого сада»). Пьеса написана им на основе сказок Ганса Христиана АНДЕРСЕНА «Калоши счастья» и «Директор кукольного театра».
Рассказанная в спектакле невероятная история произошла в Дании «сравнительно недавно» – примерно двести лет назад. На свой день рождения хозяйка светского салона (Наталья ВОЙДАК) решила развлечь публику кукольным представлением. Среди гостей оказались две феи – Фея Радости (Ирина СЕРГЕЕВА) и Фея Печали (Елена ФАЛАЛЕЕВА).
У Феи Радости тоже был день рождения – ей исполнилось «всего» 816 лет («Всё в этом мире относительно», – постоянно напоминают нам). И, несмотря на возражения и пессимистические прогнозы своей мудрой сестры, юная фея решила одарить гостей салона калошами счастья. То есть преподнести счастье спонтанно – кто окажется в волшебной обуви, у того тут же начнут сбываться мечты.
И чудеса не заставили себя ждать. Строгий Советник (Эдуард ПАВЛИНЦЕВ) вдруг оказался в своем любимом средневековье, Сторож (Геннадий ВЛАСОВ) – на Луне.
Письмовыводитель, или проще – чиновник канцелярии (Дмитрий ВОЙДАК) пообщался с настоящим поэтом, а также стал птицей, Студент (Роман ШУНИКОВ) отправился в путешествие по людским сердцам. Вот только принесло ли им это счастье?
Думается, все-таки предупреди фея, что желания начнут сбываться немедленно и буквально, вряд ли люди были бы столь легкомысленны.
И Советник наверняка не захотел бы реально оказаться в средневековье, где грязь, отсутствие элементарной инфраструктуры, а еще – чуть что, тянут на костер.
Не захотел бы стать птичкой, чирикающей в клетке по соседству с попугаем, и Письмовыводитель, какой бы серой ни была его настоящая жизнь.
Только Директор театра (Артур АРУТЮНОВ), наверное, все-таки лишь через горький опыт познал бы, что лучше манипулировать безмолвными куклами, чем живыми актерами, которые качают права, требуют новых костюмов, отдельных гримерок и главных ролей.
«Бойтесь своих желаний – они имеют свойство сбываться», – скажет Фея Печали, не отказав себе в удовольствии поторжествовать над не в меру восторженной и верящей в лучшее сестрой. У Алексея СМИРНОВА тема осторожного обращения с желаниями, похоже, тоже любимая, как и тема непростых отношений заказчика и творца. Обе были подняты в его предыдущем спектакле, поставленном на сцене «Арлекина», – «Сказка о добром короле, его мудрой жене и хитрой тетушке Уне». Спектакль стал лучшим по итогам 2016 года.
Уникальность нынешней постановки заключается в том, что в ней впервые задействованы самые разные системы театра теней плюс живой и кукольный планы. Спектакль технически настолько сложен, что порою, кажется, актеры забывают о драматической игре.
Труден может оказаться спектакль и для детского восприятия, а рекомендован он для детей с 8 лет. Во всем остальном это достаточно захватывающее и поучительное зрелище, в конце которого хочется сказать: не бойтесь своих желаний, просто умейте их правильно высказать и чаще задумывайтесь над тем, что же такое настоящее счастье.
Фото © Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин»